Главная / Начальные классы / Урок-путешествие по окружающему миру для 4 класса "Кто и когда совершил первые кругосветные путешествия"

Урок-путешествие по окружающему миру для 4 класса "Кто и когда совершил первые кругосветные путешествия"

Урок-путешествие окружающего мира в 4 классе

Тема: «Кто и когда совершил первые кругосветные путешествия вокруг Земли».

Цели: познакомить учащихся с особенностями Мирового океана, сформировать представление учащихся о первых кругосветных путешествиях вокруг Земли, воспитывать патриотизм, любовь к Родине и познавательный интерес, формировать УУД.

Задачи:

  • образовательные: формировать умение ставить учебную задачу, умение использовать наглядную модель (карту); повторение материков и океанов.

  • развивающие: развитие наблюдательности, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, вырабатывать коммуникативные умения, функционирующие при слушании, говорении, чтении и письме, представлять информацию схематично, модельно, переводить в словесную форму.

  • воспитательные: способствовать воспитанию самостоятельности, интересу к учебной деятельности.

Дидактический материал и оборудование:

  • компьютер, ИД Smart Board, ПО Smart Notebook 10.0;

  • Интернет- ресурсы;

  • учебник: О.Т. Поглазова «Окружающий мир» для 4 кл. в 2 ч. Ч.2 – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005.- 159с.;

  • свитки с заданиями о путешественниках;

  • отрывок из мультфильма «Лягушка-путешественница»;

  • аудиофайлы;

  • презентация выполненная в программе Smart Notebook 10.0

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель:Ребята, за работу на уроке вы будете получать карточки: красная – отлично, синяя – хорошо, жёлтая – удовлетворительно. А потом мы поведём итог работы.

Учитель: Готовы ли сегодня на нашем уроке к получению новых знаний? Но сначала давайте с вами вспомним…



  1. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

Учитель: Кто открыл шестой материк Земли? (Ф. Беллинсгаузен, М.Лазарев).

Учитель: Какой материк они открыли? (Антарктида)

Учитель: Чем опасны путешествия в Антарктиду? (Обжигающими холодными сильнейшими ветрами, жестокими штормами, плавучими льдами).

Учитель: Как образуются айсберги? (Откалывается часть ледника, двигается по долине и достигает моря).

Учитель: Чем сходны и чем различаются природные условия Антарктиды и Арктики? (Обе области покрыты льдом, средняя годовая температура одинаковая; Арктика – область покрытая вечными льдами, а Антарктида – суша, покрытая континентальными ледниками).

Учитель: Обитаема ли Антарктида? Какие и где встречаются там растения и животные?

(Обитаема. Растения – мхи, лишайники; животные – киты, кашалоты, тюлени, морские слоны; птицы – альбатросы, чайки, пингвины).

Учитель: Живут ли там люди в Антарктиде? Чем они занимаются? (Да. Там люди работают на полярных станциях).

III.Проблема.

Учитель: Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из мультфильма.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Лягушка-путешественница».

Учитель: Из какого мультфильма этот фрагмент?

Ученик: Лягушка-путешественница.

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на нашем уроке?

Ученик: О путешествии.

Учитель: Да, мы узнаем, кто и когда совершил первые кругосветные путешествия вокруг Земли.

Слайд №1



Учитель: Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Ученик 1: Что такое кругосветное путешествие?

Ученик 2: Какой из океанов считается самым большим?

Ученик 3: Кто и когда первым совершил кругосветное путешествие?

Ученик 4: На чём совершали кругосветное путешествие?

Ученик 5: Какими качествами должны были обладать путешественники?

Слайд №2

Учитель: Ну а чтобы ответить на наши вопросы, мы с вами совершим кругосветное путешествие, не выходя из класса. Будем плыть по рекам, морям и даже океанам.

Слайд №3

Учитель: Сегодня мы не простые ученики, а первооткрыватели и обязательно откроем что-то новое и неизвестное, познакомимся с именами многих известных первооткрывателей. Итак, в путь!

Учитель: Ребята, а для путешествия что нужно?

Ученик: Карта.

Слайд №4 (двойной слайд)

Учитель: С этой картой можно отправиться в путешествие по Мировому океану?

Ученик: Нет.

Учитель: Что нужно видеть на карте?

Ученик: Материки и океаны.

Учитель: Давайте, одна группа поработает возле доски и договорится между собой, где какой материк и океан находятся. А остальные ребята проверят.

Группа детей работает у доски.

Учитель: Проверьте, правильно ли ребята распределили объекты.

IV .Работа по теме урока



Учитель: Путешествуем дальше.

Слайд №5

Появляется бочонок с заданиями

Учитель: Ребята, к нам на борт корабля занесло бочонок с заданиями. Давайте посмотрим, что нам предстоит сделать.

Учитель подносит бочонок с заданиями, а дети достают их и зачитывают.

Ученик: Поработай с текстом учебника.

Прочитай текст и составь маршрут путешествия Магеллана.

Учитель: Один ученик будет работать с этим заданием, а остальные будут поработать самостоятельно с учебником на с.152-153, с первыми четырьмя абзацами.

Читая текст, вам следует помечать соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Слайд №6

Учитель предлагает ребятам поработать приёмом критического мышления «инсертом».

V «галочкой» помечается то, что уже вам известно;

- знаком «минус» помечается то, что противоречит вашему представлению;

+ знаком «плюс» помечается то, что является для вас интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Читая текст, вы помечаете соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.


На выполнение даётся 5 минут, а затем проверяется. Каждый вариант по очереди рассматриваем.

Учитель: На какие-то вопросы вы получите ответ на уроке, а какие-то рассмотрите самостоятельно.

Проверяется следующее задание.

Учитель: Давайте укажем на карте полушарий путь первой экспедиции вокруг Земли. Один зачитывает путь, который составил по тексту, а другой ученик будет его показывать.

Слайд №5

Ученик выходит к доске и показывает.

Учитель: Ребята, можно я достану задание из бочонка? (Да)

V.Физминутка.

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Ведь продолжить путь нам нужно.

VI. Закрепление.

Учитель: Ребята, достанем следующее задание из бочонка.

Ученик достаёт задание и читает его.

Ученик: Распредели имена учёных по таблице: «Знаю. Хочу узнать».

Слайд №7

Ребята на ИД Smart Board распределяют имена учёных, передвигая по доске.

Учитель: Давайте, вы приготовите нам сообщения об этих путешественниках , а мы вас послушаем.

Раздаются свитки

Через 3 минуты дети выходят к доске и рассказывают об учёном, а учитель обводит учёного волшебным карандашом по слайду№7 на ИД Smart Board .

Слайд №8

Учитель: Хотите узнать, на чём можно совершать путешествие вокруг Земли?

Ученики: Да.

Учитель: Я предлагаю вам разделиться на 5 микрогрупп и найти ответ на вопрос по данным ссылкам:

  1. http://viaestvita.net/ru/krugosvetnoe-puteshestvie/

  2. http://www.geoglobus.ru/info/review25/gbus.ru/info/review25/geography-5011.php

  3. http://www.dp.ru/a/2009/03/30/Krugosvetnoe_puteshestvie/

  4. http://www.filosof.motojopa.ru/about/

  5. http://ddvt.narod.ru/ArticlesMy/RoundTheKbrled.htm





Учитель предлагает ребятам по технологии вебквест (webguest) при помощи сети Интернет поискать нужную информацию. Дети работают с ресурсами сети Интернет по ссылкам.

Ученик 1 :24-х-летний Ив Бонне, французский студент, совершил большое путешествие вокруг света на велосипеде. Весь путь занял у него полторы тысячи дней. За это время он проехал 75 тысяч км через все природные пояса, от полярного до тропического.
Ученик2: А сирийская женщина Аднау Азау для путешествия выбрала коня. Верхом она проскакала 35 тысяч км по 4 континентам. Путешествие заняло у нее 3 года и 7 месяцев.

Ученик3: Индиец Ашок Кумар отправился вокруг света на мотоцикле. Его кругосветка началась в апреле 1971 года и продолжалась более 16 лет. За время своего путешествия Кумар проехал 400 тысяч км, побывал в 150 странах на всех обитаемых континентах. По пути ему приходилось делать остановки, чтобы починить слегка забарахливший мотоцикл и подзаработать средств для продолжения путешествия. В Уругвае он дважды попадал в серьезные аварии, после которых чудом остался жив. Один раз попал в ДТП на зимней дороге в Финляндии. Но зато теперь его имя есть в «Книге рекордов Гиннессса», как «большого любителя путешествий на мотоциклах».

Ученик4: 12 апреля 1961 — летчик советских ВВС Юрий Гагарин осуществил первый в истории человечества космический полёт, за 108 минут совершив один виток вокруг Земли на корабле «Восток-1».


Ученик5:
19921993 - Алексей Воров и Михаил Дуткевич совершили кругосветное путешествие автостопом. Участники экспедиции совершили путешествие вокруг земного шара, не пользуясь никаким рейсовым транспортом, побывав в 25 странах Евразии, а также Северной и Южной Америках. Путешествие заняло 522 дня (с учетом времени, потраченного на получение виз). За это время было пройдено 83000 километров.


Учитель: Какими качествами должны обладать путешественники?

Ученики: Смелость, выносливость, решительность, быстрота, настойчивость.

VII. Итог урока.

Учитель: Кто и когда совершил первое кругосветное путешествие?

  1. Рефлексия

Учитель: Подведём итог нашей работы на уроке. Закончите предложения:

1. Я на уроке узнал…

2. Я на этом уроке понял…

3. Я хочу похвалить…

4. Я захотел узнать…



  1. Домашнее задание

Учитель: У нас в бочонке осталась последняя бутылочка. Достаньте её.



Слайд №9

Ученик: С.152-155, р.т. с.55№20

Оценки за урок

Учитель: Ну что ж, а наш корабль возвращается домой!

Слайд №3







Урок-путешествие по окружающему миру для 4 класса "Кто и когда совершил первые кругосветные путешествия"
  • Начальные классы
Описание:

Я представляю урок-путешествие окружающего мира в 4 классе по теме «Кто и когда совершил первые кругосветные путешествия вокруг Земли». Преподавание предмета окружающий мир ведется по учебно-методическому комплекту «Гармония». Автор учебника О.Т. Поглазова. 

 

Урок отвечает требованиям ФГОС.  Для того,  чтобы учащихся ввести в проблему, было использовано проблемное обучение, т.к. дети сформулировали тему и цели урока на основе просмотра мультфильма «Лягушка-путешественница». Затем с целью формирования познавательных логических УУД было предложено достроить модель карты «Материки и океаны» с восполнением недостающих компонентов.

Далее учащиеся делятся на группы. Первой группе было предложено  прочитать текст и составить  по карте маршрут путешествия Магеллана.  Здесь формируются коммуникативные действия, т.е. умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.  Другая группа работала с текстом  учебника приёмом критического мышления «инсертом». Цель этого приёма: развитие аналитического мышления и отслеживание понимание материала.  V «галочкой» помечается  в тексте то, что уже вам известно; - знаком «минус» помечается то, что противоречит вашему представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для вас интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше. Читая текст, ребята помечали соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

Подготовительным этапом для сообщения о путешественниках было предложено интерактивное задание распределения   имен учёных по таблице: «Знаю. Хочу узнать» .

На заключительном этапе урока был использован приём современных образовательных технологий «Вебквест»(т.е. поиск в сети) – это проблемное задание для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.  Ребятам,   при помощи сети Интернет надо было найти ответы на вопрос, на чём можно совершать путешествие вокруг Земли. Они разделились на 5 микрогрупп и работали по данным ссылкам.  По завершению работы ученики обнаружили, что совершать кругосветное путешествие можно на велосипеде, коне, мотоцикле, космическом корабле, автостопом. В конце урока была проведена рефлексия. Ребятам надо было закончить предложения. 1. Я на уроке узнал…2. Я на этом уроке понял…3. Я хочу похвалить…4. Я захотел узнать…

Автор Краснова Марина Михайловна
Дата добавления 28.03.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 605
Номер материала 58782
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓