Главная / География / Урок-путешествие "Вулканы и Гейзеры" ( 6 класс)

Урок-путешествие "Вулканы и Гейзеры" ( 6 класс)

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

Тракторозаводского района г. Волгограда



Урок –путешествие "Вулканы и Гейзеры".

(6 класс)



Цели урока:

Образовательные:

расширить и углубить знания о вулканах и их строении, познакомить с географией их размещения;

выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников;

Развивающие:

развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету, бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, атласы, контурная карта полушарий, картина К.П.Брюсова «Последний день Помпеи», опорный конспект урока.

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Особенности данного урока:

- данный урок является седьмым по теме «Земная кора». До этого дети изучили строение Земли и литосферы; горные породы и минералы, слагающие литосферу и их использование человеком; виды движения земной коры; землетрясения. На данном уроке продолжалось формирование знаний о внутренних процессах, изменяющих поверхность Земли – вулканизм.

В ходе урока развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новые знания, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации.

Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер, Тихоокеанское огненное кольцо, боковой кратер продукты извержения.

Планируемые достижения учащихся на уроке (чему учащийся должен научиться, что усвоить):

- иметь представление о строении и типах вулканов, географии размещения районов вулканизма на карте мира;

- давать характеристику г.п. вулкана по географической карте;

- развивать умения работать с контурными картами, с учебными текстами;


Х О Д У Р О К А.

1.Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

- О каком явлении природы мы будем говорить сегодня? (О вулканах.),

Сообщение темы и целей урока.

Дети, у каждого из вас на парте лежит опорный конспект урока, с которым вы будете работать по ходу изучения новой темы.

- Сегодня вы узнаете: что такое вулкан, каково его строение, какие виды вулканов бывают, откуда пошло название, где они образуются , а так же что такое гейзеры и каков их принцип действия. Откуда же пошло название «вулкан»?) Учитель рассказывает о древнегреческих мифах, связанных с богами Гефестом и Вулканом. Вывод: со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.

Строение вулкана. Рассмотрим схему "Строение вулкана".

( Давайте обратимся к технологической карте где есть схема строения вулкана и, используя рисунок на слайде, учащиеся самостоятельно заполняют схему) .

Учитель дает объяснения к схеме:.

Под давление расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана.

На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).

Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми. Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана.

( В тетрадь записывают понятия:

Вулкан - конусовидная гора

Очаг магмы – место скопления магмы

Жерло - узкий канал, по которому поднимается магма

Кратер- углубление на вершине горы)

Учитель. Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрогается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути. (Продукты извержения: Пепел, Лава , Вулканические бомбы).

Немые свидетели вулканической деятельности.

Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить об извержении вулкана Везувий в Италии, уничтожившего город Помпеи, Геркуланум и Стабию.

Шли годы.. На поверхности пепла и лавы образовалась почва, возникли новые поселения. Жители новых городов стали находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет назад… (Картина Брюлова «Гибель Помпеи).

Учитель: «Так какие бывают виды вулканов?» Виды вулканов.

- По типу и строению конусов все вулканы делятся на : конусообразные, щитообразные, куполообразные.

Учащиеся составляют схему типов вулканов.

hello_html_m72d5ba3b.gifhello_html_16687f8b.gifhello_html_57aed7ff.gifВулканы по форме

Конический Куполообразный Щитовой

- По своей активности вулканы делятся на 3 группы:

действующие, потухшие, заснувшие.

Прочитайте учебник (стр. 62) и ответьте на вопрос, чем они отличаются?

На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы есть на всех материках, кроме Австралии. Это вулканы Ключевская Сопка (самый высокий действующий вулкан Евразии - 4750м), Кракатау, Фудзияма, и др.

Есть вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это потухшие вулканы. К ним относятся влк. Эльбрус в горной системе Кавказ, влк. Килиманджаро в Африке .

Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые считались потухшими, но они вновь начали извергаться.

Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов. Например, в районе Тихоокеанического огненного кольца - 80% вулканов Земли ( Камчатка, Япония, Индонезия, Юж. и Сев . Америка), (Слайд 10).

Заполнить схему «Типы вулканов», используя данные атласа. (Прил.1)

Учитель: «Где образуются вулканы?»

- Вулканы образуются не только на суше, но и на дне океанов . Попробуйте объяснить в чем причина появления вулканов на суше (трещины в земной коре) и в океане (тонкая земная кора, легко прожечь). Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров вулканического происхождения. Например, Гавайские, Курильские острова.

- Самое большое количество вулканов на Земном шаре образовалось по периметру Тихого океана, где проходят зоны соединения литосферных плит.

Учитель. В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники. Температура воды горячих источников довольно высокая. Зимой, когда температура воздуха -25 ◦С в водоемах, наполненных водой из горячих источников, много купающихся. Этой водой так же отапливают помещения.

- Почему они расположены именно в этих районах?

Горячие источники спокойно вытекают из трещин в земной коре.

Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами.

-Чем же объяснить эту загадку природы?

Учитель. Гейзерыэто периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой.

Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы. Они есть на Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара.

В России на полуострове Камчатка есть Долина Гейзеров. Там расположено 20 крупных и 300 мелких гейзеров.

Самый большой камчатский гейзер – Великан, выбрасывающий фонтан диаметром до 3 м и высотой 40- 50 м. Он фонтанирует каждые 5- 6 часов. Вода гейзера –минеральная, в ней содержатся соли различных веществ. Остывая на поверхности земли, она напоминает снег- это пласты минерала гейзерита.

Практическая работа. Нанесение на контурную карту вулканов.

Закрепление нового материала. (Задания в приложении)

  1. Найдите пару.

  2. Значение вулканов

Подведение итогов урока

- Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.

Этап рефлексии:

1.Сегодня на уроке мне…

2. Меня особенно удивило то, что…

3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

4. Было бы хорошо, если бы…

5.Мне не понравилось…

Д/з , параграф 17.

1.Составить рассказ на основе опорного конспекта

2. Найти интересные факты о вулканах Земли


Литература

1. В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География «Землеведение»,6 класс / М.: «Дрофа», 2010.

2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии / М. : «Вако», 2007.

3. Гритченко Н.В. Урок в 6 классе «Вулканы, горючие источники, гейзеры» // География в школе. – 2000. - №4

4. Ефимов С.И. Художественная и научно-популярная литература на уроках физической географии // География в школе. – 2004. - №6

Приложение 1. Заполнить схему «Типы вулканов», используя данные атласа

Вулканы

hello_html_15961cbf.gif

hello_html_4641c3ba.gif

hello_html_77efca9f.gif

Действующие

Потухшие

Уснувшие

вулканы, извергавшиеся на памяти человечества


не извергавшиеся на памяти человечества

те, которые потухли, но вдруг начинают действовать

вулкан Мауна - Лоа

вулкан Килауэа

Гавайские о-ва

вулкан Килиманджаро

гора Эльбрус

гора Казбек

Крым,

Забайкалье





2.Работа на к/к

Пользуясь Картой литосферных плит атлас мы сейчас нанесем на контурную карту вулканы Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка. Найдите их в атласе. Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены?

* влк. Килиманджаро и определите их координаты и заполните таблицу.

hello_html_m58ae7abb.gif

  1. Заполните таблицу , используя данные атласа

Название вулкана

Материк, где находится

Абсолютная высота (м)

Действующий или потухший

координаты

Ключевская Сопка

Евразия

4750

действующий

68°с. ш 160°в.д.

Везувий

Евразия

1281

действующий

42° с.ш.14°в.д.

Этна

Евразия

3823

действующий

38° с.ш.14°в.д.

Эльбрус

Евразия

5642

потухший

43° с.ш.43°в.д.

Кракатау

Евразия

816

действующий

6° ю.ш. 115° в.д.

Фудзияма

Евразия

3776

потухший

36° с.ш.139°в.д.

Килиманджаро

Африка

5895

потухший

3° ю.ш. 38° в.д.







  1. Закрепление нового материала

Жерло

Чашеобразное углубление на вершине вулкана

"Найдите пару"





Кратер



Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются







Вулкан



Горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.





Гейзер

Канал, по которому магма движется к земной коре







Жерло



5. Значение вулканов

положительное

отрицательное

Вулканический пепел- плодородный слой

Гейзеры- используют для отопления жилых домов, теплиц и т.д.

Извержения вулканов угрожают жизни людей и наносят материальный ущерб .

Лавовые потоки разрушают здания, перекрывают дороги и сельскохозяйственные земли.

Вследствие вулканических извержений на крышах зданий накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением.

Попадание в легкие мельчайших частиц пепла приводит к падежу скота.

Взвесь пепла в воздухе представляет опасность для автомобильного и воздушного транспорта.







Приложение 1 к слайду 3

Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов.

В Тирренском море есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрагался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым, ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.

Приложение 2 к слайду 8

Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи, Геркуланум и Стабия. Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э. Весь ужас этой природной катастрофы отражен на полотне Карла Брюллова "Последний день Помпеи".

Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Город засыпал слой пепла толщиной до 3 метров.









Опорный конспект урока



1. Строение вулкана

Составные части

определение

вулкан


очаг магмы


жерло


конус


кратер


2. Продукты извержения:



3. Заполнить схему «Типы вулканов» (по времени извержения)


Вулканы


hello_html_15961cbf.gif

hello_html_4641c3ba.gif


hello_html_77efca9f.gif








  1. Главная причина возникновения вулканов -

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









5. Практическая работа «Характеристика Г.П. вулкана»

Название

На каком материке и в какой его части

Географические координаты

Абсолютная высота

Действующий или потухший

Ключевская сопка






Килиманджаро




Везувий






Этна





Эльбрус





Кракатау





Фудзияма





6. Значение вулканов

положительное

отрицательное

















Урок-путешествие "Вулканы и Гейзеры" ( 6 класс)
  • География
Описание:

Урок-путешествие "Вулканы и гейзеры" предусмтривает ислледовательскую работу с использованием: атласа, к/к,  с таблицами, учебными текстами,опорного конспекта и.др.

В ходе урока развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новые знания, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации.

Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер, Тихоокеанское огненное кольцо, боковой кратер продукты извержения.

 

 

Автор Привалова Людмила Альбертовна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 965
Номер материала 23862
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓