Главная / Русский язык и литература / Урок-практикум в 7 классе.

Урок-практикум в 7 классе.

Приложение 6


Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

в «Повести о Петре и Февронии Муромских».


Урок-практикум в 7 классе.

Цель: показать детям высокий моральный облик главной героини «Повести…», величие и красоту взаимоотношений, основанных на любви, закрепить в сознании учащихся приоритет нравственных ценностей над материальными, воспитывать доброжелательность, скромность, чуткость, честность, умение прощать, верность в любви и дружбе. Побуждать детей к поступкам, приносящим добрые плоды, развивать понятие о древнерусском летописании, навыки словесного описания героев и умение правильно отвечать на вопросы.

Оборудование: современная икона «Петр и Феврония Муромские», книги и журналы по духовно-нравственному воспитанию, электронная презентация «Русские святые».

Ход урока:

«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая

об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

Д.С.Лихачев.

1.Проверка домашнего задания. Учащиеся отвечают на вопросы:

- Почему «Начальная русская летопись» стала называться «Повестью временных лет»?

- Какие события отражены в древнейшей русской летописи?

-Каковы особенности древнерусского летописания? (Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, любовь к Родине, религиозность, образность, сила духа).


II. Объяснение нового материала.

Слово учителя:

1. На Руси всегда находились люди, не только следовавшие библейским заповедям праведной жизни, но и творившие духовные подвиги, подобные подвигам древних пророков, апостолов, мучеников веры. Некоторые из них уходили в пустыню, где не было ни одного человека, и жили там всю жизнь. Они целыми днями и даже ночами общались с Богом.

Кого из русских святых вы можете назвать? Что вы знаете о них?

(Учащиеся провели исследование «Русские святые», создали вместе с учителем одноименную электронную презентацию и подготовили краткие сообщения о святых земли Русской).

Учащимся демонстрируется электронная презентация «Русские святые». Учитель комментирует слайды. Например: «Одним из наиболее почитаемых святых на Руси был преподобный Серафим Саровский, старец-пустынножитель, затворник и провидец. Сын купца, Серафим родился в городе Курске, в 1778 году поступил в число послушников Саровской пустыни, спустя восемь лет пострижен в монашество. Добровольно удаляясь в затвор, он проводил время в строгом посте, трудах и молитве. Множество людей стекалось к его келье, чтобы открыть ему тайны своей совести, свои скорби и нужды, и каждый получал утешение.

Святитель Митрофан Воронежский оказывал деятельную помощь Петру I и все свои сбережения передавал на строительство русского флота.

Он отказался войти во дворец к Государю, потребовав выбросить из дворца статуи языческих богов. Петр пришел в ярость и угрожал Митрофану казнью. Святитель сказал, что лучше умереть, чем собственным присутствием или боязливым молчанием одобрять язычество, и начал готовиться к смерти. Потрясенный царь убрал статуи.

Петр I участвовал в похоронах святителя Митрофана, вместе со старшими морскими офицерами нес гроб и после погребения сказал: «Не осталось у меня такого святого старца, буди ему вечная память».

В 1732 году мощи святого были найдены нетленными». И т.д. (Показываем 1-17 слайды).



2. А сегодня, ребята, мы поговорим о величии и красоте взаимоотношений, основанных на любви и верности.

(Развернутый рассказ учащихся по заранее подобранным и записанным ключевым словам об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских»).


Ответы на вопросы:

-Кем вы представляете Февронию: доброй кудесницей или хитрой волшебницей? Или еще кем-либо? Как вы поняли ее образ, смысл ее поступков?

Слово учителя:

Повесть, которую вы прочитали, была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом (настоятелем собора) дворцового собора Спаса-на Бору в Москве, а потом стал монахом. «Повесть…» стала популярной, сохранилось множество ее списков, в которых история о Петре и Февронии излагается во множестве вариантов.

Петр и Феврония – исторические личности. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.

Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солотча, откуда родом была Феврония.

III. Закрепление материала.

В повести мы видим признаки устного жанра. Какие это признаки?

(Это элементы волшебной сказки: змий- оборотень; жена Павла выпытывает у него. От чего он может умереть; меч-кладенец, от которого умер змий; мудрая дева, говорящая загадками; при изгнании получение мужа как самого дорогого подарка).

Что вам напоминает начало повести? (Сказочный зачин).

Мы нашли признаки волшебной сказки. Какие признаки жития обнаруживаются в повести? Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра? Через какие испытания проходят Петр и Феврония? Какой вывод мы можем сделать, ответив на эти вопросы? (Повесть написана в форме жития, но содержание повести отличается от каконического жития. Начало повести не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей. Но автор прославляет святых, создавая идеальные образы. В повести есть восхваляющие эпитеты: Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, преблаженная, блаженная. Герои любят Бога, живут по «заповедям Божьим».Февронья творит чудеса, исцеляя больных; крошки со стола превращаются в зерна благовонного ладана Феврония наделена не какой-то волшебной, магической силой, а силой веры в Бога. Смерть героев необычна, после их смерти происходят новые чудеса).

Чем привлекает повесть читателя? (Заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, она является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости).

Почему слуга Петра не может ничего понять в словах дочери древолаза? (Характер преподобной будущей княгини Февронии исключительный, она обладает всеми качествами для княжеской жены).

Найдите в повести те эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, ее благочестие и верность.

Какое качество подчеркивает автор в ее характере в первую очередь? (Мудрость).

К кому обращается Феврония в трудные минуты? (К Богу).

Как вы понимаете слова Февронии: «Тот сможет излечить, кто потребует князя твоего себе»? Согласны ли вы с тем, что свое искусство Феврония использовала с целью извлечь выгоду – выйти замуж за князя?

(Феврония исцеляет Петра не только мазью, но и своей верой, своим желанием помочь. Струпья появляются на теле Петра от крови дьявола, и Февронья, требуя Петра к «себе», приводит его к воплощенной в ней божественной силе исцеления. Она делает его как бы частью себя самой. Петр, как и Феврония, становится «носителем» божественной силы (случай с боярами). Не случайно слово «блаженный» (счастливый) как характеристика Петра появляется только после того, как он становится мужем Февронии. Не случайно в дальнейшем Петр и Феврония становятся как бы единым целым. Их духовная связь так сильна, что ни люди, ни даже смерть не в состоянии разлучить их).

Почему после ее смерти происходят чудеса? Почему князь не стал больше испытывать свою благоверную супругу, когда обнаружил, что хлебные крошки, собранные ею со стола, превращаются в ладан и фимиам?

(Перед нами – образ русской святой, созданный по всем правилам жанра, начиная с рассказа о юности героини, о ее благочестивой жизни, заканчивая обращением автора к Богу и признание автором того, что он не достоин описывать жития святых.

Почему вырастают срубленные деревья?

Эпизод с благословением отрубленных веток – это, возможно, своеобразная параллель с судьбой князя Петра: отрубленные ветки стали могучими деревьями, изгнанный князь обретает еще большее доверие и власть.

В чем особенность правления князя Петра и княгини Февронии?

(Они всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей – «княжили во граде как чадолюбивые отец и мать»).

Проводим словарную работу: объясняем значение слов чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, дивился, наветы.

Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и после смерти? Обоснуйте свое суждение.

В заключение учащимся предлагается досмотреть электронную презентацию «Русские святые» (слайды 18- 28 – о Петре и Февронье).

IV. Задание на дом: Cтр. 55, вопросы 6-8. Подготовиться к выступлению с сообщениями о русских святых (по выбору).

Урок-практикум в 7 классе.
  • Русский язык и литература
Описание:

                          Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

                     в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

 

                                     Урок-практикум в 7 классе.

 

Цель: показать детям высокий моральный облик главной героини «Повести…», величие и красоту взаимоотношений, основанных на любви, закрепить в сознании учащихся приоритет нравственных ценностей над материальными, воспитывать доброжелательность, скромность, чуткость, честность, умение прощать,  верность в любви и дружбе. Побуждать детей к поступкам, приносящим добрые плоды, развивать понятие о древнерусском летописании, навыки словесного описания  героев и умение правильно отвечать на вопросы.

Автор Дуплякина Людмила Алексеевна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1823
Номер материала 11783
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓