Урок
природоведения в 5 классе
Тип
урока: комбинированный
(урок-путешествие)
Тема:
«Среда обитания растений»
Цель:
- продолжать
знакомить учащихся с многообразием растительного мира и приспособлением
растений к среде их обитания;
-активизация познавательной деятельности
учащихся с использованием активных методов обучения;
- воспитание интереса к предмету,
формирование навыков адекватного самооценивания учащихся
Оборудование:
Компьютерная презентация, кроссворды ,
карточки для самостоятельной работы, цветные бумажные яблоки для
самооценивания, «путевые листы»,разноцветные бумажные чемоданчики для
релаксации, фигурка мальчика из бумаги.
Ход
урока:
1.Организационный момент:
Дорогие ребята!
Каждый урок - это увлекательное путешествие.
И мы тоже сегодня
отправимся путешествовать, но об этом немного позже.
Упражнение
«Турпоход»
Цель : раскрепощение
учащихся в начале урока, умение рассказать о себе, о своих личных качествах,
почувствовать желание быть вместе с другими.
(Учащиеся
становятся в круг и все по очереди представляются и называют дату своего
рождения. Далее делятся на группы:
1гр - те, кто
родился в нечётные дни;
2гр.- те, кто
родился в чётные дни;
Каждый в группе
должен рассказать о своих личных качества)
Представьте, что
вы собираетесь в длительное путешествие.
А какими
качествами должны обладать люди, которые идут все вместе в поход?
( выносливость,
дружба, взаимопомощь и обязательно хорошо знать и доверять друг другу).
Но прежде, чем
отправиться в путешествие, нужно проверить ваши знания.
Во время
путешествия вы будете заполнять «Путевые листы», которые вам впоследствии
помогут самим оценить свою работу на уроке а эти яблочки помогут поставить себе
соответствующую оценку. ( раздаю путевые листы и яблоки цветные красное яблоко
-5, жёлтое-4, зелёное-3)
2.Повторение
пройденного материала.
Проверка
домашнего задания
1)1-2гр. Реши
кроссворд «Культурные и дикорастущие растении»
3гр.
Заполните таблицу, используя слова для справок
Растения
|
Дикорастущие
|
культурные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слова для справок:
одуванчик, клубника, берёза, крапива, яблоня, подорожник,
крыжовник, морковь, дуб, капуста.
2)Коррекционное
упражнение «Угадай растение»
1,2гр. У какого
растения самый толстый ствол? Об этом вы узнаете, если правильно выпишите буквы
с желтых листочков.
3гр. Какое дерево
самое высокое? Ответ прячется в красных листьях.
(слайд 3,слайд 4)
Баобаб –
дерево, имеющее самый толстый ствол (в обхвате до 10м), высота до 25 м, живёт
4-5 тыс. лет. Произрастает в Африке. В стволе образуется запас влаги, чтобы
выжить в период засухи.
Секвойя–
самое высокое дерево в мире. Всота достигает 100м. растёт только в Северной
Америке. Живёт до 4тыс. летЭто очень редкое растение, находится под охраной.
Подробно об этих
растениях вы узнаете на уроках географии в 8 классе.
3. Сообщение темы
и целей урока
Итак, наступило
время отправляться в путь в «Царство растений» (Слайд2) где вы узнаете о
многообразии растений, о среде их обитания.В начале урока вы лучше узнали друг
о друге, ведь в путешествие отправляются только с теми людьми, с которыми
хорошо знакомы. Но мы отправляемся не одни. С нами хочет путешествовать ещё
один ученик, которого вы очень хорошо знаете, так как он часто бывает у нас на
уроках и хочет узнать много нового. Это Дима Любознайкин.
( фигурка ученика
из бумаги)
4.Изучение новой
темы:
«Среда обитания
растений»
1) Рассказ
с элементами беседы. Среда называется не только день недели, средой
называют и места произрастания растений. И сегодня в этих местах мы и
побываем. Итак, в путь!
2) ЛЕС.
Когда мы говорим о лесе, то представляем обширную местность, заросшую
деревьями, кустарниками, травами.
Название
леса зависит от того, какие там растут деревья. ( слайд 7,8,9,10)
Если
в лесу растёт больше хвойных деревьев ( ель, сосна, кедр, лиственница)) – это хвойный
лес. В лиственном лесу преобладают лиственные деревья (берёза,
осина, клён, липа, рябина)
Если
в лесу растут хвойные и лиственные деревья вместе – это смешанный лес.
А
лучше запомнить каким бывает лес, вам поможет стихотворение:
Кусты и
деревья, листья на ветках.
Лиственный
лес это. Помните, детки.
Дуб
в нём, берёза ,липы, рябины.
Лещина,
шиповник, ясень, осины.
Если
иголки вместо листвы,
Хвойным
тогда этот лес назови.
Если
в нём есть и листва и хвоинки,
Рядом
и ели растут, и осинки,
Смешанным
лес тот зовётся, друзья.
Тут
все деревья от «А» и до «Я».
Работа
с учебником ( стр.50-51) ( еловый лес, сосновый
бор)
3) ЛУГ
(Слайд 12)
Мы
с вами попали на большой участок с травянистой растительностью. Это луг. Среди
зелёной травы можно разглядеть большое количество ярких цветов: голубые
колокольчики, красные шапочки клевера, синие васильки , желтые лютики, белые
ромашки. Особенно красивы луга в середине лета, когда цветут почти все растения.
Физминутка
«Мы отправились в поход» (Слайд11)
Мы
отправились в поход
Раз,
два, три (шаги на месте)
Посмотреть
кто как живёт?
(раз.
два, три)
Впереди
у нас овраг
Перепрыгнули
– вот так!
(прижок
на месте)
Переплыли
Ниагару
(плавные
движения руками)
Посмотрели
на Сахару
И
отправились домой
Раз,
два, три,
Вот
какой он, шар Земной!
(показываем
руками большой круг)
Друг
на друга посмотрели,
Улыбнулись,
тихо сели.
4) Растения,
которые любят влагу, растут у ВОДОЁМОВ.(Слайд13,14,15)
На
берегах болот, озёр можно встретить рогоз, камыш. Воду болота или пруда часто
покрывает растение ряска.(Слайд14)
Поверхность
водоёма украшают белые цветы кувшинок.
Кувшинка
– это необычное растение! Она растёт в реках с медленным течением. Корни
спрятаны на дне, а крупные листья лежат на поверхности воды. Очень красив
цветок кувшинки. Он большой с белоснежными лепестками. Днём цветок
раскрывается, а к вечеру закрывается и погружается под воду. Когда цветок
отцветает, на его месте образуется плод, очень похож на кувшин, - отсюда и
название этого растения.
5)В САДАХ (Слайд 16)
человек выращивает плодовые деревья: яблони, груши, сливы, абрикосы, В
них содержится немало ценных для человека веществ. Их плоды вкусные, сочные,
сладкие. Из яблок и груш многие хозяйки готовят компоты, варенье, джемы, соки
В садах также
разводят кустарники: малину, смородину, крыжовник. В них содержится немало
ценных для человека веществ. ИХ плоды вкусные, сочные, сладкие. Из яблок и груш
многие хозяйки готовят компоты, варенье ,джемы, соки
6)Места, где
человек выращивает культурные растения, называют полем. (Слайд
17,18)
На
полях растёт пшеница, рожь, кукуруза, овёс. Из ржаной и пшеничной муки выпекают
хлеб.
Хлеб ржаной,
батоны, булки
Не добудешь на
прогулке,
Люди хлеб в полях
лелеют,
Сил для хлеба не
жалеют,
Пашут каждую
весну,
Подымают целину,
Сеют,жнут, ночей
не спят…
С детства знай,
как хлеб растят.
7)В ОГОРОДАХ
растут: капуста, помидоры, укроп, петрушка, редис, салат, баклажаны. (слайд 20).Много
труда затрачивает человек, чтобы вырастить хороший урожай свежих овощей, в которых
содержится так много витаминов и полезных веществ.
5.Первичное
закрепление новой темы:
А сейчас пришло
время проверить ваши знания, но делать мы это будем необычным способом. Мы
совместим ваши знания, полученные на уроках русского языка и всё, что вы
узнали сегодня.
1) Упражнение «Дополните
предложение», не забудьте произносить глагол РАСТУТ ( на
доске слова и предлоги)
ОВОЩИ
Р на ------------------------.
ФРУКТЫ
А в -------------------------.
ПШЕНИЦА,
РОЖЬ С на -------------------------.
КУВШИНКА,
КАМЫШ Т на -------------------------.
ЕЛЬ,
БЕРЁЗА, СОСНА У в --------------------------.
КОЛОКОЛЬЧИКИ,
КЛЕВЕР Т на --------------------------.
2 )Поставьте слова
в единственном числе. Запомните, какие буквы пишутся в конце этих слов:
ЛУГА ОГОРОДЫ
САДЫ
3) Какая вторая
буква в этих словах?. Найдите и запишите проверочные слова. Поставьте ударение.
___________________________________
____________________________________
6.Итог
урока.
Метод «Багаж
знаний»
Цель:
подведение итогов урока.
Материал:
разноцветные бумажные чемоданчики для каждого учащегося.
Проведение:
Пришла пора подвести итоги. Каждый из вас получил маленький чемоданчик. Это
багаж ваших знаний и достижений.
Ваша задача-н аписать
с обратной стороны чемоданчика ответы на вопросы:
-Что вы узнали
нового во время виртуального путешествия в царство растений?
-Что вам
понравилось, а что нет?
(учащиеся
зачитывают записи и приклеивают на доске свои чемоданчики на лист «Багаж
знаний»)
7. Домашнее
задание: стр.50-53учебник, вопросы
1,2 гр.- заполнить
кроссворд, придумав вопросы к словам;
3гр. –заполнить
кроссворд, используя буквы-подсказки;
8.Самооценивание.
Метод «Оцени себя
сам»
Цель:
адекватное самооценивание учащимися своей деятельности
По итогам
заполнения путевых листов, оценить свою работу на уроке, используя бумажные
яблоки разного цвета
(красное –«5»,
жёлтое-«4»,зелёное «3»).Помещают яблочки на доске на бумажное дерево «Дерево
успехов»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.