Главная / Русский язык и литература / урок-размышление на тему "Прощание с Матерой" В. Распутин

урок-размышление на тему "Прощание с Матерой" В. Распутин

Урок-размышление над текстом. (На материале повести В Распутина «Прощание с Матерой»)

11 класс .



Цели урока:

Обучающая: Формирование навыка погружения в текст художественного произведения, анализа и интерпретации текста; совершенствование речеведческих навыков (В том числе необходимых для выполнения задания В8 ЕГЭ);

Развивающая: развитие читательских навыков, умение правильно излагать мысли при вступлении к сочинению и сформулировать проблему текста;

Воспитательная: формирование чувства гражданственности, исторической памяти, гуманизма.

Ход урока: Часто поводом для размышления становится прочитанное. В этом и заключается цель писателя – воздействовать на мысли и чувства читателя, привлечь внимание к какой-либо важной проблеме. Наш собеседник сегодня – Валентин Григорьевич Распутин.

  1. Актуализация знаний. Презентация «Валентин Распутин»

Есть среди творческого наследия Распутина произведение необычное – это повесть «Прощание с Матёрой». О ней и пойдет речь.

  1. На пороге текста . 1) Заголовок. С чего всегда начинаем знакомство с книгой? Слайд

2) Что такое «Матёра»? Слайд

В Сибири, где реки петляют, а потом распадаются на несколько развилок, есть понятие «Матёра» так называют основное течение, стержень реки. В повести Распутина Матёра – это и остров, и одноименная деревня.

3. Погружение в текст. Работа в парах с фрагментами 1 главы. Выводы. Слайд

4. Работа с текстом. Чтение и анализ по вопросам.

1 ( Прием противопоставления ; Наступила очередная в своем нескончаемом ряду весна, но для Мещеры последняя)

2 ( Анафора, которая привлекает наше внимание к постоянному, вечному. Жизнь природы, смена времен года, повторяющиеся природные явления – вечен окружающий нас мир, живущий по установленным законам) Повторение слова ОПЯТЬ в пейзаже создает впечатление, что мир гармонии будет существовать всегда, но постепенно появляется ощущение трагичности и неустойчивости жизни в Матёре.

3 ( Все это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен, не отставая и не забегая вперед каждого дня матёра вписывалась в жизнь природы, была частью мира.НО… эта весна для нее последняя)

4 ( Опять использован прием противопоставления Все так, да не так, то же, да не совсем)

( посадили огороды – да не все посели хлеба – да не на всех полях и Наконец, многие жили на два дома)

( та Матёра –да не та – а как некий вывод эти перемены не только изменяют мир Матёры, а разрушают его)

5 « Не та Матера, потому что повяла деревня как подрубленное дерево)

(Матера – живой организм.)

6 ( Подчеркивается безжизненость изменяющейся Матёры «мертво застыли окна, гуще и нахальней полезла крапива» в деревне новый хозяин – нечистая сила, которая определяет ход наступающей жизни, открывает и закрывает ворота, чтобы сильнее сквозило, скрипело и хлопало.

Трагичность мира матёры тем сильнее ощущается, что люди покидают деревню, хозяева этого мира косвенно становятся виновниками разрушения - «Во многих избах было не прибрано, не белено, и ополовинено Раздвоенная жизнь , жизнь на два дома» - это плата жителей деревни

А За что? – за некое предательство, уход .

5. После чтения. Выполнение задания в формате В8 ЕГЭ. Слайд

6. Самопроверка и самооценка выполненного задания. Слайд

7. Формулировка проблемы текста. Слайд №6

8. Подготовка вступления сочинения и проблемы.

9. Домашнее задание: Написать сочинение.

урок-размышление на тему "Прощание с Матерой" В. Распутин
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок-размышление над текстом.  (На материале повести В Распутина «Прощание с Матерой»)

11 класс .

 

Цели урока:

Обучающая: Формирование навыка погружения в текст художественного произведения, анализа и интерпретации текста; совершенствование речеведческих навыков (В том числе необходимых для выполнения задания В8 ЕГЭ);

Развивающая: развитие читательских навыков, умение правильно излагать мысли при  вступлении к сочинению и сформулировать проблему текста;

 

Воспитательная: формирование чувства гражданственности, исторической памяти, гуманизма.

Автор Доржиева лариса Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 627
Номер материала 43169
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓