Главная / Начальные классы / урок познание мира

урок познание мира

Урок познания мира и финансовой грамотности. 4 класс

КГУ Новосельская средняя школа

Учитель начальных классов Полехина Т.Н.

Тема: Семья. Бюджет семь

Цель урока: формирование у школьников понятия «семья», «дружная семья»;  обязанности и права членов семьи. Познакомить детей с понятием «семейный бюджет»; «доходы», «расходы», «налоги», денежные единицы»; овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет. Развивать познавательный интерес учащихся, речь, критическое мышление; Содействовать воспитанию уважительного отношения к членам семьи, мотивацию к учению, умение выслушивать мнения товарищей. Работать в группах и в коллективе.


Ход урока

1. организационный момент

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады видеть вас на нашем уроке познания мира и финансовой грамотности.

-Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо.

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты,

А что-то мне известно.

Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно.

2. Постановка темы и целей урока.

Ребята. Тема нашего урока зашифрована в рисунке. Давайте внимательно изучим рисунок и огласим ее. Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой?

Сегодня мы ответим на вопрос: что такое семья? Какие права и обязанности имею члены семьи? Как должны вести себя члены семьи, чтобы семья была дружной? Поговорим о семейном бюджете.

3.Работа по теме урока

Работа в группах. На столах лежат листы бумаги, маркеры. Подумайте, какие ассоциации вызывает у вас слово «семья». Составить кластер

Семья- это группа людей, живущих вместе, отношения которых основаны на браке и родстве. Это мать, отец, их дети, дедушки и бабушки. Это очень близкие люди, которых объединяет любовь, привязанность друг к другу, интересы. Они заботятся друг о друге, уважают друг друга.

От каждой группы выступит по одному человеку, которые расскажут о своей семье.(домашнее задание)



На уроках и классных часах мы с вами не раз совершали путешествия в мир права.

Сейчас первая группа подготовится и расскажет о правах и обязанностях детей в семье, а вторая о правах и обязанностях родителей.

(выступление ребят)

- у членов семьи есть взаимные права и обязанности. Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, заботиться об их воспитании. образовании, здоровье. Они должны нести ответственность за их действия и поступки. А долг детей - заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Работа с учебником. Страница 77 рассмотреть рисунок- схему. Что объединяет членов семьи?

Звучит фрагмент песни Л. Долиной « Погода в доме»

Как вы понимаете эти слова « Погода в доме?» От чего зависит эта погода?

Погоду в доме создают люди, которые живут в семье.  

Притча.

Жила – была на свете семья. Более ста человек насчитывалось в семье, жили они одной деревней. Семья была особая – мир и лад был в ней нормой. Ни ссор, ни ругани.

До самого императора дошел слух об этой семье. И он решил проверить, правду ли говорят люди? Прибыл он в ту деревню, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток, мир и лад. Хорошо детям, спокойно старикам. Пришел он к убеленному сединой старейшине семьи и попросил его рассказать, как они добились такого согласия и мира в семье. Тот молча взял лист бумаги и написал всего три слова: любовь, прощение, терпение. Но написал эти слова особенно: сто раз было написано «любовь», сто раз – «прощение», сто раз – «терпение».

В чем смысл притчи?

Давайте  выведем  7  законов семьи,  соблюдая которые семья будет дружной. А  начинать  фразу  будем  со  слова  «я».

- Даю  вам  подсказку – опорные  слова.




 Сложные  законы?  Нет.  Но  выполняя  их,  в  семье  будет  радость,  счастье, понимание.     А  это  самые  настоящие  семейные  ценности.

О семье сложено много пословиц. Давайте объясним значение и запомним некоторые из них.

Любовь да совет - и горя нет.

Вся семья вместе, и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

Разбор ситуаций.

Ситуация первая.

Телевизор в доме и сплачивает всех домашних, но часто и ссорит. Как быть в такой ситуации, когда в субботний вечер одновременно идёт мамин фильм, папин матч по хоккею, а ребёнок с нетерпением ждёт продолжения мультфильма. (На обдумывание 20 секунд)


-Провести домашнее собрание с голосованием, розыгрыш телевечера, кому повезёт, тогда проигравший может спланировать свой вечер, пойти к соседям, или переключать с канала на канал.

- Многое можно придумать, главное – подумать о близких чуть раньше, чем наступит такой вечер.

Ситуация вторая.

«У меня сестрёнки нет, у меня братишки нет…» А если есть, это хорошо или плохо? И кому лучше живётся: старшему или младшему?.. А как быть в такой ситуации: если в доме два брата, старший и младший, а стекло в двери разбил младший и он виноват. Как быть? Кому отвечать? Как достойно выйти из этой ситуации?


-Не разбираться, кто прав, кто виноват. Виноваты оба, так как дом – не место для таких игр. Лучше сразу перейти к делу: убрать битое стекло, посмотреть, не порезался ли малыш, оказать ему помощь, успокоить его и уверить в том, что стекло – «дело наживное». Затем хорошо бы, чтобы папа показал сыновьям, как надо вынимать стёкла, оставшиеся в раме, зачищать пазы… А потом все вместе отправились бы в магазин, купили стекло и вставили его. Это так интересно./

Чтобы полнее представить картину семьи, проведем разминку.

Какое чувство объединяет членов семьи?

Любимая игра всех дочек.

Маленький, в доме живет, Кузькой зовут.

Семья носит одну…

Мамина мама, папина мама.

Мамин папа, папин папа.

Каким эффективным средством пользуются дети, чтобы добиться у родителей желаемого?

Мальчик, которого даже родители звали “дядей”?

Назовите четвероногих членов семьи.


Работа с учебником. Прочитать текс, выделить вопрос, который не обсуждали. Прочитать и ответить на вопросы.

-Что такое бюджет семьи?

-Из чего складываются доходы семьи?

-На что расходуются деньги, которыми располагает семья?

- Как нужно решать возникшие в семье проблемы?

Игра «Семейный бюджет».

Каждая группа представляет семью. Состав семьи одинаковый: папа, мама, бабушка, дочь – студентка и сын- ученик 4 класса. Придумайте фамилии своим семьям.

Сейчас у вас будет возможность управлять семейным бюджетом так, как захочется. Но следует помнить, что есть расходы, обязательные для всех: питание, предметы гигиены, одежда, транспорт.

Бюджет должен быть сбалансированным – то есть доходы равны расходам. Что бывает, если бюджет семьи с дефицитом (расходы выше доходов). Как в жизни семья преодолевает ситуацию дефицита бюджета?

На первом этапе игры вы должны подсчитать доход и спланировать расход семьи. Старайтесь придерживаться реальных цен.

Презентация по плану:

Назвать фамилию, общий доход и статьи расхода.

Достаточно ли у семьи денег?


Как вы думаете, какой уровень благосостояния у вашей виртуальной семьи - высокий, средний, низкий?

Вы потратили все деньги или часть отложили «про запас». Давайте посмотрим, важно ли иметь отложенные средства. Начинаем второй этап игры «Счастливый или несчастный случай»? Поочередно, начиная с меньших монет, открываем карточки и делаем запись в графе «Доход» или «Расход».

Отцу дали премию 5000 тг

У мамы заболел зуб. Визит к стоматологу – 2500тг

Бабушке в акимате к празднику выдали 4000 тг

Дочь студентка вечерами подрабатывала в клубе диск - жокеем и заработала 9000 тг

Сын школьник порвал брюки новые стоят -2000тг

Тетя подарила мальчику 2000тг

Сын школьник под руководством бабушки выращивал комнатные цветы. Продав их заработали 6000тг

Неожиданно приехали родственники. На угощение ушло -5000тг

Подсчитаем доход и расход, образовавшийся на втором этапе игры.

- трудно ли планировать бюджет?

-как вы думаете, почему благосостояние семей разное?

- что нужно делать, чтобы повысить благосостояние семьи?

-как вы думаете, часто ли в жизни бывают «счастливые случаи»?

- а часто ли бывают несчастные случаи?

- что нужно делать, чтобы несчастные случаи не управляли нашей жизнью?

4. Подведение итога урока. Рефлексия







































урок познание мира
  • Начальные классы
Описание:

Урок познания мира и финансовой грамотности. 4 класс

КГУ Новосельская средняя школа

Учитель начальных классов Полехина Т.Н.

Тема: Семья. Бюджет семь

Цель урока: формирование у школьников понятия «семья», «дружная семья»; обязанности и права членов семьи. Познакомить детей с понятием «семейный бюджет»; «доходы», «расходы», «налоги», денежные единицы»; овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет. Развивать познавательный интерес учащихся, речь, критическое мышление; Содействовать воспитанию уважительного отношения к членам семьи, мотивацию к учению, умение выслушивать мнения товарищей. Работать в группах и в коллективе.

Автор Полехина Татьяна Николаевна
Дата добавления 14.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 341
Номер материала 59370
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓