Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок-посвящение "Прерванный полет" (8 класс, по творчеству В.Высоцкого)

Урок-посвящение "Прерванный полет" (8 класс, по творчеству В.Высоцкого)

Скачать материал

Урок-посвящение  «Прерванный полет»

( 8 класс, по творчеству Владимира Высоцкого)

Цели:

·       познакомить учащихся  с жизнью и творческой деятельностью В. Высоцкого;

·       обратить внимание учащихся на разнообразие тематики стихотворений В.Высоцкого, на оригинальность исполнения песен;

·       развить коммуникативные качества учащихся, обогатить эмоциональную сферу, словарный запас;

·       воспитать гражданские чувства и нравственные качества  учащихся на примере поэта-патриота В.Высоцкого.

Оборудование: портреты В.Высоцкого; мультимедийный проектор; выставка книг со стихотворениями В.Высоцкого; свечи.

Методические приемы: презентация; видеоклипы песен В.Высоцкого; фильм о В.Высоцком;  сообщения; выразительное чтение стихотворений.

 

Ход урока

 

Горят свечи, за столами сидят участники урока

Учитель: Добрый день. Сегодня мы проводим урок-посвящение на тему «Прерванный полет», посвященный творчеству Владимира Семеновича Высоцкого. Для начала внимание на экран…

 

Просмотр фильма о Вл.Высоцком

 

Учитель: Первые песни

              Первые свои песни Володя писал для своих близких друзей в жанре «городского романса». Эти песни являлись отражением того времени, ведь 40-50 годы – это время сталинских репрессий, время войны и разрухи, голода и холода, нищеты, но всё-таки большой веры в настоящее и лучшее будущее. Дань и память сталинским репрессиям Высоцкий отдаст позже в песне «Банька по-белому», а пока большое количество заключённых и освободившихся из тюрем не могли не создать свой собственный песенный жанр – «Блатная песня», которого и придерживался в своих первых песнях Володя Высоцкий. Они были написаны по услышанным рассказам бывших заключённых, да и просто огромный талант поэта позволил ему где-то домыслить, где-то представить, как могло всё быть, как есть на самом деле. Героями этих песен были люди, так или иначе нарушавшие закон: домушники, щипочи, рецидивисты, шулера. Эти песни написаны с юношеским задором и огромным юмором. В песнях Высоцкий не превозносил блатную жизнь, не восхищался ей, а просто показал, что она существует, что её породила сама система. За блатной оболочкой прослеживаются темы дружбы и продажности, любви, сострадания к этим людям, зачастую маленькие факты автобиографии:

Я вырос в Ленинградскую блокаду,
Но я тогда не пил и не гулял

 Я видел, как горят огнём Бадаевские склады,
В очередях за хлебушком стоял.

        Эти первые песни исполнялись в узком кругу друзей, вечером на кухне, но благодаря началу магнитофонной эры быстро вышли за его пределы и разлетелись по всей стране. Они и проложили дорогу тогда ещё молодому, но очень талантливому поэту.  Блатные принимали его за своего, то есть человека сидевшего в тюрьме. Говорили, что слышали эти песни раньше, что они написаны ещё до революции и т.д. В этом и был талант. Высоцкий смог примерить на себя шкуру другого, влезть в неё и почувствовать окружающий мир, так как его чувствует описываемый им человек, в созданной для него ситуации. Конечно же, здесь сыграл огромную роль и актёрский талант Володи.

 

 Сообщение: Песни о дружбе

        Следующий этап творчества В.С. Высоцкого наступает с момента поступления в Московский театр драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова, где поэт проработал до самой смерти. Играя в театре, Высоцкий начинает писать песни для спектаклей, а так же для кинофильмов. Очень часто песни, созданные им оказывались как бы на несколько размеров больше самого спектакля или фильма. И каждый раз у этих песен начиналась своя жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя сцену и экран. Одними из таких песен являются песни, написанные к кинофильму «Вертикаль». Был такой вроде бы не плохой фильм. Был и прошёл. А песни написанные Владимиром Высоцким для этого фильма, остались. Для альпинистов они стали как бы гимном. Строчки из этих песен выбивали на могилах погибших альпинистов их друзья.

Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так,
Если сразу не разберёшь
Плох он или хорош…

      Эти песни пронизаны героизмом тех людей, которые занимаются этим опасным видом спорта. Но опять- таки это только оболочка, за которой видна главная тема - дружба, взаимовыручка, мужество идти до конца и никогда не сдаваться. Эта тема присуща всему творчеству Высоцкого. Для своих песен он всегда выбирает ситуации, когда люди рискуют жизнью, когда они «вдоль обрыва, по над пропастью, по самому по краю». Высоцкий на своих выступлениях часто говорил, что ему нравится писать, когда что-то происходит, маленькие происшествия из жизни и не любит писать, когда люди сидят, едят, смотрят телевизор, т.е. ничего не делают. Хотя и это он часто высмеивал в своих шуточных песнях.  После «Вертикали» в народ ушли такие замечательные песни: «Скалолазка», «Песня о друге», «Прощание с горами». Песни, которые давали толчок к покорению новых жизненных вершин.

Так оставьте ненужные споры –
Я себе уже всё доказал:
Лучше гор могут быть только горы,
На которых ещё не бывал.

 

Сообщение: Военные песни

            Огромное значение в творчестве Владимира Высоцкого занимают песни, написанные на тему о войне. Почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, всё-таки пишет о ней, более того – не может не писать? Поэт считал, что пусть война давно закончилась, но в памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче гранитные плиты.
Здесь нет ни одной персональной судьбы.
Все судьбы в единую слиты.
У братских могил нет заплаканных вдов,
Сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?..

 

Видеоклип песни Вл.Высоцкого  «Сыновья уходят в бой»

         Песни Володи Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, злых и добрых одновременно. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину. Такие не подведут. И опять-таки это возможность для актёра примерить и сыграть новые роли, побывать на месте того человека из тех времён и окунуться в события тех лет. Высоцкому это удалось. Удалось на славу.

Наши мёртвые нас не оставят в беде,
Наши павшие – как часовые.
Отражается небо в лесу, как в воде,
И деревья стоят голубые.

 

Видеоклип  песни Вл.Высоцкого «Песня о новом времени»

 Сообщение: На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы и подарки. В своих письмах участники тех военных событий спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Они принимали молодого парня, не принимавшего участия в боях за своего, за однополчанина. Для поэта это была самая большая награда. Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил: «Лучше получать письма, где тебя принимают за своего, однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по камере». И он благодарил людей новыми песнями, новыми ролями в театре и кино.
Одна из таких ролей это роль в спектакле «Антимиры». Этот спектакль был посвящён всем молодым поэтам и писателям, не вернувшимся с войны. Это не в прямом смысле спектакль. Просто актёры выходили и читали стихи молодых поэтов, не по годам мудрые и поэтичные, раскрывающие героизм всей страны и каждого солдата в частности. Жаль только, что авторы сами не смогли читать их со сцены. Им и посвящена эта постановка. Высоцкий в этом спектакле исполнял свои песни и читал свои стихи наряду со стихами других поэтов.
Можно рассказать о войне всю правду. Показать все её ужасы и весь её трагизм, но ни у кого не получится докопаться и показать её с таких неожиданных сторон, как мог это сделать Владимир Семёнович Высоцкий. Мы можем видеть войну не только глазами солдат, но и боевого истребителя:

 

Сообщение:

 Я- Як истребитель, мотор мой звенит
Небо – моя обитель.
А тот, который во мне сидит
Считает, что он – истребитель…
              Мы можем видеть войну глазами заключённых штрафных батальонов:
Считает враг: морально мы слабы, -
За ним и лес, и города сожжены.
Вы лучше лес рубите на гробы
В прорыв идут штрафные батальоны.

          Штрафные батальоны у Высоцкого – символ трагического героизма. Он не хочет разбираться, почему люди туда попали. Он ощущает как свою, их готовность погибнуть за родину, ставшую к ним суровой.
Даже есть одна шуточная песня про человека, которого должны расстрелять, написанная от его имени. Кстати песня, имеющая под собой реальную основу: «Тот, который не стрелял».

 

Видеоклип песни Вл.Высоцкого «Тот, который не стрелял»

Презентация творчества В.Высоцкого

Сообщение:

 Я вам мозги не пудрю,
Уже не тот завод:
В меня стрелял поутру
Из ружей целый взвод.

            Песни Высоцкого о войне в тоже время и непременно о Земле. Земля тогда была бескрайним полем боя. Земля теперь может стать жертвой последней войны.

Материнства не взять у Земли
Не отнять, как не вычерпать моря.
Кто поверил, что Землю сожгли,
Нет, она почернела от горя.

          Убить неубиваемое, расстрелять вечное. У Высоцкого есть песня «Расстрел горного эха». Зачем понадобилось расстреливать эхо? От злобы? Ради потехи? Чтоб не было свидетеля, разносящего слух? Стреляют нелюди. Фашисты для Высоцкого не люди в победном своём марше, а лишь номера: первый – второй. А эхо – живое. Оно и сейчас несёт нам голос Высоцкого.

Должно быть, не люди, напившись дурмана и зелья, и зелья,
Чтоб не был услышан никем громкий топот и храп, топот и храп,
Пришли умертвить, обеззвучить живое, живое ущелье –
И эхо связали, и в рот ему сунули кляп.

 

Видеоклип песни Вл.Высоцкого

«Мне судьба – до последней черты, до креста…»

Сообщение: Песни-роли

          Многие песни Высоцкого чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и более того – никем ещё не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно. И поэтому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем. Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей: смешных и серьёзных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способность мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем,  все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Высоцкий  вроде бы и не обращал на это, никакого внимания. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал сочинять и петь свои всегда неожиданные, разноплановые, злободневные – «песни – роли». Мы видим поэта, который пытается бороться, который пытается сойти с той колеи, по которой идут все, идут прямёхонько в тупик.

Сам виноват – и слёзы лью,
И охаю.
Попал в чужую колею
Глубокую.
Я цели намечал свои
На выбор сам,
А вот теперь из колеи

Не выбраться.
                        Поэт призывает:
Эй, вы! Задние! Делай, как я.
Это значит – не надо за мной.
Колея эта – только моя.
Выбирайтесь своей колеёй.

 

Сообщение: В своих стихах он примеряет себя не только к людям, но и к животным. У него есть две замечательные песни: «Охота на волков», «Охота с вертолета». За образом загнанного егерями волка – вожака бесстрашно прорывающегося за флажки, мы видим самого Высоцкого.

Рвусь из сил и из всех сухожилий,
Но сегодня – опять, как вчера, -
Обложили меня. Обложили!
Гонят весело на номера!
                 «Охота на волков» - гимн свободе и борьбе за неё.
Наши ноги и челюсти быстры
Почему же, вожак, дай ответ-
Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет?!

        Эта песня пришла, когда так думали все. И он сказал за всех. Ещё одна песня написана от имени коня «Иноходец», которая чётко и ясно раскрывает позицию Высоцкого «не как все».

Я скачу, но я скачу иначе,
По камням, по лужам, по росе,
Бег мой назван иноходью, значит-
По – другому, то есть не как все.

 

Видеоклип песни Вл.Высоцкого «Охота на волков»

Учитель: Удивительный голос

           Исполняя песни, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось ещё секунда и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадёт, задохнётся, умрёт прямо на сцене.  Казалось на таком нервном накале невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал. Пел, как кричал, потому что что-то в нём кричало. За нас за всех крик. Голос – всегда изъявление души. Голос Высоцкого – щедрый, расточительный подвиг. А ведь расчетливых подвигов и не бывает. За то его следующая песня могла быть потрясающе тихой. И от этого она ещё больше западала в душу. Высоцкий только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны бытия. И каждое слово звучало по – особому трепетно. Он выбрал себе манеру исполнения с длящимися, но жёсткими согласными, раскатистым «Р», открыто и ясно звучащими гласными. Он сделал это естественной частью глубоко личного, оригинального и эмоционально насыщенного исполнения. В жизни он говорил, совершено не так – тихо, мягко, с застенчивой улыбкой, богатым набором лукавых, насмешливых интонаций. На сцене его голос достигал последних рядов балкона. Так удивительно ли, что народ признал своим и Высоцкого и его голос. Да как ещё признал.  Он пробовал себя в различных интонациях, он искал себя для своих песен всё новые и новые краски, новые детали, и поэтому его песни имеют несколько вариантов, изменений, сокращений. И в этом тоже он, Высоцкий, - его натура, его неудовлетворённость собой, его способ творчества.  Музыка для Володи подчас служила лишь аккомпанементом. Он писал много текстов, и ему не хватало времени, требовательности отрабатывать мелодию. Он часто «ломал» её, подгонял под рифму стиха, что парой получалась неудачно. Но он так мастерски исполнял свои песни, что звуковой ряд уходил на второй план, оставался смысл строк. Это музыкальная грубоватость и вызывала у слушателей особое доверие к его песням, притягивала к ним.

 

Сообщение: Песни о России

      Как гражданин своей страны, Высоцкий не мог не писать о России и своём народе. В цикле песен о России: «Кони-привередливые», «Купола», «Дом», «Как по Волге матушке», - Высоцкий показывает всю любовь и нежность к своему народу, который столько страдал и страдает. «Дом»- это одна из лучших песен Володи Высоцкого, в которой очень чётко видна судьба России. Здесь «Дом» - это Россия. Поэт чётко показал, как люди маются, живут вместе, но и трагически разобщено. Они утеряли представление о нормальной жизни, о любви, о труде. Они не замечают, когда кто-то умирает или кого-то убивают. Они тоскуют толи по прошлому, толи по будущему, а в настоящем жить не умеют. Про прошлое выдумывают, то чего не было, а про будущее ничего толком не знают. Они не разумны в своих действиях, но чего-то ещё хотят, на что-то надеются. В этом доме кипит своя энергия жизни. И лишь, взглянув на этот дом как бы со стороны, Высоцкий показал Россию и её народ. Но здесь видна надежда на единение и страстная тоска по лучшей жизни выраженная голосом Высоцкого:

 

Чтец: Кто ответит мне, что за дом такой?
Почему во тьме, как барак чумной!
Свет лампад погас, воздух вылился
Али жить у вас разучилися?
Двери настежь у вас, а душа взаперти!
Кто хозяином здесь – напоил бы вином?!
А в ответ мне: - Видать, был ты долго в пути
И людей позабыл – мы всегда так живём.
Траву кушаем, век на щавеле,
Скисли душами – опрыщавели,
Да ещё вином много тешились.
Разоряли дом – дрались, вешались…

 

 Сообщение: И конечно, песня «Купола», которая до последнего слова пронизана болью за свою страну.

Я стою, как перед вечною загадкою,
Пред великою да сказочной страною –
Перед солоно - да горько-кисло-сладкою,
Голубою, родниковою, ржаною.

Грязью, чавкая жирной да ржавою,
Вязнут лошади по стремена,
Но влекут меня сонной державою,
Что раскисла, опухла от сна.

 

Видеоклип песни Вл.Высоцкого  «Купола»

Сообщение: Высоцкий-лирик

            Когда Высоцкий обрёл опыт в поэзии, в своём творчестве стал затрагивать тему любви. Его лирические стихи навеяны огромной любовью к Марине Влади. Это была странная любовь, месяцами они не виделись, общаясь лишь по телефону, но эту любовь Высоцкий пронёс через всю жизнь.

Я дышу, - и, значит, я люблю!
Я люблю, - и, значит, я живу!

 

Сообщение: Сатира

          Значительное место в поэзии Высоцкого занимает сатира, в которой поэт высмеивает различные пороки общества: пьянство, бескультурье, хамство, сплетничество:

Ходят сплетни, что не будет больше слухов,
И ходят слухи, будто сплетни запретят…

          Наиболее известные из его юмористических песен: «Диалог у телевизора», «Письмо в редакцию «Очевидное невероятное»», «Почему аборигены съели Кука», «Весёлая покойницкая».

В царстве теней, в этом обществе строгом
Нет ни опасностей, нет ни тревог.
Ну, а у нас – все мы ходим под Богом,
Только которым в гробу – ничего.
Слышу упрёк: «Он покойников славит!»
Нет, я в обиде на злую судьбу:
Всех нас когда-нибудь кто-то задавит,
За исключением тех, кто в гробу.

 

Видеоклип песни Вл.Высоцкого «Диалог у телевизора»

Учитель: Заключение

       Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Поэзия Высоцкого не оставляет шанса на спасение в неизменной действительности. Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа. Поэтому и любимец народа, поэтому и массовое паломничество к его могиле на Ваганьковском вот уже, сколько лет, поэтому и нескончаемое море цветов у его памятника. При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником. Масштабность народной национальной трагедии, связанной с потерей Владимира Высоцкого, отражается в тысячах стихов, посвященных его памяти. Их пишут рабочие, инженеры, учителя, ученые, артисты, писатели и поэты. Они возникли, как ливень, как град, и поток этот не иссяк до сих пор. В нём смешались, как во время пожара, маститые «львы» нашей поэзии и безвестные авторы. Трудно сказать, чьи произведения лучше.

 

Видеоклип песни Вл.Высоцкого  «Сколько чудес за туманами кроется…»

Монтаж стихов

Чтец 1: И кому теперь горше
Средь вселенской тоски –
Машинисту из Орши,
Хипарю из Москвы?..
Чья страшнее потеря –
Знаменитой вдовы
Или той, из партера,
Что любила вдали?..
…И на равных в то утро
У таганских ворот
Академик и урка
Представляли народ.

 

Чтец 2: На братских могилах не ставят крестов,
И вдовы на них не рыдают…


Чтец 3: Суровою правдой немеркнущих слов
Нас песня страдать заставляет.
И порванный парус, и душное «SOS»,
И топот коней сквозь пожары –
Сквозь стену молчанья до нас донеслось
Под трепетный голос гитары.
То смолкший, то словно взорвавшийся зал,
Застыв, слушал песню о звёздах,
С ним вместе любил, ненавидел, страдал,
Вдыхая её, словно воздух.
Он пел о цветах на нейтральной земле,
Он пел о штрафных батальонах.
Он голосом, близким к басовой струне,
К нам в сердце входил сквозь препоны.
Он с другом стучался к архангелу в рай,
А тот отвечал сквозь зевоту:
«Послушай, певец, отойди, не мешай,
Стучись, вон в другие ворота».
- Володя! Да ну его к Богу, тот рай!
Ведь сделано, право, не мало.
И знаешь что: в горы, как прежде, давай!
Чтоб песня оттуда звучала!
Там воздух прозрачен, там даль широка.
К вершине – и шаг в бесконечность.
Там песня летит, словно чайка, легка.
Поэты – не Боги, но вечны.
(О. Горсков, Елец, 1987г)

 

Видеоклип песни Вл.Высоцкого  «Райские яблоки»

 

Просмотр фрагмента из фильма «Место встречи изменить нельзя»

с участием Вл.Высоцкого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок-посвящение "Прерванный полет" (8 класс, по творчеству В.Высоцкого)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по тяжелой атлетике

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

        Урок литературы в 8 классе по творчеству В.Высоцкого в форме урока-посвящения. Его цель: познакомить обучающихся с жизнью и творческой деятельностью В.Высоцкого; обратить их внимание на разнообразие тематики стихотворений поэта; развить коммуникативные качества обучающихся, обогатить эмоциональную сферу, словарный запас. На уроке присутствуют разные методические приемы: презентация, видеоклипы песен В.Высоцкого, фильм о В.Высоцком, сообщения, выразительное чтение стихотворений. Урок проходил при свечах, что вызывало особый интерес к творчеству  поэта, певца, актера.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 849 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 736
    • DOCX 143.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Игнатьева Тамара Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Игнатьева Тамара Николаевна
    Игнатьева Тамара Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 36539
    • Всего материалов: 23

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 42 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: история, этика и авторское право

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе