Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок-путешествие по горьковским местам

Урок-путешествие по горьковским местам

Скачать материал

                  Урок – путешествие по горьковским местам.

Цель этого урока – познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути  М.Горького, повторить и обобщить изученное в 6-ом классе (повесть Детство), продолжить  работу по формированию умения анализировать прочитанное.

Оборудование урока: литературный альбом «А.М.Горький»; стенд с книгами: Л.Либединская «Горький в родном городе», И.Шкап «Семь лет с Горьким»; книги Л.Андреева, В.Гиляровского, С.Скитальца.

Записи на доске:

                                                              Всем хорошим во мне я обязан

                                                              книге.

                                                              Книга, дружище, как хороший сад,

                                                              в котором   всё есть: и приятное, и   

                                                              полезное.

                                                                                                        М.Горький

Ход урока.

Ведущий. Сегодня на уроке состоится заседание школьного клуба путешественников. Помогут нам провести его члены клуба (называет фамилии). М.Горький – родоначальник новой социалистической литературы. «Крупнейший представитель пролетарского искусства…», - писал Ленин, - «крепко связал себя своими великими художественными произведениями с рабочим движением России и всего мира…». В этих словах Ленина определена сущность творческой деятельности гениального художника.

1-ый ученик. Мы побываем с вами сейчас в Нижнем Новгороде, в котором 16 марта 1868 года в семье столяра-краснодеревщика родился А.М.Горький. Уже в те годы Нижний Новгород был одним из крупнейших промышленных центров России. Расположен он у слияния Волги и Оки. Сюда со всего Поволжья плыли баржи с зерном. Сотни пароходов, принадлежащих купцам-миллионерам, бороздили волжские просторы. На «всемирное торжище» - нижегородскую ярмарку – съезжались дельцы и маклеры со всего мира. Здесь «со сказочной быстротой создавались миллионные состояния», «железные люди ковали деньги». А рядом – нищета. Жестокая, страшная. На пристанях тысячи бурлаков влачили жалкое, полуголодное существование. И  всюду – «комариная жизнь обыкновенных людей», «отвратительная жизнь» мещанства.

    За Волгой – глухие сёла старообрядцев, тёмная крестьянская Россия…

Сюда, в Нижний Новгород, царское правительство ссылало студентов-вольнодумцев из Москвы и Петербурга, Казани и Дерпта…

    В 1932 году Нижний Новгород переименовали в Горький. Это один из крупнейших населённых пунктов, в котором проживает свыше миллиона жителей, - город заводов, институтов, театров, сохранивший в своей культуре памятники архитектуры  XVI - XVIII веков. Скоро здесь будет метро.

  2-ой ученик. Детские годы писателя прошли в семье его деда Василия Каширина, владельца красильного заведения.

   Учащиеся читают в классе некоторые фрагменты из повести «Детство», описание портрета бабушки. Отвечают на вопрос: Кого олицетворяет бабушка Акулина Ивановна? Затем звучит короткий рассказ о дедушке Каширине, обсуждается вопрос: Что осуждает в повести М.Горький? Параллельно ребята составляют сложный план по рассказам членов клуба путешественников. Далее я коротко обозначу, о чём шла речь на уроке, ведь материалы биографии писателя найти нетрудно и нет нужды для этого занимать место в журнале.

   Третий ученик рассказывает о жизни Горького в Казани; четвёртый знакомит с началом литературной деятельности писателя, используя

иллюстрации из фотоальбома «А.М.Горький».

Ведущий коротко говорит о Тифлисе и представляет слово очередному выступающему. На экране – панорама города  Тифлиса, затем появляется портрет народовольца А.М.Калюжного и звучит рассказ ученика о тифлисском периоде жизни и творчества А.М.Горького.

Пятый  ученик делает сообщение о литературных связях А.М.Горького. На экране – Крым. Ребята узнают о знакомстве и встречах Горького с Л.Н.Толстым, А.П.Чеховым…

   Учитель замечает, что в истории дореволюционной русской литературы немало писательских судеб, на которых лежит сумрачная и трагическая тень. Но даже  и на их фоне бросаются в глаза драматизм и необычность творческой судьбы Л.Андреева. Далее следует рассказ о нём и о других писателях – соратниках М.Горького.

   Шестой ученик знакомит класс с революционной работой А.М.Горького, рассказывает о его связи с «искровцами».

   Седьмой ученик демонстрирует на карте маршрут «Путешествия Горького по Руси». На экране появляется изображение нижегородского острога.

   Учитель обращает внимание ребят на такую черту личности писателя, как страстное желание помочь людям:

- Ребята, подумайте, с какой целью я читаю вам этот фрагмент из книги Л.Лебединской «Горький в родном городе» (глава «Как помочь людям?»).

Выскажите своё отношение к прочитанному. Итак, речь идёт о том, что А.М.Горький загорается мыслью открыть для босяков бесплатную читальню имени А.С.Пушкина:

      Что и говорить, странное впечатление производила эта читальня, расположенная в свмом сердце Миллионки. Грязные кабаки. Взад и вперёд по улице снуют оборванцы, они толпами сидят на тротуарах,  хриплый хохот и дикий визг... И в этой клоаке на небольшом 2-х этажном чистеньком доме вывеска: «Пушкинская народная читальня»...

    Учащиеся высказывают мнение об этом фрагменте.

Восьмой ученик рассказывает о связях А.М.Горького с партией большевиков (1905), о поездке писателя по поручению партии с пропагандисткой целью в Западную Европу и Америку, о творчестве  Горького  этого периода, о сближении его с В.И.Лениным в Италии. Ребята узнают, что Ленин высоко ценил роль Горького в пролетарском движении, заботился о писателе.

    В оставшееся до звонка время слушаем сочинение-миниатюру «Всем хорошим во мне я обязан книге».

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-путешествие по горьковским местам"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В предлагаемом вниманию уроке –путешествии  по горьковским местам  я попыталась показать как города Нижнии  Новгород, Казань, Тифлис помогли становлению Горького как писателя  на первом, начальном этапе его творческого пути.

Исследуя первое десятилетие литературной деятельности М. Горького, мы пришли к выводу, что в самом начале творческого пути писатель встал на, путь художника-урбаниста. В «центре внимания, молодого Горького русский провинциальный город, к образу которого он впервые обращается в 1895 году. В этом же году впервые в творчестве молодого писателя опосредованно проявился образ Нижнего Новгорода («Бабушка Акулина», «Женщина с голубыми глазами», «Дележ»).

В 90-е годы XIX века, перед появлением на литературной арене Максима Горького, Нижний Новгород был достаточно хорошо известен в стране и далеко за ее пределами благодаря Нижегородской ярмарке, практически сразу ставшей международной. В публицистических и художественных произведениях предшественников писателя с топографической точностью изображены город и ярмарка, Волга и Ока, подчеркнута неповторимая красота природного и архитектурного облика города, обрисованы его главные святыни, особо отмечен подвиг нижегородца Кузьмы Минина, подчеркнута роль Нижегородской ярмарки в жизни города, России и мира. По количеству произведений, посвященных Нижнему Новгороду, нет ему равных среди прочих русских провинциальных городов.



Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 828 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.01.2015 382
    • DOCX 16.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жусупбекова Гульнар Исламовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Жусупбекова Гульнар Исламовна
    Жусупбекова Гульнар Исламовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 489
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Курс повышения квалификации

Проектирование и проведение современного урока русского языка с учетом реализации ФГОС основного и среднего общего образования нового поколения

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 321 человек из 64 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 16 регионов

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе