Главная / Начальные классы / Урок познания мира 2 класс "Разнообразие птиц".

Урок познания мира 2 класс "Разнообразие птиц".

hello_html_1f82b704.gifhello_html_1e1b006e.gif ГУ «Наумовская сш – с»

Аккольский район



Урок познания мира:





2 класс






Тема урока: «Разнообразие птиц».

Цели:

1. Уточнить и расширить знания учащихся о птицах, показать их разнообразие и красоту; увеличить объём информации, сообщаемой ученику на уроке через использование ИКТ.

2. Организовать познавательную деятельность, воздействуя на такие процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации; способствовать развитию связной речи учащихся.

3. Продолжить обучение взаимодействию учащихся в паре, группе.

4. Воспитывать любовь к природе, учить бережному отношению к птицам.


Оборудование: презентация, карточки, плакат с изображением дерева, конверты с домашним заданием,  запись звуков пения птиц, музыкальные записи.


Ход урока:

I.Орг. момент

II. "Круг радости"

- Здравствуйте, дорогие наши гости! Здравствуйте, дети! Я приглашаю вас в наш круг радости для того, чтобы вы поприветствовали друг друга.


    Придумано кем-то

                Просто и мудро

                При встрече здороваться-

                Доброе утро!

                Доброе утро, солнцу и птицам!

                Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым доверчивым,

Пусть доброе утро – длится до вечера!


III. Актуализация знаний.

Чтоб природе другом стать, тайны все её узнать,

Все загадки разгадать, вы учитесь наблюдать.

Будем вместе развивать в себе внимательность.

А поможет всё узнать наша любознательность.

-Ребята, вспомните,  о чём мы с вами говорили на последних уроках познания мира? (о разнообразии животного мира)

-Кто помнит, как называется наука, изучающая животных? (зоология) 

-На сколько групп учёные-зоологи разделили всех животных?   (на 6 групп)

-Назовите названия этих групп. (Млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные)


А) 2.Игра «Да, нет»

-А сейчас давайте проверим, что вы знаете о представителях этих групп и поиграем в игру «Да, нет». Я буду высказывать своё предположение, если вы с ним согласны – говорите «Да», если не согласны –«Нет».

Итак, начинаем: (игра «Да, нет»)

-Собака, медведь, рысь относятся к группе млекопитающих. (да)

-Самое прожорливое насекомое – стрекоза. (да)

-Тело пресмыкающихся покрыто шерстью. (нет)

-Мухи, бабочки, комары относятся к группе насекомых. (да)

-Паук-это насекомое. (нет)

-Рыбы -это земноводные, потому что могут жить и на земле и на суше. (нет)

- Тело рыб покрыто чешуёй  и у них есть плавники. (да)

-К земноводным животным относятся лягушки, жабы. (да)

- Ящерицы, змеи, крокодилы -это пресмыкающиеся животные. (да)


.Поменяйтесь работами. Проверьте правильность выполнения работы, и оцените друг друга.

Б) Работа в парах.
Следующее задание – работа по карточкам. 
-У каждого из вас на столе карточки, вы должны распределить животных, определив их к определённой группе.
 
Муравей, муха (Насекомые)
 
Акула, щука (Рыбы)
 
Лягушка, тритон (Земноводные)
 
Кошка, собака (Звери)
 
Взаимооценивание

Поменяйтесь работами. Проверьте правильность выполнения работы, и оцените друг друга.

Поднимите руку у кого пятёрки. Молодцы. Поставьте оценки в оценочные листы.


-Какие картинки оказались лишними? (птицы)

IV. Самоопределение к деятельности.

а) – Ребята, отгадайте, о каких животных, а точнее, о какой группе животных сейчас пойдёт речь?

(звучит музыка «Голоса птиц» )


Кто отправляется в полет 
В клюве веточку несет?
 
Длинный клюв и два крыла,
 
Прилетит – плохи дела.
 
А кого паук боится?
 
Угадали? Это…(птица)
 

-Кто догадался, кому будет посвящена тема нашего урока? (птицам).

-  Чему сегодня на уроке вы должны научиться? (различать птиц по их характерному признаку, научиться называть части тела птицы, знать особенности жизни  некоторых представителей этой группы животных)


Для начала давайте заглянем в гости к Мудрой Сове. Сейчас она не одна, у неё в гостях Муравьишка. И он ей рассказал вот такую историю:

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало удивительное животное, похожее на белку. «Какие разные животные,- подумал я, - но все они умеют летать… Наверное, все они – птицы.»

Проблемный вопрос:

-А сейчас я хочу поставить перед вами проблемный вопрос. Можно ли курицу, бабочку, летучую мышь отнести к группе птиц или нет? (ответы детей)

-Для того, чтобы убедиться, правы вы или нет, давайте обратимся к очень интересной науке, которая занимается изучением жизни птиц, а называется она - орнитология. Следовательно, учёные-люди, которые изучают птиц - орнитологи.

V.Изучение нового материала.

На доске: орнитология, орнитолог.   

- Как вы думаете, кто такие птицы? (Животные, которые умеют летать.)

- Муравьишка встретил в лесу бабочку. Бабочка умеет летать, значит, она птица? Прав ли Муравьишка? (Нет.)

- Почему? (Бабочка насекомое.)  

- По какому признаку мы различаем птиц? (Тело птиц покрыто перьями.)

- Скажите, кого из животных бабочку, летучую мышь, курицу можно отнести к группе птиц? (Курицу.)

-Что вы можете сказать  о курице? (Курица – птица, у неё есть крылья и тело покрыто перьями.)

- Курица летает плохо, но учёные-орнитологи её относят к группе птиц, потому что  самый главный признак этой группы это перья. Умение летать не является главным признаком группы.

Практическая работа с картинкой. Строение птицы.

-  Давайте познакомимся со строением птицы. Рассмотрим строение птицы на примере голубя.

-Какие части тела можно выделить?

-А форма тела вам ничего не напоминает?

-Чем покрыто тело птицы?

-Для чего птице нужны перья?

- Птица похожа на самолёт. Форма тела помогает ей быстро летать. Всё тело у птиц покрыто  перьями. Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.

-Что вы можете рассказать о клюве?

-Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком.  С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук.

-Что вы можете рассказать о лапках?

У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами. 

-Что вы можете рассказать о крыльях?

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

Вывод:

- Итак, мы выяснили, что тело птицы - хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Большие перья помогают птице летать, а маленькие – защищают тело от холода.

Игра « Птицы»

Учитель. Я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое: хлопайте. И так!

         Прилетели птицы:

         Голуби, синицы,

         Аисты, вороны,

         Галки, макароны…(дети хлопают).

         Прилетели птицы:

         Голуби, синицы,

         Мухи и стрижи…(дети хлопают)

         И ещё раз

         Прилетели птицы:

         Голуби, синицы,

         Чибисы, чижи,

         Галки и стрижи,

         Комары, кукушки…(дети хлопают)

         Даже совы - сплюшки,

         Лебеди и утки-

         И спасибо шутке!           

VI. Электронная физминутка «Танец утят»


VII .Обобщение, систематизация и применение знаний.


А) Работа по учебнику.

Откройте учебник с. 87-88. Прочтём текст.


Б) Работа по вопросам.

- Где живут птицы? ( в гнёздах, скворечниках, на скалах и на земле)

-Где они селятся? (возле воды и на деревьях)

-Какие общие признаки их объединяют? ( у них есть крылья, перья и клюв)

-Чем питаются птицы? (семенами, большинство птиц – насекомыми, есть хищники, которые питаются мышами, зайцами и другими птицами)


Деление детей на две группы ( домашние птицы и дикие птицы)

В) Групповая работа. Определи где, какие птицы?

Задание каждой группе.

1 группа. Выбрать картинки домашних птиц.

-Какую пользу приносят домашние птицы? Рассказать всё о домашних птицах.



2 группа.Выбрать картинки диких птиц.

-Какую пользу приносят дикие птицы?


Г) Презентации выполненных работ.

Защита флипчартов.

- Какие будут дополнения? Оцените ответ товарища. Поставьте оценки в оценочные листы.


VIII .Беседа.

- А какая птица говорит о себе так?

  И петь не пою,

  И летать не летаю.

  За что же тогда

  Меня птицей считают?

                                (Страус)  

- Попробуйте ответить на вопрос страуса. (Тело страуса покрыто перьями.)

- Сейчас послушайте, очень интересную информацию об этой загадочной птице, которую для вас приготовила и расскажет (Исенова Айжан)


(Страус —это нелетающая птица, зато он самый быстроногий бегун в мире. Он может бегать со скоростью  120 километров в час. Одно яйцо африканского страуса выглядит так, как 20—25 куриных яиц вместе и

весит более килограмма. Скорлупа яйца настолько твердая, что ею можно пользоваться как посудой. Яйца страуса употребляются в пищу и признаются деликатесом.

Удар лапы африканского страуса значительно сильнее удара лошадиного копыта. Но в случае его нападения достаточно поднять на палку фуражку, чтобы эта птица немедленно отступила. Оказывается, страус нападает только на тех противников, которые ниже его ростом.)

- А знаете ли вы птицу, которая тоже не умеет летать, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой?  (Пингвин)

- Почему это животное тоже относят к птицам? (Тело покрыто перьями.)

-У этой птицы есть одно сходство с нами, людьми- они тоже своих малышей-детёнышей отправляют в детские сады. Вот что нам об этом расскажет (Ивашов Даниил)

(Пингвин - единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Кроме того, это единственная птица, ходящая стоя. Их птенцы, по мере развития, начинают съедать до 1 кг пищи в день. Поэтому, чтобы прокормить детёныша, на охоту отправляются уже оба родителя, а своего малыша они оставляют в «детском саду».  Часть взрослых пингвинов охраняют их от нападения хищных птиц. Тысячи птенцов черной толпой стоят, прижавшись друг к другу, и брат брата согревает. Возвращаясь, родители по голосу отыскивают своего птенца и кормят только его.)


1.  Игра « Доскажи словечко.»

-Ну а сейчас я предлагаю вам отгадать загадки о других птицах Казахстана .


На скале он строит дом. 
Разве жить не страшно в нём? 
Хоть кругом и красота, 
Но такая высота! 
Нет, хозяин не боится 
Со скалы крутой скатиться - 
Два могучие крыла 
У хозяина ... (орла) 


Сел на елку, на сучок,
Бороды торчит клочок;
Как летун — он плоховат,
И порою глуховат.
 (глухарь) 


Этот птичий царь могучий

Вьёт гнездо на горной круче

Он наводит дикий страх

На больших и малых птах.

Перед ним все птицы меркнут

Кто же это? Гордый …(беркут)


Возле моря ходят босы,
Голенасты, горбоносы:
В розовой одежке
Вышли для кормежки.
Клюв на море – как сачок:
Цедит муть с букашками;
Но работает сачок
Только вверх тормашками.
В розовом уборе
До колен он в море.(
Фламинго розовый) 


Красноватый огонёк

Чуть поляну не поджёг

Он - краса лесных полян,

Родич курицы-… (фазан)
 

Он мешок под клювом носит

Рыбу схватит -туда бросит.

Эта птица-великан,

А зовётся …(пеликан)


Ребята, посмотрите на плакат «Как прекрасен этот мир!». Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях. Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколько щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли, поэтому их защищает наше государство.

 - Какие  причины исчезновения  животных известны вам? (Животные играют огромную роль в природе. Но люди порой жестоко истребляют их ради меха или мяса, а иногда ради развлечения. На диких животных влияет хозяйственная деятельность человека. Когда люди вырубают лес или загрязняют воду в реке, они невольно губят много животных, для которых лес и река- дом. Из-за хозяйственной деятельности человека и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а многие стали редкими). 


IX. Сказка «Как избежать зла»

В давние времена  жил в лесу человек. Звери и птицы  не боялись его  и разговаривали  с ним на человеческом языке. Однажды вечером человек расположился под одним деревом на отдых. Под соседним деревом собрались все звери и птицы, обитающие в лесу, и повели между собой разговор

Отчего на свете бывает зло?- спрашивали они друг друга.

Ворона сказала:Зло бывает от голода . Когда проголодаешься , совершаешь зло, не считаясь ни с чем. Как много погибло от голода моих родственников! Если не будет голода, не будет и зла.

Голубь сказал:Я думаю, что зло бывает от любви. Если бы мы жили в одиночку, мы никогда бы не злились. Мы живём парами. Когда преданно любишь свою голубку, нет тебе покоя. Всё время думаешь, как накормить подругу, как лучше нарядить её. Стоит ей куда – нибудь отлучиться, пока не вернётся, тебя охватывает тоска. Если долго не возвращается, идёшь искать  её, рискуя погибнуть. Всё зло от любви.

Прошипела змея: - А по- моему, зло бывает от раздражительности. Если бы мы жили дружно, всё было бы хорошо. Бывает, что из-за пустяков начинаешь злиться. А когда разозлишься так и хочется кого- нибудь ужалить. А ужалишь – убьют тебя.

- Нет, - сказал олень, - зло на свете – от страха.

Если бы не было страха, всё было бы хорошо. Вот я бегаю быстро, сил у меня много. Маленьких зверюшек легко сбиваю рогами, а от крупных спасаюсь только бегством. Плохо быть боязливым, шелохнётся ветка дерева, зашуршат листья – бежишь  во всю прыть и не замечаешь, как летишь в овраг или хватают тебя собаки. Надо быть смелым.

Слушал, слушал человек животных и вступил в разговор.

- Вы  все по- своему правы, - сказал человек. Но дело не в голоде, любви, раздражительности и трусости. Все живущие на планете должны стремиться делать друг другу добро. Тогда исчезнет зло.


Помните, беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Это хорошо известные вам  животные: белка, еж, синица, дятел, лягушка, жаба и др. Их жизнь часто зависит от нашего поведения по отношению к природе.
Все животные, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, приносят природе огромную пользу. Кроме того, все они – живые существа. Вспомните об этом, когда просто , ради забавы, у вас возникнет желание убить кузнечика, бросить камень в беззащитного котёнка. Помните, что все они - заботливые родители или любящие дети. Даже свирепые хищники становятся добрыми и ласковыми со своими детьми. 

X. Экологические  правила: Посмотрите на картинки

-Какие ошибки допустили дети?
1) Не разоряйте птичьи гнезда!
2) Не подходите близко к гнездам птиц!
3) Если у вас есть собака, не пускайте ее гулять в лесу или парке весной или в начале лета! Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных детенышей зверей.
4) Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов и детенышей зверей! В лесу о них позаботятся взрослые животные.
5) Подкармливайте птиц зимой, а весной с помощью взрослых делайте для них домики!


Земцов Руслан
Не разоряйте птичьи гнёзда.

Дети запомнить должны и понять:

Гнёзда у птичек нельзя разорять!

Если в траве увидали яйцо

Или услышали крики птенцов,

Не приближайтесь, не лезьте туда

И не тревожьте ни птиц, ни гнезда.


XI. Домашнее задание.

Мудрая сова каждому из вас приготовила задание: подготовить сообщение об интересных фактах из жизни птиц.(раздать конверты с домашним заданием)

Обратить внимание на выставку книг. 

XII. Закрепление.


Проверим наши знания по тесту:

1.Как называется группа животных, тело которых покрыто перьями?

а) звери

б) птицы

в) рыбы

2.Назови домашнюю птицу:

а) синица

б) воробей

в) курица

3.Назови птицу-хищника:

а) сова

б) перепёлка

в) жаворонок

4.Где вьют гнёзда соловьи?

а) в лесу

б) на лугу

в) в высоких кустарниках

5.Как птицы приспособились к природным условиям?

а) им помогает окраска перьев

б) меняют окраску в разное время года

в) имеют яркую окраску

Проверка. Взаимооценивание. (выставить оценку в оценочных листах)

XIII. Рефлексивно – оценочный  этап:
1. Рефлексия 
           Урок хотелось бы закончить чтением отрывка из произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца». 
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять леса и горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину!


Исенова Айжан

Давайте будем

К тому стремиться,

Чтоб вас любили

И зверь, и птица.

И доверяли

Повсюду нам,

Как самым верным

Своим друзьям!

Давайте будем

Беречь планету

Во всей Вселенной

Похожей нету:

Во всей Вселенной

Совсем одна,

Что будет делать

Без нас она?


-Наш урок подходит к концу. Я благодарю вас за работу, за активное участие.

-У кого в оценочных листах одни «5»? Молодцы! За урок вы получаете «5», остальные получают «4»

За активное участие на уроке мне хочется отметить некоторых ребят и подарить им птичку с «5»


А сейчас давайте оживим это весеннее дерево.

-Если вам на уроке было интересно, вы с удовольствием выполняли все задания - то поместите на дерево жёлтую птичку .

-Если вам что-то было непонятно, и было сложно выполнять какие-то задание- красную птичку.

-А если вам было скучно и неинтересно-синюю птичку.

Спасибо всем за урок! 


А вам, дорогие гости , в память о нашем уроке мы дарим голубя – символ мира и счастья и хочется пожелать мирного неба над головой, крепкого здоровья и творческих успехов в работе.

 

G:\13 мая 15\DSC02027.JPGC:\Documents and Settings\1\Мои документы\13. 05. 15г\IMG_0137.JPG

Работа в парах. Работа в группе.



G:\13 мая 15\DSC02030.JPGG:\13 мая 15\DSC02037.JPG

Строение птицы. Сценка «Как избежать зла»



C:\Documents and Settings\1\Мои документы\13. 05. 15г\IMG_0140.JPGG:\13 мая 15\DSC02045.JPG

Защита постера Рефлексия.

Урок познания мира 2 класс "Разнообразие птиц".
  • Начальные классы
Описание:

Урок по познанию мира во 2 классе разработан по новым технологиям. На своём уроке интегрировала идеи 7 модулей Программы. Так как тема по которой я работаю "Развитие познавательных интересов на уроках", включила дидактические игры, загадки, которые несут большое познавательное значение для учащихся.

Урок проходил в форме исследовательской деятельности учащихся, где главными действующими лицами были сами ученики.

Автор Найман Татьяна Петровна
Дата добавления 13.12.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 833
Номер материала MA-063197
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓