Главная / История / Урок-практикум "Военное сотрудничество СССР и Германии в 20-30е годы"

Урок-практикум "Военное сотрудничество СССР и Германии в 20-30е годы"

Название документа История - Военное сотрудничество СССР и Германии в 20е-30е гг..doc

Урок истории – 11 класс.

(урок – практикум по работе с историческими документами)


Тема. Военное сотрудничество СССР и Германии в 20-30е годы.


Цели: 1.Формировать знания учащихся по вопросам внешней политики СССР в 20-30е годы.

2. Расширять кругозор учащихся за счёт сведений, выходящих за рамки школьного учебника.

3. Прививать навыки работы с историческими документами, развивать умение делать выводы на основе прочитанных документов.

4. Осознать причинно-следственные связи военного сотрудничества СССР и Германии накануне войны.

Оборудование: учебник «Мир в ХХ веке» (11 кл.), учебник «История России» (11 кл.),

Е.Д. Полнер, Т.Е. Полнер «История Отечества» ХХ век (1900-1940 гг.) – учебное пособие 1 часть; видеофрагмент «Внешняя политика страны перед второй мировой войной».

Примечание: учащиеся класса предварительно разбиваются на 4 группы; на уроке идёт работа в группах по историческим документам (самостоятельное изучение документов, подготовка выступлений, высказывание своих выводов)


План урока.

1.Сообщение темы и целей урока.

2. Учитель: Параграфа с таким названием нет в учебниках. Вы спросите: «Почему?» Всё дело в том, что документы, связанные с этим вопросом вплоть до 80-х годов ХХ века хранились под грифом «Совершенно секретно».

И сегодня в ходе нашего урока-практикума вы должны будете сделать вывод: действительно ли имело место такое сотрудничество и каковы его последствия.

3. Запись темы урока. Словарная работа: учащиеся объясняют сами или с помощью учителя

РККА – Рабоче - Крестьянская Красная Армия.

Рейхсвер – вооружённые силы Германии.

Вермахт – верховное командование вооружёнными силами Германии.

4. Учитель: Возрождение германских вооружённых сил на территории Советской России одна из самых поразительных и секретных глав современной истории. Это возрождение происходило в течение 10 лет втайне от всего мира. Именно в России были заложены основы будущих наступательных вооружённых сил Германии, которые стали ужасом для Европы в 1939 году и обрушились на Советский Союз в 1941 году.

5. Беседа об окончании Первой мировой войны, поражении Германии, Версальском договоре.

6. Работа с документом «Версальский договор» (извлечения) – по учебнику «Новейшая история»

7. Учитель: Как же получилось, что Германия, столь урезанная в военном отношении после Первой мировой войны, не только смогла восстановить свой военный потенциал, но и сумела развязать ещё более разрушительную Вторую мировую войну?

8. 4я группа. Ученик зачитывает документ №2

9. Учитель: Особо следует сказать о взаимодействии РККА и рейхсвера в 3х центрах с кодовыми названиями «Липецк», «Кама», «Томка». Здесь проходили обучение многие военнослужащие Германии.

10. Работа учащихся в группах с документами, подготовка на их основе сообщений, выступления представителей групп, дополнения участников обсуждения и выводы учащихся.

1я группа – о немецкой лётной школе «Липецк».

2я группа – о немецкой танковой школе «Кама» .

3я группа – о школе химической войны «Томка».

11. Учитель: как мы видим, в ходе многолетнего взаимовыгодного сотрудничества СССР «пригрел» на своей груди «змею», благодарность которой обернётся впоследствии трагическим летним утром 1941 года.

Почему же об этом сотрудничестве не знала широкая общественность? Эту тайну нам раскрывает документ «Проект постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О существующих взаимоотношениях с Рейхсвером» от 1929 года.

12. 4-я группа (ученик зачитывает документ №3)

13. Знакомство и обсуждение документов о трагических судьбах советских командиров высшего и среднего звена (уч-ся высказывают свои суждения)

14. Просмотр видеофильма «Внешняя политика СССР в предвоенные годы».

15. Итог урока. Фашистский меч, занесённый над миром, ковался на советской земле.

Ведь действительно, в течение 6 лет – с 1933 по 1939 год создать «из ничего» сильный военно-воздушный флот и самое мощное танковое вооружение было бы не по плечу даже гению в области строительства вооружённых сил.

Однако этот меч был обоюдоострым и ковался обоими тоталитарными государствами: «сталинским» СССР и фашистской Германией. В годы войны он обрушился подобно бумерангу на народы СССР и народы Германии.

16. Комментирование оценок.

17. Домашнее задание: самостоятельно изучить параграф 52, составить план (простой, развёрнутый или тезисный – по выбору)

Филиппова Александра Мавровна,

высшая квалификационная категория,

учитель истории и обществознания,

Ямало-Ненецкий автономный округ

МОУ «Овгортская школа-интернат

среднего общего образования»




Название документа Приложение 1.doc

Приложение 1

Авиационная школа рейхсвера «Липецк»

В 1924 году руководство РККА неожиданно закрыло только что организованную Высшую школу лётчиков в Липецке. На её базе началось создание авиационной школы рейхсвера, просуществовавшей почти десять лет и замаскированной под 4-ю эскадрилью авиационной части Красного Воздушного Флота. Руководила авиацентром «Инспекция № 1» германского оборонного управления вермахта. Ему было поручено следить за выполнением соглашения о школе.

Поначалу в школе имелось 58 самолётов (главным образом «Фоккер Д-13»), привезённых немцами. Однако советская сторона постоянно настаивала на поставке более совершенных, первоклассных машин. Поэтому в к 1931 году в распоряжение школы поступило 4 НД и «Фоккер Д-7»

В школе не только готовился лётный состав, но проводилась опытно-исследовательская работа. Советская сторона указывала на целесообразность повышения её качества, а также привлечения к ней наших специалистов.

Деятельность рейхсвера, нёсшего все расходы по организации, оборудованию и содержанию школы, тщательно скрывалась и ни в чём не проявлялась. Чтобы обеспечить полную секретность, рейхсвер увольнял с действительной службы командируемых в Липецк офицеров и механиков на срок пребывания в СССР и переводил их в статус «служащих частных предприятий» Многие, если не большинство немецких лётчиков, ставших позднее известными, учились именно в Липецке. К 1933 году боевую подготовку в школе прошли 130 пилотов.

Приложение 2

Танковая школа «Кама»

По Версальскому договору Германии запрещалось иметь танки, и рейхсвер должен был обходиться без них. Но дальновидный начальник управления сухопутных сил фон Сект неоднократно проводил мысль о том, что танки вырастут в особый род войск наряду с пехотой, кавалерией и артиллерией. Поэтому , следуя этому тезису, немцы с 1926 года приступили к организации танковой школы «Кама» в Казани.

Немцы отстроили здесь бывшие школьные помещения, мастерскую и учебное поле, израсходовав на это около 2 миллионов марок. В распоряжении немцев был полигон. Учебные танки доставлялись из Германии, первая партия – в 1929 году.

Как считают немецкие историки, подготовленная в «Каме» плеяда танкистов, среди которых было 30 офицеров, облегчила позднее создание быстрое германских войск. Эти специалисты были полностью подготовлены как в теоретическом, так и в техническом отношении. В школе учился будущий генерал-полковник вермахта, будущий командующий танковой армией в 1941 году на советско-германском фронте, будущий автор трудов о применении танковых войск генерал Гудериан.


Приложение 3

Школа химической войны «Томка»

Наиболее засекреченным объектом в СССР являлась «Томка». Это была так называемая школа химической войны. Руководил ею Людвиг фон Зихерер.

С 1926 года химические опыты начались в районе местечка Подосинки, а затем в «Томке». Предприятие располагалось в Самарской области на Волге, недалеко от города Вольска в непосредственной близости от территории автономной республики немцев Поволжья.

Можно предположить, что это было не случайным совпадением. Школе требовался персонал со знанием немецкого языка, и, видимо, такие кадры черпались из немецкой республики. Этим же, наверное, объяснялось и расположение танковой школы «Кама».

В «Томке» испытывались методы применения отравляющих веществ в артиллерии, авиации, а также средства и способы дегазации заражённой местности. Научно-исследовательский отдел при школе снабжался новейшими конструкциями танков для испытания ОВ, приборами, полученными из Германии, оборудовался мастерскими и лабораториями. Советская сторона также придавала большое значение промышленному производству отравляющих веществ. В «Томку» немцы вложили около 1 миллиона марок.


Приложение 4

Проект постановления Политбюро ЦК ВКП (б) «О существующих взаимоотношениях с Рейхсвером»

1929 г.

Совершенно секретно

Слушали:

  1. О существующих взаимоотношениях с Рейхсвером.

Постановили:

  1. а) Потребовать от немцев усиления конспирации в сотрудничестве обеих армий,

а также гарантии недопущения разглашения в печати каких бы то ни было сведений, касающихся этого сотрудничества.

б) Потребовать от немцев компенсации за используемые ими наши здания и земельные площади в Липецке, Казани и Томке в виде арендной платы.

в) Дальнейшее существование указанных предприятий обусловить необходимостью улучшения оборудования их новейшей техникой (новейшего типа танки, самолёты, ОВ и т.д.) и создания научно-исследовательских отделов с мастерскими и лабораториями, обеспечив участие в них наших научно-технических работников.

г) В максимальной степени использовать возможность усовершенствования нашего начсостава путём посылки командиров в немецкую военную академию для участия в манёврах, полевых поездках, играх и стрельбах и т.д., на началах взаимности допускать посещение немцами РККА.


Приложение 5

Дополнительные материалы для урока

Важным фактором сотрудничества РККА и рейхсвера стали поездки советского комсостава в Германию для совершенствования в военном искусстве. На началах взаимности допускались и посещения немцами РККА.

Первая поездка советских командиров в Германию на манёвры состоялась в 1925 год. По словам историка ФРГ С. Хаффнера, происходил «парадокс за парадоксом: русские пустили немцев в свою страну для того, чтобы те развивали своё оружие и учились овладевать им, затем с его помощью едва не овладели этой страной, а в той обстановке сами немцы оказались учителями своих будущих победителей».


В разные сроки в Германии побывали: Тухачевский, Уборевич, Якир, Егоров, Триандофиллов, Коре, Федько, Дыбенко, Уншлихт, Урицкий, Степанов, Калмыков, Дубовой, Примаков, Левандовский, Лацис, Котов (настоящая фамилия Эйтигон – сотрудник Разведывательного управления, генерал НКВД, организатор убийства Л.Троцкого в 1940 году) и др.


Активно велось и обучение немецких офицеров в СССР. В 1931 году в Москве проходили дополнительную подготовку будущие военачальники второй мировой войны: Модель, Горн, Крузе, Файге, Браухич, Кейтель, Манштейн, Кречмер и другие.


Судьбы советских командиров высшего и среднего звена, стажировавшихся в Германии окажутся трагическими. Почти все они будут уничтожены, а полученные ими в Германии военные знания канут в Лету. (Здесь лежит ключ к разгадке репрессий в отношении многих деятелей РККА. В то же время знания и опыт, приобретённые германскими специалистами, не пропали и в полной мере нашли применение в противоборстве с Красной Армией.

Приход к власти Гитлера в 1933 году резко повлиял на внешнеполитический курс обеих стран. Тем не менее советско-германские контакты ещё продолжались на разных уровнях, правда, характер их стал иным.


:


Урок-практикум "Военное сотрудничество СССР и Германии в 20-30е годы"
  • История
Описание:

Тема военного сотрудничества между СССР и Германией не затрагивается ни учебником отечественной истории, ни учебником по всеобщей истории. Но исторические факты свидетельствуют, что такое сотрудничество осуществлялось. Следовательно, учащиеся, работая только по учебникам, получат неполную информацию о предвоенных событиях. Чтобы восполнить этот пробел и был разработан проект урока - практикума на тему «Военное сотрудничество между СССР и Германией в 20е-30е годы»,  проведённого по документам, хранившимся под грифом «Совершенно секретно» до конца 80-х годов.

Учащиеся с большим интересом воспринимают материал урока, т.к. о сотрудничестве СССР и Германии в предвоенные годы в школьных учебниках данных нет.

Автор Филиппова Александра Мавровна
Дата добавления 20.04.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 736
Номер материала 59856
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓