Урок познания мира
2 класс
|
|
учитель начальных классов
КГУ «СШЛОД №34»
I
категории
высшего уровня квалификации
Очкурова Светлана Викторовна
|
Тема: Красная книга Республики Казахстан
Цель: познакомить с Красной книгой Казахстана.
Задачи:
1. Формирование представления о негативном и позитивном влиянии
деятельности человека на многообразие видов животных и растений.
2. Познакомить учащихся с представителями животных и растений Красной книги.
3. Расширить и углубить знания детей о животном и растительном мире,
встречающемся в нашем крае.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Развивать речь учащихся, умение делать выводы, анализировать свои ответы и
ответы товарищей.
Ход урока
1.Организационный
момент.
2.Актуализация
знаний.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о защите растений и
животных. На доске фраза: «Растительный и животный мир нуждается в защите
человека»
- Актуальна ли эта проблема для нас,
казахстанцев? Если, да, то почему? Если нет, то тоже аргументируйте своё
мнение. ( обмелели реки, исчезают леса,
загрязняется воздух, реки, истощается почва, распахиваются целинные земли, вытаптывается
поверхность земли )
Вывод: Действительно, растительный и животный мир нашей
страны необходимо защищать.
-А какие меры по защите животных и растений
предпринимаются в нашем государстве? Что делается для того, чтобы защищать
природу?
-Посмотрите, как
прекрасен и удивителен мир природы! (На доске картинки с изображением животных
и растений Красной книги)
- Скажите, что
общего у растений и животных? (они относятся к живой природе, необходимы
одинаковые условия для жизни : вода, свет, тепло, воздух )
-Сейчас мы узнаем,
что же ещё объединяет растения и животных, а для этого отгадайте загадку:
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо
умней. (Книга)
-
Но книга эта необычная. Она связана с нашими растениями и животными. Догадались,
о чем пойдет речь?
- Правильно. Это
Красная книга.
- А в каком государстве мы живем? (Казахстан)
- Сформулируйте
тему урока.(Красная книга Республики Казахстан)
-Как вы думаете,
почему эту книгу назвали красной? Что означает красный цвет? О чём предупреждает
нас красный свет светофора?
-Красный цвет
привлекает внимание. Это цвет тревоги. Это сигнал опасности.
Вот и красная
книга предупреждает об опасности. Но какой?
(Постановка проблемного вопроса)
Красная
книга – красная!
потому,
что природа в опасности!
Значит,
нельзя терять даже мига
Всё
живое хранить зовёт.
Красная
книга !
- Так о какой опасности предупреждает нас
красная книга? (могут исчезнуть многие животные и растения.)
Рассказ учителя о создании красной книги.
Думая о сохранении
всего живого на земле, люди образовали Всемирный фонд дикой природы WWF, символом
которой является панда.
Но этого было
недостаточно. И тогда учёные всего мира решили создать Красную книгу.
- Послушайте
историю о том, как появилась Красная книга.
Давным-давно в
небольшом французском городе Фонтенбло (недалеко от Парижа). Собрались
ученые со всего мира. Очень их взволновало исчезновение некоторых
растений и животных на планете Земля. Встретились они, подумали и решили
создать службу спасения для живой природы. Разлетелись ученые по всему миру,
заглянули в каждый уголок нашей Земли-матушки, посчитали каждое животное
и каждое растение, и составили список животных и растений, находившихся на
грани исчезновения. Так появилась первая Красная книга. С тех пор Красная
книга создаётся во всех государствах, где люди заботятся о сохранении природы
И в Казахстане
тоже есть такая книга. Первое издание вышло в 1966году. Но потом её ещё несколько
раз переиздавали, потому что сведения о растениях и животных постоянно
меняются. Показываю книгу!!!!
3.Целеполагание.
Итак, мы говорим о Красной книге. СЛАЙД Давайте
подумаем и сформулируем цели урока с помощью опорных слов: Познакомиться…
Узнать…
- Какие животные и растения занесены в
красную книгу.
А ещё мы
поговорим о
-Причинах исчезновения животных и
растений
и самое
главное узнаем:
-Что делать для спасения животных и
растений.
4. Формирование новых знаний
Работа в группах
Работать будем в
группах, поэтому давайте вспомним правила работы в группе.
- Начнем со
знакомства с животными и растениями Красной книги
Сегодня в Красной
книге Казахстана 125 видов животных и около 400 видов растений. Известно, что
каждому пятому виду представителей флоры и фауны нашей страны сегодня угрожает
опасность. Давайте же ближе познакомимся с животными и растениями,
занесёнными в Красную книгу Казахстана. (Видеоряд растений и животных
занесенных в Красную книгу)
- Какое животное
или растение вы запомнили?
Конечно же, это
далеко не полный список редких животных и растений, нуждающихся в защите.
Я предлагаю вам
дополнить этот список животными и растениями, выполнив задание.
Индивидуальная
работа. Соедини стрелками представителя и его
название
Самопроверка (на
доске ключ)
5.Физминутка
А теперь
представьте:
Мы с вами входим в
лес(шагают)
Сколько здесь
вокруг чудес? (повороты головы вправо, влево)
Руки подняли и
покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти
встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки –
плавно помашем –
Это к нам птицы
летят.
А теперь возьмём
тетради, пеналы и бесшумно перелетим за другой стол так, чтобы образовались
группы:
- Как вы думаете,
почему именно такие цвета были вам предложены? Верно, т.к. красная книга
состоит из разных по цвету страниц.
- Я предлагаю
прочесть текст в группе и узнать, что обозначает цвет вашей группы.
«Красные
страницы» - на них записаны погибающие животные,
«Желтые
страницы» - на эти страницы занесены животные, количество которых
стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они могут попасть на
опасные красные страницы ,
«Серые страницы» - на этих страницах записаны названия животных, которые до сих пор
мало изучены. Места их обитания труднодоступны или точно не установлены.,
«Белые страницы» - на этих страницах записаны животные, численность которых всегда была
невелика. Они обитают на небольших площадках
«Зелёные
страницы» - на них записаны животные, которых удалось
спасти от вымирания
- Но существуют еще
черные страницы о них в тексте не было написано – на них записаны те животные,
которые по разным причинам уже вымерли и мы их не сможем никогда увидеть.
Работа с текстом.
- Сегодня поработав
с текстом, мы узнаем причины исчезновения растений и животных, и какую роль в
этом процессе играет человек.
- В современном
обществе человек стал забывать о том, что планета Земля – это наш общий дом.
Люди порой не замечают, какой вред они наносят природе своими действиями и
поступками. Проблем, связанных с экологией нашей планеты, много. Но мне
хотелось бы обозначить сегодня те, которые, на мой взгляд, являются более
острыми.
(раздаю разные
тексты группам) дети читают
- О чем прочитали?
О какой проблеме говорится в вашем тексте? (говорят дети от каждой группы) вывешиваю
на доску проблемы
-Я предлагаю вам
выполнить газету о той проблеме, которой вы прочли. Но для этого нужно
выполнить следующую работу: одним цветом нужно выделить слова- помощники,
которые расскажут нам что нарисовать, а другим цветом, выделить
слова-помощники, которые подскажут нам что писать. (Дети работают, затем
проговаривают то, что сделали и начинают выполнять газету)
Выставка работ.
- Невозможно на
одном уроке показать и рассказать обо всех животных и растениях, занесённых в
Красную книгу, охрана природы – это проблема не только государственная, но и
как мы с вами убедились, это проблема каждого из нас. И сможем ли мы с вами
помочь природе, это зависит только от нас!
6.Рефлексия
Птицы, рыбы и
звери
В души людям
смотрят.
Вы их жалейте,
люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без
птиц – не небо!
А море без рыб –
не море!
А земля без
зверей – не земля!
Хозяева планеты
-
Люди великаны,
Есть у вас
винтовки, сети и капканы.
Есть у вас
бесстрашье, сила есть навечно,
Но должно быть
сердце. Сердце человечье!
- У каждого на
парте есть маленькие сердечки, если вы любите нашу планету, нашу Родину и
обещаете бережно, внимательно относиться к родной природе, подарите своё
сердечко нашей планете Земля (на доске макет, куда дети наклеивают сердечки)
-Запомните ребята,
сколько любви и доброты вы подарите этому миру, столько и получите в ответ!
На этом урок
закончен
- Был ли он
интересным, познавательным?
- Как вы
оцениваете свою работу в группе?
7.Домашнее задание
На выбор:
1.
Составить кроссворд на тему: «Красная книга
Республики Казахстан»
2.
Подготовить сообщение о животном или растении
Восточного Казахстана занесенном в Красную книгу.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.