Главная / ИЗО, МХК / урок-посвящение "Быть женщиной - великий шаг"

урок-посвящение "Быть женщиной - великий шаг"

«БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ — ВЕЛИКИЙ ШАГ».


Образ женщины в русской жанровой живописи XIX века.


Урок-посвящение


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с творчеством русских художников XIX века;

  • раскрыть тему бесправного положения женщины в обществе;

  • продолжить обучение «читать картину»: работать с живописной деталью, раскрывать художественный замысел автора; выражать своё отношение к произведению живописи;

  • проследить связь произведений живописи с известными литературными произведениями, изученными на уроках литературы;

  • воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.


Оборудование и материалы:

  • репродукции картин: П.А. Федотов «Сватовство майора», В.В, Пукирёв «Неравный брак», В.Г.Перов «Приезд гувернантки в купеческий дом», Ф.С. Журавлёв «Перед венцом»;

  • название урока и эпиграф на доске;

  • запись песен: М. Звездинский, Н. Заболоцкий «Очарована, околдована», русская народная песня «У церкви стояла карета»;

  • портреты художников;

  • фрагменты из художественного фильма «Дубровский»;

  • альбомы «Русский музей» «Иллюстрированная история Москвы», «По литературным местам России», «А.С, Пушкин и его время в изобразительном искусстве « с репродукциями женских портретов.





Ты — женщина, и в этом ты права...

Ты — в наших безднах образ божества!

В.Я. Брюсов



ХОД УРОКА


Слайд 1

Звучит романс Н. Заболоцкого, М. Звездинского «Очарована, околдована».


Слайд 2

    1. Слово учителя

Ребята! Сегодня мы продолжим разговор о русской живописи. Позади остались уроки, на которых мы обращались к искусству портрета XVIII века, и творчество Рокотова и Аргунова, Никитина и Матвеева, Левицкого и Боровиковского не оставило вас равнодушными. Ярко вспыхнувший интерес к человеку вне зависимости от его рода и сана, вера в его силы и способности обусловили быстрое развитие жанра портрета. В этом тоже сказались требования времени: передать облик нового человека, сознательного участника коренных преобразований в стране.

На смену веку Просвещения пришёл, по словам А.И. Герцена, «век надежды и пробуждения», в русском обществе произошли очень важные исторические события.

XIX век — переломная эпоха в истории России. Кризис феодальной системы, новые капиталистические отношения пробуждали к жизни русский народ.

Именно Россия увидела первое революционное выступление — восстание декабристов.

Начинался XIX век надеждами. После свержения Павла I все ждали либерального правления. Новый император Александр I поначалу обещал реформы, но вскоре стало ясно, что это всего лишь игра — не было действительных намерений преобразовать Россию.

Передовые люди эпохи не могли примириться с принципами угнетения крепостного люда.

Победа в войне 1812 года не принесла народу облегчения.


Историю культуры XIX века невозможно рассматривать вне этих процессов.


Не стояли в стороне деятели искусства и литературы. В своих произведениях они правдиво изображали жизнь русского общества, поднимали тему народа, но особенно громко прозвучали голоса художников, писателей и композиторов в защиту женщины.

Помните, у А.Н. Некрасова : «Есть женщины в русских селеньях...». А.Н. Островский создал немало замечательных пьес, в которых мы встречаем женщин с горячими сердцами и высоким полётом души: Катерину Кабанову, Ларису Огудалову.

А в романе Ф.М. Достоевского перед нами предстаёт Соня Мармеладова со свей правдой и всепрощением.

Женщина всегда стремилась быть активной участницей общественной жизни. И таких героинь мы видим в романах И.С. Тургенева: Наталья Ласунская («Рудин»), Елена Стахова («Накануне»), Лиза Калитина («Дворянское гнездо») и другие.

Сегодня мы познакомимся с творчеством шестерых русских художников, которые создали замечательные картины в разных жанрах и привнесли в искусство своё понимание женского счастья и тяжёлой женской доли.

Наш урок назван словами Б. Пастернака, а эпиграфом стали строки из стихотворения В. Брюсова.


Слайд 1

Посмотрите на репродукции картин русских художников. Кого вы видите на них? Да, это женщины. Они почти все одного возраста: молоды, красивы, привлекательны. По жанру перед вами портреты и картины на бытовые сюжеты. Все художники говорят своё слово в защиту женщины.


II. В защиту женщины


        1. Павел Андреевич Федотов. «Сватовство майора». 1848 год.


О художнике


Павел Андреевич Федотов прожил 37 лет — роковой рубеж для таланта в отечественной истории. Он родился в большой и крайне небогатой семье отставного военного. Были в его жизни кадетский корпус и служба в полку. Он был натурой одарённой: играл на флейте, писал стихи и прозу, ставил домашние спектакли, рисовал, был полковым художником. Военную карьеру он оставил ради непредсказуемого поприща художника. Жизнь художника окончилась трагически.

Федотов — первооткрыватель бытового жанра в русском искусстве. Он ввёл в русскую живопись жизнь людей среднего класса.



Слайд 3

Главное творение зрелого периода творчества Федотова — картина «Сватовство майора». За эту работу художник получил звание академика.


Звучит романс «Нет, не любил он».


Рассказ о картине

Эта картина является ярким примером зрелого творчества художника. Необычайно ясно и наглядно выражена в ней вся смешная, хотя при этом и унизительная для многих участников события сторона сватовства обнищавшего дворянина к купеческой дочке. Федотов не винит своего майора или купца в злых делах, в неблаговидных поступках. Он с юмором воссоздаёт ситуацию, давая зрителю повод и для смеха, и для любования прекрасно переданного предметным миром. Но за смешным в федотовских картинах всегда выступает страшное: в этой жизни царит ложь, брак оказывается предметом гнусной сделки. Не люди виноваты в том, что происходит, а существующие порядки, которые порождают зло. Именно это перенесение вины на нечто мыслимое, но незримое, позволяет Федотову добиваться передачи всей той вещественной красоты, которую он так хорошо чувствует.

На помощь художнику приходит его живописное и композиционное мастерство, которое в «Сватовстве...» достигает большой тонкости. Из глубокой темноты фона, сотканного из сложных цветовых нюансов, как бы выплывают фигуры двух женщин в светлых платьях. Главному цветовому мотиву — переливающимся краскам их одежд, жёлтым, оранжевым, сиреневым — как бы вторят разнообразные оттенки коричневато-красного и зеленовато-коричневого, приглушённые тенями второго плана. Фарфоровая поверхность холста, отделка деталей говорят о том, что Федотов вкладывал в сам процесс создания произведения скрупулёзный труд, достигая законченности и совершенства. Этой же цели служит и композиция картины. Помимо того что она выявляет логику происходящего события и позволяет художнику наглядно продемонстрировать рассказ, её целью становится равновесие, органическая завершённость. Здесь соединяются правда и красота.




2. Василий Григорьевич Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом». 1866 год.


Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске в 1834 году. Его отец — губернский прокурор. Ребёнок появился на свет до брака родителей и поэтому получил фамилию Васильев. Но эта фамилия ему не понравилась, и он впоследствии утвердил за собой прозвище, данное ему в детстве за успехи в чистописании. В 18 лет он становится студентом Московского училища ваяния и зодчества. Впоследствии Василий Григорьевич стал преподавателем этого училища. За годы своей короткой жизни, а прожил он всего 48 лет и умер от чахотки,он написал множество портретов и жанровых картин.

Путь Перова в искусстве — это путь постоянного поиска.


Слайд 4

Рассказ о картине

В этой картине художник поднимает один из самых острых и животрепещущих вопросов общественной жизни России 60-х годов XIX века. Тяжёлое, бесправное положение женщины в царской России было одной из важнейших тем передового русского искусства. Как и все передовые люди того времени, Перов живо откликнулся на эту тему. «Не трагедия покуда, но настоящий пролог к трагедии» писал о картине В.В. Стасов.


Слайд 5

На картине изображено первое знакомство купеческой семьи с приехавшей гувернанткой. Потупив взгляд, стоит молодая девушка посредине комнаты и вытаскивает из сумки рекомендательное письмо, а вся купеческая семья в упор рассматривает её. Перед девушкой с важным видом стоит хозяин дома и рассматривает «товар». Он вышел навстречу приехавшей девушке в халате, не потрудившись переодеться. Столпившиеся за его спиной домочадцы каждый по-своему рассматривает и оценивает приезжую. Слуги тоже не преминули заглянуть в открытую дверь, но в их взглядах читается другое отношение к приехавшей девушке. Прекрасной рамой для семейного портрета купеческой семьи служит портал двери с белыми занавесками и зелёной гирляндой.

Одиноко стоит в центре комнаты перед этой семейкой молодая гувернантка. Её скромный строгий костюм контрастирует с безвкусной обстановкой и кричащей одеждой хозяев. Тяжело будет бедной девушке здесь, где признаётся и уважается только одна сила — сила денег. Социальное противопоставление, лежащее в основе картины, перекликается с ранними критическими картинами Перова как по трактовке образов, так так и по своему художественному языку. Принцип контрастного сопоставления был одним из наиболее распространённых в прогрессивной живописи того времени.


        1. Ф.С. Журавлёв. «Перед венцом». 1874 год.


О художнике.

Журавлёв Фирс Сергеевич — живописец, академик; родился в 1836 году. Живописи учился в Санк-Петербургской Академии художеств, где получил малую золотую медаль. Его род живописи— бытовая живопись; в особенности он известен несколькими картинами, сюжет которых взят из купеческого быта. Во время учёбы в Императорской Академии художеств неоднократно награждался медалями «За успех в рисовании»: в 1858 и 1860— малыми серебряными, в 1860 и 1862— большими серебряными.

Слайд 6

Рассказ о картине

В 1874 году Журавлёв создаёт картину «Перед венцом», которую восторженно приняла публика. Успех картины, которая принесла автору звание академика, побудил художника написать ряд её вариантов.

Художник продолжает и развивает тему положения женщины в русском обществе XIX века.

На картине представлен эпизод из жизни патриархального купеческого семейства. В центре комнаты невеста в полном отчаянии стоит на коленях перед тираном-отцом. Ни мольбы, ни слёзы не могут изменить его решения выдать замуж дочь за нежеланного жениха. Лица бедной девушки художник не показал, но поза, жесты выдают всю глубину её горя, которому не в силах помочь ни святые на многочисленных иконах за спиной несчастной, ни мать, застывшая в робком ожидании у приоткрытой двери. Дорогой подвенечный наряд невесты входит в острое противоречие с чувствами девушки. Вероятно, так и пройдёт вся её жизнь: внутреннюю надломленность, душевную боль, скроет от глаз окружающих внешнее благополучие. Фигура отца — обыкновенного старика,весьма выразительна. Самим укладом купеческой жизни он лишён понимания человеческих чувств, мечтаний юной души. Он принуждает свою дочь к этому замужеству, по-своему желая ей добра.

Всё в этой картине призвано передать атмосферу купеческого быта. Особо акцентирована художником деталь интерьера — мастерски выписанный иконостас за спиной невесты, как свидетельство благочестия хозяина дома.

Характерно, что это произведение было посвящено не случайным непорядком в одной семье, а жестокости, безжалостности нравов всего «Тёмного царства», всей домостроевской России.

Демонстрация фрагментов художественного фильма «Дубровский» «Марья Кирилловна».

  1. В.В. Пукирёв. «Неравный брак». 1862 год.

О художнике

Василий Владимирович Пукирёв, жанрист, крестьянин по происхождению, родился в 1832 году. Получив первоначальное образование, поступил в ученье к одному не очень талантливому живописцу в Могилёвской губернии. Но затем обстоятельства сложились так, что Василий попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимаясь здесь живописью под руководством профессора С. Зарянко, вскоре показал блестящие успехи в этой области искусства. В 1860 году за этюд «Девушка» получил от Академии Художеств звание академика, а в 1863 году — звание профессора за картину «Неравный брак», которая сильно выдвинула художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. С 1861 по 1873 год Пукирёв состоял преподавателем в московском училище. Умер в 1890 году.



Слайд 7

Рассказ о картине

Сюжет картины очень характерен для того времени. В своей картине художник противопоставляет богатство и бедность, бездушность, цинизм и беззащитную невинность. Пукирёв клеймит позором церковь, дающую благословение насильственному вынужденному союзу, поднимает голос в защиту прав женщины. Особенно резок в картине сатирический образ отвратительного старика, польстившегося на юное, беззащитное существо. Автора картины, как и других жанристов 60-х годов XIX века, в изображении характеров и индивидуальных особенностей своих героев интересует прежде всего своеобразие социального типа. Для него особенно важно противопоставление моральных качеств разных персонажей, контраст дурного и хорошего. Картине присуща известная прямолинейность просветительского рационализма, которая оказала прямое воздействие своей обличительной заострённостью, выставляя напоказ те пороки, которых должно было стыдиться русское общество.



Звучит русская народная песня «У церкви стояла карета».

На картине изображён и сам художник. Он в числе присутствующих в церкви.



III. Заключение

Сегодня мы познакомились с творчеством известных русских художников XIX века, создававших образы женщин в изобразительном искусстве. Женщина во все времена была в центре внимания мастеров культуры. Но творчество выдающихся русских живописцев именно этого периода отразило злободневные проблемы современности.

Каждый из художников по-своему раскрыл тему бесправного положения женщины в обществе и сказал своё веское слово в их защиту.

Разные по своему социальному положению, женщины на полотнах русских художников являют собой непревзойдённые образы, вобравшие в себя красоту не только внешнюю, но и красоту внутреннюю.

Закончить наш урок-путешествие по картинной галерее хочется поэтическими строками:



Живописуя и творя, волнуя мысли не напрасно,

Художник создаёт тебя всегда великой и прекрасной.

О, женщина — начало всех начал,

Ты на картинах оживаешь снова,

Чтоб мир смотрел, воспринимал,

И вымолвить не мог ни слова.

Судьба и доля, труд и мастерство,

Событие, сравнимое с бедою. Неравный брак и сватовство,

И тайна женщины, доселе незнакомой.

Нам эти лица так приятны много лет,

По ним учили мы историю искусства,

Чтоб понимать, что выше правды нет,

Чем женское страдание и чувство.



Звучит романс Н. Заболоцкого, М. Звездинского «Очарована, околдована».








урок-посвящение "Быть женщиной - великий шаг"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Образ женщины в русской жанровой живописи XIX века.

 

Урок-посвящение

 

Цели и задачи:

 

  • познакомить учащихся с творчеством русских художников XIX века;

  • раскрыть тему бесправного положения женщины в обществе;

  • продолжить обучение «читать картину»: работать с живописной деталью, раскрывать художественный замысел автора; выражать своё отношение к произведению живописи;

  • проследить связь произведений живописи с известными литературными произведениями, изученными на уроках литературы;

  • воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

  • Позади остались уроки, на которых мы обращались к искусству портрета XVIII века, и творчество Рокотова и Аргунова, Никитина и Матвеева, Левицкого и Боровиковского не оставило вас равнодушными. Ярко вспыхнувший интерес к человеку вне зависимости от его рода и сана, вера в его силы и способности обусловили быстрое развитие жанра портрета. В этом тоже сказались требования времени: передать облик нового человека, сознательного участника коренных преобразований в стране.

  • На смену веку Просвещения пришёл, по словам А.И. Герцена, «век надежды и пробуждения», в русском обществе произошли очень важные исторические события.

    XIX век — переломная эпоха в истории России. Кризис феодальной системы, новые капиталистические отношения пробуждали к жизни русский народ.

Автор Бузунова Наталия Михайловна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 431
Номер материала 27856
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓