Главная / Начальные классы / Урок познания мира "Птицы весной"

Урок познания мира "Птицы весной"

Открытый урок по познанию мира в 1 классе

Урок познания мира в 1 классе

Тема: Птицы весной. Прилёт птиц.

Цель урока: Формирование знаний учащихся об изменениях в жизни птиц с приходом весны.

Задачи урока:

  • закрепить представления детей о характерных признаках весны в неживой природе;

  • показать связь весенних изменений в неживой и живой природе;

  • обобщить знания детей о весенних изменениях в жизни птиц;

  • развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

  • воспитание интереса и бережного отношения к природе;

  • продолжить обучение работе в группе.

Оборудование: интерактивная доска, учебники, карточки, картинки птиц, сигнальные карточки.

Формы и методы:

1.    Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.

2.    Приемы РТКМ.

3.    Применение ИКТ.

4.    Групповые.

5.    Проблемно-поисковые.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Вот книжки на столе,
а вот тетрадки.
Не будем мы играть сегодня в прятки.
Пусть подождёт чуть-чуть ребят
корабль бумажный.
Сегодня здесь у нас
Урок уж больно важный.

2. Стадия вызова

Я раскрываю почки

В зеленые листочки                                                                                                           

Деревья одеваю,                                                                                                                  

Посевы поливаю                                                                                                               

Движения полна                                                                                                                         

Зовут меня ...(Весна)     (слайд 1)

- Сегодня  мы продолжим разговор об этом удивительном времени года. Потому что с приходом весны пробуждается природа и в ней происходят большие изменения.  На уроке вы узнаете ещё много нового и интересного. Но для этого от вас потребуется быть внимательными и активными.

Групповая работа.                                                                                                                    

Карточка №1      Ответьте на вопрос: по каким признакам мы узнаём, что наступила весна? Для этого возьмите карточку и подчеркните те явления природы, которые  относятся к весне.

Карточка № 1.

Стало холоднее.                                    

Образовались проталины.                 Земля покрылась снегом.

Стало теплее                                         День увеличивается.

Листья распускаются.                       Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                     Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

Проверка. (слайд 2)

 - Все события весной наступают в определённом порядке. Каждая группа    на своей карточке восстановит последовательность событий в весеннем периоде: что сначала, что потом. (расставить цифры возле каждого предложения).

Групповая работа.       Карточка № 2.

5. Возвращаются из тёплых краёв птицы.

3. Зацветают растения.

2. Тает снег.

4. Появляются насекомые.

1. Больше солнечного света. Становится теплей.

Проверка. (слайд 3)

- Сейчас я буду  зачитывать  небольшие  отрывки, а  вы  по  описанию  должны     установить, о  каком времени  года  идёт  речь. Если  это  будет  весна, то  вы  показываете  зелёную  сигнальную  карточку. А  если другая пора года, то - красную. Слушайте  внимательно.

Листья  в  поле  пожелтели                                                                                                                      

И  кружатся, и  летят.                                                                                                                     

Лишь  в  бору  поникли  ели,                                                                                                                         

Зелень  мрачную  хранят.       (Осень – красная  карточка).                                    

Снег  теперь  уже  не  тот –                                                                                                     

Потемнел  он  в  поле.                                                                                                                                        

На  озёрах  треснул  лёд,                                                                                                                       

Будто  раскололи.                                                                                                                                  

Облака  бегут  быстрей,                                                                                                                           

Небо  стало выше.                                                                                                                     

 Зачирикал  воробей                                                                                                                           

Веселей  на  крыше.      (Весна – зелёная  карточка).

 Солнце  ласково  смеётся,                                                                                                                           

Светит  ярче, горячей.                                                                                                                               

И  с  пригорка  звонко  льётся                                                                                                                       

Разговорчивый  ручей.      (Весна – зелёная  карточка).                                                      

Буря  мглою  небо  кроет,                                                                                                                 

Вихри  снежные  крутя;                                                                                                                        

То, как  зверь, она  завоет,                                                                                                                            

 То  заплачет, как  дитя.     ( Зима – красная  карточка).

 Всходит  солнце  над  землёю                                                                                                                    

С  каждым  днём  всё  выше,                                                                                                                      

И  весь  день, кружась, воркуют                                                                                                   

Голуби  на  крыше…       ( Весна – зелёная  карточка).

- Молодцы! Спасибо  за  ваши  ответы.

3. Изучение новой темы. Загадка – формулирование темы урока.

- Тема нашего урока спрятана в загадке:

Снится ночью пауку                                                                                                   

Чудо-юдо на суку:                                                                                 

Длинный клюв и два крыла.                                                                                 

Прилетит - плохи дела.                                                                                     

А кого паук боится?                                                                                                  

Угадали? Это … птица

   Птицы - это песни и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь.

   Птицы – дети воздуха. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

   Птицы-дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

   Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных насекомых.

   Птицы - это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

- Вспомните отличительный признак птицы. (тело покрыто перьями)

- По оперенью мы обычно и узнаём птиц.

- А чем они ещё отличаются? (формой тела, клюва, цветом оперенья, голосом и т.д.)

Аудиоминутка.    С утра до вечера разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся.    (Звучит аудиозапись птичьих голосов )    

F:\фото 1 класс\Фото2237.jpg





-  Почему осенью многие птицы улетают от нас в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Что позволяет птицам вернуться? (Появилась пища: растения, насекомые, рыбы).

- Да, действительно, теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял  снег, можно найти прошлогодние плоды и семена.

- А  как  называют  птиц, которые  на  зиму  улетают  в  тёплые  края, а  по  весне  возвращаются? ( Перелётные).

- А как называют птиц, которые зимой никуда не улетают? (Зимующие)

Групповая работа.                                                                                                                                

Карточка № 3.    Распределить картинки с изображением птиц на две группы перелетных и зимующих.



F:\фото 1 класс\Фото2241.jpg F:\фото 1 класс\Фото2240.jpg

- Каждая перелетная птица возвращаетя в ро дные края в определенное время.

Первыми прилетают те птицы, которые осенью улетели позднее.

Журавли летят - клином, утки – косяком кулики, цапли летят прямым фронтом, мелкие птицы, такие как скворцы, жаворонки, ласточки, летят - беспорядочной  стаей. (слайд 4)

- Птиц в природе очень много. Только в Казахстане их насчитывается более 500 видов. Обо всех птицах мы не сможем поговорить, но о птицах, живущих  в нашей местности вы должны знать.  А сейчас мы вспомним, какие птицы возвращаются в родные края. Но для этого надо отгадать загадки.

Всех перелётных птиц черней,                 Грачи прилетают одними из первых.
Чистит пашню от червей.                         
 Они не боятся холодов. Грач приносит
Взад-вперёд по пашне вскачь.                 
 прутики, а грачиха строит  гнездо. На         
А зовётся птица …(грач).                          
 одном дереве можно насчитать 15-20гнёзд.                                                                                              (слайд 5) 

Я  выступаю  перед  вами                         Скворцы прилетают чуть позже грачей,                                        

Как  молодой  весны  гонец.                     в конце марта.   Люди, стараясь привлечь                                           

Я  рад  увидеться  с  друзьями,                к своим садам эту полезную птицу,                                                       

 Ну, а  зовут  меня… ( Скворец).               развешивают  скворечники, и  скворцы.

(слайд 6 )                                                   охотно селятся в них. Скворцы полезны тем,

что они уничтожают большое               

 количество вредных насекомых.

Прилетает к нам с теплом,                      Прилетают ласточки в середине мая, когда                                                     

Путь, проделав длинный,                         уже достаточно насекомых.   Её легко                                                                        

Лепит домик под окном                            узнать по черному оперенью и белой                                                       

Из травы и глины   (Ласточка)                 грудке. И пьют, и едят ласточки на лету:                                                

 (слайд 7)                                                   в их широко раскрытый клюв как будто            .                                                                   сами залетают мухи и комары. За лето           .                                                                  ласточка уничтожает 1 миллион мошек и комаров.

Своё гнездо он в поле вьёт,                     Это птица светло-песочного цвета                                                        

Где тянутся растения.                              с тёмными пестринками.   Издавна люди                                                 

Его и песня и полёт                                  определяют приход весны по первой                                                

Вошли в стихотворения.                           песне жаворонка.                                                                          

(Жаворонок)  (слайд 8)                                                   

Это старый наш знакомый:                   В    народе считается, что аист  приносит                                               Он живет на крыше дома.                   мир и счастье в дом, на крыше которого                                                              

Он летает на охоту                               поселился. Недавно учёные сделали                                                                    

 За лягушками к болоту.                        удивительное открытие:  оказывается,                                                               

  (Аист)   (слайд 9)                                 аисты могут спать на лету.

     4. Физкультминутка.

Капли звонко капали, (прыжки на месте)
Все сосульки плакали. (качаем головой, прижав руки к щекам)
Солнце светит ярко, 
(руки вверх, потягиваемся)
Нам, сосулькам, жарко. (обмахиваемся).
С нас течёт уже вода, (
наклон вниз)
Мы растаем навсегда
. (выпрямляемся)

- На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле?

Групповая работа.  Карточка № 4    (слайд  № 10)

- Подчеркните те предолжения, где говорится о весенних заботах птиц.

1.   Птицы весной высиживают птенцов.

2.   Строят хатки.

3.   Строят гнезда.

4.   Уничтожают вредных насекомых.

5.   Запасают еду.

6.   Откладывают яйца.

7.   Готовятся к отлету.

8.   Учат птенцов.

9.   Ложатся в спячку.

Проверка результатов работы по карточке  №4.

- Как видите, ребята, хлопот у птиц весной очень много. В заботах о потомстве они тратят много времени и сил. Они строят гнёзда, насиживают яйца, кормят и охраняют вылупившихся птенцов и даже учат их летать.

5. Работа по учебнику.

- Откройте учебник страница  90- 91. Прочитайте, как птицы устраивают свои гнезда.

- Посмотрите одинаковые ли гнезда у птиц?                                                                            

- Все ли гнезда на деревьях?                                                                                           

- Где  устраивает свое гнездо ласточка?                                                                                   

- Где находится гнездо лебедя?                                                                                            

- Где гнездится грач?                                                                                                          

- Какая птица не строит гнезда?                                                                                                  

- А какие птицы селятся в домиках, которые для них делает человек? (Скворцы)                                                                                                                     

- Как называются их домики? (Скворечники)   

Игра « Птицы»

   Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое: хлопайте. Итак!

         Прилетели птицы:

         Голуби, синицы,

         Аисты, вороны,

         Галки, макароны…(дети хлопают).

         Прилетели птицы:

         Голуби, синицы,

         Мухи и стрижи…(дети хлопают)

         И ещё раз

         Прилетели птицы:

         Голуби, синицы,

         Чибисы, чижи,

         Галки и стрижи,

         Комары, кукушки…(дети хлопают)

         Даже совы - сплюшки,

         Лебеди и утки-

         И спасибо шутке!           

Экологическая минутка

-А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?

-Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?

- У вас на столах, в память о нашем уроке лежит картинка с изображением птички.

- Я буду читать предложения, если это нужно делать для птиц, вы поднимаете птичку.

1. Вывешивать скворечники весной.

2.  Стрелять из рогатки по птицам.

3. Помогать больной или раненой птице.

4. Разорять птичьи гнезда.

5. Подкармливать птиц ранней весной.

6. Уносить домой здоровых птенцов.

7. Изучать птиц.

Синквейн по теме «Перелетные птицы» (слайд )

1.    Птицы

2.    Перелетные, зимующие

3.    Вернулись, гнездятся, поют

4.    Приносят огромную пользу природе

5.    Весна!

 Итог урока. Рефлексия.

- Так какие изменения происходят с животными весной?  Как нужно  относиться ко всей живой природе?

- Летать как птица, но знать, любить и беречь природу ты должен как человек!

- Берегите природу, птиц и тогда мы с вами будем жить в мире, в красоте и в гармонии с самим собой





Урок познания мира "Птицы весной"
  • Начальные классы
Описание:

Данный урок дает представление о характерных признаках весны в неживой природе,

показывает связь весенних изменений в неживой и живой природе,

обобщит знания детей о весенних изменениях в жизни птиц.

У детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитание интереса и бережного отношения к природе;

Продолжить обучение работе в группе.

Автор Груш Елена Петровна
Дата добавления 01.12.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 16
Номер материала MA-068803
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓