Тема:
Разнообразие растений. (3 класс)
Базовые знания: Потребность в воде, воздухе, свете,
тепле; рост и размножение. Органы растений и их функции. Вегетативное и половое
размножение.
Цель: Расширение знаний учащихся о многообразии
растительного мира и о способности растений приспосабливаться к различным
условиям среды.
Задачи урока: 1. Расширить знания учащихся о многообразии
растительного мира и о способности растений приспосабливаться к
различным условиям среды.
2. Развивать умения учащихся определять вид растения по их внешним
признакам.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, к
растениям, интереса к чтению книг о растениях.
Ключевые понятия: Сообщества растений, ярусы, цветковые
растения, однолетние, двулетние, многолетние, лекарственные растения.
Тезис: Разнообразие видов растений связано с
особенностями строения и приспосабливаемости их к среде обитания.
I. Оргмомент.
Давайте улыбнёмся!
Как хорошо вокруг!
Природа –наш хороший,
Наш добрый, верный
друг.
Для нас лесной
кузнечик
Споёт среди травы.
А ветер нам сыграет
На клавишах листвы.
II. Формирование новых понятий и способов
действий.
1. Богатырь
стоит богат,
Угощает всех ребят,
Сашу- земляникой.
Таню- костяникой,
Наташу орешком,
Серёжу- сыроежкой,
Леночку- малиной,
Алёшу- хворостиной,
Что это за богатырь?
(Лес)
-
Чем угощал богатырь ребят?
-
Одним словом это что?
(Растения)
2. Сообщение темы
урока.
-
На земле нет места, где бы
не росли растения. Сегодня мы узнаем, как разнообразен мир растений.
3. Работа над
понятиями
-
Какие условия необходимы
для произрастания растений? (Свет, тепло, воздух, питательные вещества).
-
Многие растения очень
любят влагу. Как можно назвать такие растения? (Влаголюбивые).
-
А есть растения, которые
растут прямо в воде. Это водные растения.
-
Назовите водные растения.(
Ряска, кувшинка, камыш).
-
Но не на всех участках
земли достаточно влаги. Например, в пустыне мало выпадает осадков. Но растения
приспосабливаются к данным условиям. Такие растения называются засухоустойчивые.
-
Почему у нас не растут
такие растения как: абрикосы, дыни, виноград?
-
Правильно, таким растениям
нужно больше тепла. Такие растения называются теплолюбивыми.
-
Подберите антоним к слову теплолюбивые.
( Холодостойкие).
Ещё их называют морозоустойчивые. Они устойчивы к холоду.
-
Растения по разному
реагируют на свет. Лесники говорят: « Дуб любит расти в шубе, но с открытой
головой». Это означает, что он любит свет и не переносит, когда затемнена его
верхушка. Как называют такие растения? (Светолюбивые).
-
Как вы думаете, почему
нижние ветви ели в тёмном лесу не отмирают? (Теневыносливая).
-
Хвоя ели может жить и при
некотором затемнении.
-
Растения не переносят
одиночества. Они растут группами, которые называются сообществами.
-
На какие группы делятся
растения? (…)
-
Как вы думаете сколько лет
живут растения? (…)
-
Есть растения, которые в
течение года дают новые семена- это однолетние растения.
-
Растения у которых на
второй год образуются семена, называются двулетними.
-
А как назвать растения,
которые живут много лет?( Многолетние)
-
Какую роль играют растения
в жизни человека?
-
Многие из них исцеляют
человека. Что значит исцелить? Такие растения называются лекарственными.
4. Работа в тетради.
-
Запись новых слов: водоросли,
мхи, лишайники, папоротники, цветковые, влаголюбивые, засухоустойчивые,
теплолюбивые, холодоустойчивые, светолюбивые, теневыносливые, сообщества.
(Составить кластер)
III.Формирование умений и навыков.
-
А теперь давайте послушаем
стихотворения, которые вы выучили дома. К чему призывают нас эти стихи?
1.На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
2. Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
3. В нас молчало безумное: «Стой!»
Нам казалось, всё мало, всё мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
4. И не видели, как из-под нас
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обречёно глядел василёк,
Безнадёжно гвоздики глядели…
5. Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвём цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
-
Что можем сделать мы для
охраны растений?
IV. Отработка навыков.
Стр. 75-80, I-
группа «Засухоустойчивые»
II –
группа «Теплолюбивые»
III-
группа «Холодостойкие»
IV-
группа «Светолюбивые»
V-
группа «Теневыносливые»
Составить
синквейн.
Растения
Однолетние,
многолетние
Радуют, дают, служат.
Растения нуждаются в защите, охране.
Украшение.
V. Итог урока.
- О каких группах растений мы сегодня
говорили?
-
Приведите по два-три примера растений каждой группы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.