Урок – путешествие по
горьковским местам.
Цель этого урока
– познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути
М.Горького, повторить и обобщить изученное в 6-ом классе (повесть Детство),
продолжить работу по формированию умения анализировать прочитанное.
Оборудование
урока: литературный альбом «А.М.Горький»; стенд с книгами: Л.Либединская «Горький
в родном городе», И.Шкап «Семь лет с Горьким»; книги Л.Андреева,
В.Гиляровского, С.Скитальца.
Записи на доске:
Всем хорошим во мне я обязан
книге.
Книга, дружище, как хороший сад,
в котором всё есть: и приятное, и
полезное.
М.Горький
Ход
урока.
Ведущий.
Сегодня на уроке состоится заседание школьного клуба путешественников. Помогут
нам провести его члены клуба (называет фамилии). М.Горький – родоначальник
новой социалистической литературы. «Крупнейший представитель пролетарского
искусства…», - писал Ленин, - «крепко связал себя своими великими
художественными произведениями с рабочим движением России и всего мира…». В
этих словах Ленина определена сущность творческой деятельности гениального
художника.
1-ый
ученик. Мы побываем с вами сейчас в Нижнем Новгороде, в котором 16 марта 1868
года в семье столяра-краснодеревщика родился А.М.Горький. Уже в те годы Нижний
Новгород был одним из крупнейших промышленных центров России. Расположен он у
слияния Волги и Оки. Сюда со всего Поволжья плыли баржи с зерном. Сотни
пароходов, принадлежащих купцам-миллионерам, бороздили волжские просторы. На
«всемирное торжище» - нижегородскую ярмарку – съезжались дельцы и маклеры со
всего мира. Здесь «со сказочной быстротой создавались миллионные состояния»,
«железные люди ковали деньги». А рядом – нищета. Жестокая, страшная. На
пристанях тысячи бурлаков влачили жалкое, полуголодное существование. И всюду
– «комариная жизнь обыкновенных людей», «отвратительная жизнь» мещанства.
За Волгой – глухие сёла старообрядцев, тёмная крестьянская Россия…
Сюда,
в Нижний Новгород, царское правительство ссылало студентов-вольнодумцев из
Москвы и Петербурга, Казани и Дерпта…
В 1932 году Нижний Новгород переименовали в Горький. Это один из крупнейших
населённых пунктов, в котором проживает свыше миллиона жителей, - город
заводов, институтов, театров, сохранивший в своей культуре памятники
архитектуры XVI - XVIII
веков. Скоро здесь будет метро.
2-ой ученик. Детские годы писателя прошли в семье его деда Василия Каширина,
владельца красильного заведения.
Учащиеся читают в классе некоторые фрагменты из повести «Детство», описание
портрета бабушки. Отвечают на вопрос: Кого олицетворяет бабушка Акулина
Ивановна?
Затем звучит короткий рассказ о дедушке Каширине, обсуждается вопрос: Что
осуждает в повести М.Горький?
Параллельно ребята составляют сложный план по рассказам членов клуба
путешественников. Далее я коротко обозначу, о чём шла речь на уроке, ведь
материалы биографии писателя найти нетрудно и нет нужды для этого занимать
место в журнале.
Третий ученик рассказывает о жизни Горького в Казани; четвёртый знакомит с
началом литературной деятельности писателя, используя
иллюстрации из
фотоальбома «А.М.Горький».
Ведущий коротко
говорит о Тифлисе и представляет слово очередному выступающему. На экране –
панорама города Тифлиса, затем появляется портрет народовольца А.М.Калюжного и
звучит рассказ ученика о тифлисском периоде жизни и творчества А.М.Горького.
Пятый ученик
делает сообщение о литературных связях А.М.Горького. На экране – Крым. Ребята
узнают о знакомстве и встречах Горького с Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым…
Учитель
замечает, что в истории дореволюционной русской литературы немало писательских
судеб, на которых лежит сумрачная и трагическая тень. Но даже и на их фоне
бросаются в глаза драматизм и необычность творческой судьбы Л.Андреева. Далее
следует рассказ о нём и о других писателях – соратниках М.Горького.
Шестой ученик
знакомит класс с революционной работой А.М.Горького, рассказывает о его связи с
«искровцами».
Седьмой ученик
демонстрирует на карте маршрут «Путешествия Горького по Руси». На экране
появляется изображение нижегородского острога.
Учитель
обращает внимание ребят на такую черту личности писателя, как страстное желание
помочь людям:
- Ребята,
подумайте, с какой целью я читаю вам этот фрагмент из книги Л.Лебединской
«Горький в родном городе» (глава «Как помочь людям?»).
Выскажите своё
отношение к прочитанному. Итак, речь идёт о том, что А.М.Горький загорается
мыслью открыть для босяков бесплатную читальню имени А.С.Пушкина:
Что и говорить, странное впечатление производила эта читальня, расположенная в
свмом сердце Миллионки. Грязные кабаки. Взад и вперёд по улице снуют оборванцы,
они толпами сидят на тротуарах, хриплый хохот и дикий визг... И в этой клоаке
на небольшом 2-х этажном чистеньком доме вывеска: «Пушкинская народная
читальня»...
Учащиеся
высказывают мнение об этом фрагменте.
Восьмой ученик
рассказывает о связях А.М.Горького с партией большевиков (1905), о поездке
писателя по поручению партии с пропагандисткой целью в Западную Европу и
Америку, о творчестве Горького этого периода, о сближении его с В.И.Лениным в
Италии. Ребята узнают, что Ленин высоко ценил роль Горького в пролетарском
движении, заботился о писателе.
В оставшееся
до звонка время слушаем сочинение-миниатюру «Всем хорошим во мне я обязан
книге».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.