Главная / Русский язык и литература / Урок-проектные мастерские по теме ""Спящая царевна" В.А.Жуковского как литературная сказка"

Урок-проектные мастерские по теме ""Спящая царевна" В.А.Жуковского как литературная сказка"









Шалабаева Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

гимназия № 18 г.Томска






Проектные мастерские по теме:

«В.А.Жуковский.

«Спящая царевна» как литературная сказка»


Предмет: литература




























Томск - 2014


Пояснительная записка к уроку


Дидактическое обоснование

Урок разработан в свете ФГОС ООО.

Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке литературы в 5 классе.

Тип урока: урок систематизации ЗУН

Дидактическая цель: создание условий для систематизации ЗУН

Основные дидактические методы: деятельностный, проблемный, исследовательский, практический.

Форма организации познавательной деятельности:

индивидуальная, групповая

Место данного урока в системе уроков по теме:

Второй урок по теме «Сказки В.А.Жуковского».

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ, проектные мастерские

Используемое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска

Результативность урока: создание собственных продуктов проектной деятельности через системную работу с ИКТ (представлено в приложениях к уроку)




































Разработка урока

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2012 г

Название раздела, темы: Русская литература XIX века. В.А.Жуковский. Сказки

Тема урока:   «В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка»

Тип урока: проектные мастерские

Цели урока:  идейно-художественный анализ сказки «Спящая царевна», формирование УУД

Задачи:

  • Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и Интернета.

  • Вырабатывать умение самостоятельной анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.

  • Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

  • Самостоятельное формулирование познавательной цели

  • Поиск и выделение необходимой информации;

  • Структурирование знаний

  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

  • Рефлексия

  • Смысловое чтение

  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Личностные УУД:  

  • самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;

  • нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

  • на примере отношения В.А.Жуковского к Родине прививать у детей чувство патриотизма.

Регулятивные УУД:  

  • целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД:

  • планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • развитие у обучающихся способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

Средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник,  раздаточный материал, презентация.

Литература: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2    ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.

Межпредметные связи: изобразительное искусство

Ресурсы сети Интернет:



Время, отведенное на реализацию:

  • 1 урок – организационный

  • самостоятельная работа учащихся дома

  • 2 урок – реализация проекта


Организация работы:

учащиеся работают над реализацией 6 проектов в проектных мастерских (в каждой мастерской по 4-5 человек, учащиеся самостоятельно выбирают мастера):

  1. «Биографы»

  2. «Мастера сказок»

  3. «Аналитики»

  4. «Энциклопедисты»

  5. «Сказочники»

  6. «Художники»

+ независимый эксперт (учащийся, который в работе мастерских участия не принимал. Заполнение экспертной карты)

Оформление классной доски: портрет В.А.Жуковского, 6 конвертов с названием мастерских (для проведения рефлексии)


Сценарий урока

по реализации проекта

  1. Оргмомент.

Приветствие учащихся. Постановка целей и задач. Просмотр ролика о важности работы в команде. (Приложение 1)

Вопросы классу:

- Какие выводы мы можем сделать из содержания ролика? (Важно действовать в команде, а не одному)

  1. Слово учителя.

Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

Одним из лучших авторов сказок является В.А.Жуковский, с творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке. Мы многое узнали об этом человеке, но еще больше предстояло вам узнать, когда вы готовились к проекту.

Давайте вспомним некоторые факты из биографии В.А.Жуковского.

(работаем на интерактивной доске – формат документа Smart notebook) . Верно ли утверждение? Необходимо добавить галочки к тем утверждениям, с которыми согласны. (Приложение 2)

Напоминаю, что мы с вами работаем в 6 мастерских. (Приложение 3, слайд 1).

Давайте вспомним, что такое проект и какие структурные части в него входят. (Приложение 3, слайд 2) Чему мы можем научиться, работая над проектом?

В.А.Жуковский стоял у истоков создания литературной сказки. (Приложение 3, слайд 3). Многие сказочники обращались к сюжету о спящей девушке. (Приложение 3, слайд 4). В 1831 году Жуковский представил на суд читателей и критиков сказку «Спящая царевна», над которой он работал чуть больше двух недель.

III. Защита проектов.

Представление творческого «продукта» по итогам работы в проектных мастерских.

Учащиеся рассказывают о том, как работали над проектом: тема, какие цели и задачи поставили, какую выдвигали гипотезу, какие методы использовали, раскрывают структуру работы над проектом, представляют результат работы – продукт.

  1. Мастерская «Биографы».

Цель: изучить биографию В.А.Жуковского и выделить факты биографии, с которыми не были знакомы. Выдвинули гипотезу, что в биографии Жуковского много интересных фактов, о которых будет интересно узнать одноклассникам. Гипотеза подтвердилась. Результатом работы над проектом стало создание виртуальной экскурсии «8 интересных фактов из биографии В.А.Жуковского» (Приложение 4)

  1. Мастерская «Мастера сказок».

Цель: изучить источники о творческом состязании двух сказочников: В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Выдвинули гипотезу, что в творческом поединке победил В.А.Жуковский. Гипотеза не подтвердилась. Пришли к выводу, что оба поэта – мастера литературных сказок. Результатом работы над проектом стала брошюра «Творческий поединок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина». (Приложение 5)

  1. Мастерская «Аналитики».

Члены мастерской работали над проблемным вопросом: что в сказке В.А.Жуковского напоминает русские народные сказки и что отличает. (Приложение 6). Результатом работы стал выпуск брошюры «Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»: черты литературной и народной сказок» (Приложение 6)

  1. Мастерская «Энциклопедисты».

Анализировали язык сказки. Поставили перед собой цель – найти в сказке устаревшие слова, дать их толкование на основе нескольких словарей. Результатом работы стало создание интерактивного словаря «Устаревшие слова в сказке В.А.Жуковского». (Приложение 7)

  1. Мастерская «Сказочники».

Сопоставляли 2 сказки: В.А.Жуковского и «Спящая красавица» Ш.Перо. Структура проекта – Приложение 8. Результатом работы стала сказка собственного сочинения. (Приложение 8)

  1. Мастерская «Художники».

Работали по теме «Спящая царевна» в иллюстрациях художников. Результатом работы стало создание фотоальбома (в распечатанном и электронном виде) (Приложение 9) и создание своих иллюстраций к сказке.

  1. Выступление независимого эксперта, подведение итогов по защите проектов. Рефлексия учителя и учащихся.


V. Самооценка и оценка работы других групп.

Учащимся предлагается письменно поразмышлять над 2 вопросами:

- Какой твой вклад в реализацию проекта.

- Чей проект тебе понравился? Дать обоснование. (Приложение 10)

Положить картинку со старичком-боровичком в конверт, той мастерской, работа которой вам понравилась больше всего (конверты на доске).


VI.Домашнее задание: познакомиться с балладой В.А.Жуковского «Кубок».


Урок-проектные мастерские по теме ""Спящая царевна" В.А.Жуковского как литературная сказка"
  • Русский язык и литература
Описание:

 У       Учащиеся работают над реализацией  6 проектов в проектных мастерских (в каждой мастерской по 4-5 человек, учащиеся самостоятельно выбирают мастера):1.      «Биографы», 2.      «Мастера сказок», 3.      «Аналитики», 4.      «Энциклопедисты», 5.      «Сказочники», 6.      «Художники».

Автор Шалабаева Татьяна Анатольевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1261
Номер материала 24741
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓