Инфоурок Математика Другие методич. материалыУрок – практикум по алгебре

Урок – практикум по алгебре

Скачать материал

Урок – практикум

 

Тема урока: Решение текстовых задач на движение методом подобия

 

Токова Татьяна Вячеславовна, учитель математики, информатики.

 

Цели урока:

-        воспитание воли и настойчивости для достижения поставленной задачи;

-        развитие умений обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых объектов и отношений;

-        обобщение и систематизация знаний о подобных треугольниках и умений применять их определение и свойства при решении текстовых задач на движение;

-        развитие пространственного мышления.

 

Оборудование:

технические средства – персональный компьютер, интерактивная доска; раздаточный материал.

 

Структура урока.

 

1.      Сообщение темы и цели практикума (2 мин).

2.      Актуализация опорных знаний (5 мин).

3.      Разбор домашнего задания (5 мин).

4.      Инструктирование по решению текстовых задач на движение с применением метода подобия треугольников (10 мин)

5.      Решение задач в группах (10 мин).

6.      Обсуждение результатов (5 мин).

7.      Постановка домашнего задания (5 мин).

8.      Подведение итогов урока. (2 мин)

 

Ход урока

 

1.      Сообщение темы и цели практикума.

Цель урока: разобрать на примерах один из способов решения текстовых задач на движение – метод подобия.

2.      Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

Какие треугольники называются подобными?

Какие признаки подобия вы знаете?

Устное решение задач по готовым чертежам.

Какое движение называется равномерным?

Как выглядит график равномерного прямолинейного движения?

В какой зависимости находятся время, скорость и расстояние при равномерном прямолинейном движении?

Даны графики равномерного прямолинейного движения. Сравните скорости тел.

Разбор домашнего задания.

Предварительно на дом учащимся было предложено решить следующую задачу.

Два пешехода вышли одновременно из своих сёл А и В навстречу друг другу. После встречи первый шёл 25 минут до села В, а второй шёл 36 минут до села А. Сколько минут они шли до встречи?[1]

Один из учащихся демонстрирует решение задачи на доске.

3.      Инструктирование по решению текстовых задач на движение с применением метода подобия треугольников.

Учитель предлагает решить эту же задачу другим способом. Учащимся демонстрируется схематический график к данной задаче.

 

Проходит обсуждение чертежа. В ходе обсуждения чертежа вырабатывается способ решения задачи, используя метод подобия треугольников.

 

Рисунок1.JPG

Рисунок 1

Решение записывается на доске.

Для доказательства подобия треугольников используются возможности интерактивной доски (выделение равных элементов).

Ход обсуждения.

Какие треугольники подобны?

D MFC и D MED

По какому признаку?

По первому признаку подобия.( ÐС=ÐD, ÐE=ÐF)

Что надо найти в задаче?

Отрезок CP (обозначим его буквой t).

Какое соотношение можно составить?

 , используя данные задачи, получим  , откуда t=30.

 

Учащиеся решают полученное уравнение. Ответ: пешеходы до встречи шли 30 минут.

Учащимися сравниваются два способа решения (домашняя работа и предложенный вариант). Делаются выводы.

Учащимся предлагается решить ещё одну задачу.

В один и тот же час навстречу друг другу должны были выйти А из посёлка М и В из посёлка N. Однако А задержался и вышел позже на 6 ч. При встрече выяснилось, что А прошёл на 12 км меньше, чем В. Отдохнув, они одновременно покинули место встречи и продолжили путь с прежней скоростью. В результате А пришёл в N через 8 ч, а В пришёл в М через 9 ч после встречи. Определите расстояние между посёлками MN и скорости пешеходов. [2], №13.101

Чертёж к задаче помогает выполнить учитель.

Недостающие элементы дополняются учащимися на интерактивной доске.

Обсуждается и вырабатывается решение задачи.

При обсуждении работает весь класс. Затем одному из учеников предлагается записать решение на доске, остальные ученики решают задачу в тетрадях. Сравнивается ответ. Делаются выводы.

4.      Решение задач в группах.

Учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает карточку с задачей. Одновременно условие задач демонстрируется на доске.

1 вариант. Два велосипедиста выезжают одновременно навстречу друг другу из пунктов А и В, расстояние между которыми 27 км. Через час велосипедисты встречаются и, не останавливаясь, продолжают ехать с той же скоростью. Первый прибывает в пункт В на 27 мин позже, чем второй в пункт А. Определите скорость каждого велосипедиста. [3], стр.135, №246(1)

2 вариант. Два туриста выезжают одновременно на мопедах из пунктов М и N навстречу друг другу. Расстояние между М и N равно 50 км. Встретившись через час, туристы продолжают путь с той же скоростью. Первый прибывает в N на 50 мин раньше, чем второй в пункт М. Определите, с какой скоростью ехал каждый из них. [30], стр.135, №246(2)

5.      Обсуждение результатов.

В ходе выполнения работы учащиеся обсуждают решение. Сравниваются ответы. Подводится итог.

6.      Постановка домашнего задания.

Ученикам предлагаются 3 задачи для самостоятельного решения (в виде индивидуальной карточки).

1.      Пешеход вышел из пункта А в пункт В. Через 45 минут из А в В выехал велосипедист. Когда велосипедист прибыл в пункт В, пешеходу оставалось пройти 3/8 всего пути. Сколько времени потратил пешеход на весь путь, если известно, что велосипедист догнал пешехода на половине пути из пункта А в пункт В, а скорости пешехода и велосипедиста постоянны?[1]

2.      Два автомобиля выезжают одновременно из пунктов А и В навстречу друг другу по одной и той же дороге. Первый автомобиль прибывает в пункт В через 15 часов после выезда, а второй прибывает в пункт А через 4 часа после их встречи. Сколько времени прошло от момента выезда автомобилей до момента их встречи, если оба автомобиля двигались с постоянной скоростью? [4],стр. 245, №548

3.      Один турист вышел в 6 ч, а второй – навстречу ему в 7 ч. Они встретились в 8 ч и, не останавливаясь, продолжили путь. Сколько времени затратил каждый из них на весь путь, если первый пришёл в то место, из которого вышел второй, на 28 мин позже, чем второй пришёл в то место, откуда вышел первый? Считается, что каждый шёл без остановок с постоянной скоростью. [2], №13.317

 

Решение первой задачи из домашнего задания разбирается на доске. Выполняется чертёж. Обсуждается решение. Закончить решение задачи учащимся предлагается  в ходе выполнения домашнего задания.

Рисунок 2

Ход обсуждения.

Что надо найти в задаче?

Отрезок СD.

Что можно заметить на чертеже?

Что D CME=D DMF

По какому признаку? Докажите. (учащиеся доказывают).

Что показывает отрезок FK?

Путь, который осталось пройти пешеходу?

Сколько времени потратил пешеход на этот путь?

45 мин, т.к. CE=DF

На этом обсуждение заканчивается.

 

8.      Подведение итогов урока.

Попросить учащихся высказаться по поводу проведённого занятия – практикума. Здесь очень важно отметить взаимосвязь предметов – алгебры, геометрии, физики. Умение применять знания и навыки, полученные на уроках по этим предметам при решении текстовых задач. Подчеркнуть способ решения, основанный на методе подобия треугольников как альтернативный традиционным способам решения задач.

 

Используемая литература.

1.      А.В. Шевкин. Текстовые задачи в школьном курсе математики. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.

2.      М.И. Сканави. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. – М.: ОНИКС 21 век, АЛЬЯНС – В, 2000.

3.      Л.В. Кузнецов, Е.А. Бунимович, Б.П. Пигарев, С.Б. Суворова. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс. – М.: Дрофа, 2007.

4.      Математика. Подготовка к ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2008.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок – практикум по алгебре"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Управляющий рестораном

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: Решение текстовых задач на движение методом подобияТокова Татьяна Вячеславовна, учитель математики, информатики.Цели урока: -воспитание воли и настойчивости для достижения поставленной задачи; -развитие умений обобщать, абстрагировать и конкретизировать свойства изучаемых объектов и отношений; -обобщение и систематизация знаний о подобных треугольниках и умений применять их определение и свойства при решении текстовых задач на движение; -развитие пространственного мышления.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 258 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.09.2020 152
    • DOCX 42 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кочетова Елена Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кочетова Елена Валентиновна
    Кочетова Елена Валентиновна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 73724
    • Всего материалов: 230

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Математика и информатика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель математики и информатики

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 687 человек из 79 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 799 человек

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика: умножение и деление

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 327 человек

Курс повышения квалификации

Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 451 человек

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология расстройств пищевого поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 162 человека из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Психологическая зрелость и стрессоустойчивость: основы развития личности и поддержки

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 219 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек