Главная / Начальные классы / урок-погружение по литературному чтению и окружающему миру "Зимушка-зима" (2 класс)

урок-погружение по литературному чтению и окружающему миру "Зимушка-зима" (2 класс)

Урок - погружение по литературному чтению и окружающему миру во 2-м классе

«Зимушка-зима» УМК «Школа России»


Цели урока:

1)Создание представления о зиме на основе изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений искусства.

2)Развитие у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения работать в группах.

3)Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе.

Цели погружения:

.развивать умение строить монологическую речь;

.умение самостоятельно, творчески работать по теме погружения;

.умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь;


Оборудование:

1. Презентация на мультимедиа, под названием «Зимняя сказка». (Зимние пейзажи, зимние забавы детей, взрослых.) Приложение №1. Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона, «Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея Саврасова.

2. Аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского “Январь” из цикла “Времена года”.

3. Листы формата А-3.

4. Карандаши, пастель, восковые мелки, раздаточный материал.

5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме.







Ход урока:

I.Вхождение в погружение


1. Организационный момент. Слайд1

Звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Январь».Дети с закрытыми глазами протягивают руку, а учитель кладёт в неё снежинку, на которой обозначен номер группы(команды) для игры-путешествия.

- Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка…Легкая, пушистая, красивая…

- Можно ли утверждать, что снежинка это символ зимы?

- Как вы это понимаете? ( Снежинка - снег – сугробы - зима)



2. Вступительное слово учителя.


- Как вы думаете, зачем на вашу ладошку опустилась снежинка? Слайд2


_- Наш урок не обычный, а урок-путешествие. Во время путешествия, если будете энергично и творчески работать на каждой «станции», получите сюрприз….


- Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Вспомните, как народ ласково называет зиму ( зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.)

- Как вы думаете, на чём мы можем путешествовать в зимнее время?


- Прислушайтесь к звукам, постарайтесь догадаться,на чём мы будем совершать своё путешествие? (Слайд3запись фонограммы «Звон бубенцов»).


- Наше путешествие в прошлое мы совершим на волшебных санях.(Слайд4)

- У каждой группы есть карта-маршрут вашего путешествия,который поможет нам не сбиться с пути.. . Слайд5Счастливого пути.


3. Самоопределение к деятельности.


Показ слайдов сопровождается чтением учителя произведения Г. Скребицкого « Зима», под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Январь»


« Побелели поля и пригорки.(6-й слайд) Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.(7-й слайд) Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках.(8-й слайд) Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись.(9-й слайд) Их Зима тоже в белые шубки одела.(10-й слайд) И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось.(11-й слайд) На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются. (12-й слайд)
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы.(
13-й слайд) Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится.(14-й слайд) Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях.(15-й слайд) А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!»(16-й слайд)…




- Вам понравилась «Зимняя сказка»?А почему?

- Зима это-обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка,(17-й слайд) забавы детей(18-й,19-й,20-й слайды) и даже взрослых.(21-й,22-й слайды)


- Подумайте,как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще?

( Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)


- Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе. Результатом вашего путешествия будет создание литературной газеты: «Зимушка-зима» -Работать будете в группах. Каждая группа будет работать над созданием своей «зимней» страницы. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной и красивой.


- Повторим правила работы в группах. Слайд 23

II. Создание продукта деятельности

Слайд24 - 1станция «Литературная»

Откройте страницу …как называется наш раздел?( « Люблю природу русскую. Зима»)Читая этот раздел, мы познакомимся с произведениями русских поэтов.

Каждая группа после прочтения стихотворения, анализирует произведение, составляет отчёт. В каждой группе имеется памятка для отчета. Группы по очереди представляют свои работы другим группам.

1группа-К.Бальмонт «..Светло-пушистая снежинка белая» Слайд25

2 группа Я. Аким « Утром кот принёс на лапах первый снег» Слайд26

3 группа Ф.Тутчев «Чародейкою Зимою..» Слайд27

4 группа С.Есенин «Поёт зима, аукает..» Слайд28

Рефлексия деятельности

-Одинаково ли описан первый снег в прочитанных вами литературных произведениях

- Можно ли утверждать, что эти стихи передают любовь поэтов к своей родине, к её природе? Обоснуйте свой ответ

Физ. минутка. Слайд29,

28(бубенцы)

2 станция «Волшебный карандаш»

Сотавление синквейна, после защиты с записью в свою страничку

Слайд30 фанфары

Слайд31 тройка



3 станция «Художественная»

- Творческое задание: сложить пазлы в одно единое целое. Что у вас получилось. (Картина0

- А как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж).

- Книги хранят в библиотеке, а картины.? ( В музее)

- Мы были в музее , где нам рассказывали о Староскольском крае. Как называется этот музей?(Краеведческий)

- А как называется музей картин? (Художественный)

-Как называется музей в Москве? (Третьяковская галерея)

Павел Третьяков родился 15 (27) декабря 1832 в Москве, в купеческой семье. Получил домашнее образование, начал карьеру в торговле. В 18 лет Павел Третьяков начал собирать коллекцию картин русских художников, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. В 1874 году Третьяков построил галерею, которая была открыта для всеобщего посещения. Чуть позже Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность города Москва.

- Перед вами репродукции картин А. Пластова, К. Юона, И.Левитана, А Саврасова.

Выступление заранее подготовленных детей о художниках-пейзажистах конца 19-20 веков.

- На этих картинах каждый художники показываеют снег в разные месяцы зимы.

- У Аркадия Пластова – первый снег воздушный, нежный, пахнущий свежестью арбуза;

- у К. Юона и А. Саврасова изображена русская зима с обилием снега, мягкого, пушистого.

- У И.Левитана изображен снег уходящий, начинающий таять, мартовский.

- Наблюдая за творчеством русских художников, мы можем погрузиться в мир русской природы и понаблюдать за особенностями снега в разные месяцы зимы.

- Запишите в свою страничку название картины и авторов, с которыми вы познакомились.

Физминутка «Новогодняя»

- Мы прибыли на следующую станцию…

4 станция «Снежная палитра»

- Вот какая зима бывает у нас в России! За это и любима она многими поэтами и писателями.

- Вы то же выступите в роли юных художников.

- У каждой группы будет своя картина. У одних это октябрьский или апрельский снег, у других январский или февральский. В вашемтворчестве вам поможет отрывок из рассказа С. Иванова, “Каким бывает снег”. Я предлагаю вам всей группой украсить страничку своими зимними рисунками. Трудиться вы будете под музыку великого русского композитора П.И.Чайковского из цикла “Времена года”. Музыка посвящена зиме и называется “Январь.”. В ней передаются восторженные чувства людей, их восхищение зимней природой.

Ребята украшают рисунками свои страницы.

5. Презентация продукта деятельности

Представление (защита) работ по плану

План:

1) Представиться. (Авторы работы)

2) Защита работ. (Дети комментируют композиции рисунков, темы, цветовое решение, включая в ответы составленный синквейн.)

3) Назвать источники информации.

4) Определить, где можно использовать готовый продукт



6. Итог урока. Рефлексия.

-Подошло к концу наше путешествие. Что бы вы хотели сделать, придяиз школы домой?

- Русские поэты и художники, композиторы оставили своим потомкам прекрасные произведения. Мы должны гордится , что в нашем государстве такое богатое наследие.

Раскрасьте свои снежинки

Голубой цвет- путешествие бело интересным и познавательным, и вы открыли для себя что-то новое – голубым цветом.

Синий цвет- испытывалзатруднения, не всё понял

Белый – Мне многое в теме не понятно

- А вот и сюрприз….

Урок окончен. Спасибо!



7. Домашнее задание. Выучить одно из стихотворений о зиме.





















































Приложение №2



Первый снег.

   Аркадий Пластов - русский живописец, который жил в советское время. Он родился в деревне и больше всего любил рисовать деревню, деревенскую жизнь и крестьян. Ему нравились яркие, захватывающие цвета. А вот картина Пластова "Первый снег" в цветовом выражении довольно однообразная, тусклая, ее главные цвета - белый и серо-коричневый. Но и это не делает картину скучной. Наоборот, она "теплая", несмотря на то, что изображает зиму.

  На картине мы видим небольшой фрагмент крестьянской жизни. Перед нами порог деревянного дома, за ним - береза. Вдали виднеется еще изба. Падает снег. Видимо, он начал падать давно, потому что вся земля покрыта снегом, намело уже довольно большие сугробы. На один из сугробов на заднем плане приземлилась ворона.

  Как и всегда в пейзажных работах Пластова, их центром являются человеческие фигуры. На этот раз парочка детей - мальчик лет шести и девочка чуть старше. Скорее всего, они с опозданием выглянули в окно, увидели, что идет снег, и стали поспешно одеваться. Ярко-желтый платок девочки, впопыхах накинутый и прикрывающий почти всю ее фигурку, вносит в картину искру неожиданной радости.

  Наверное, дети торопились играть, кинуться в снег, бросаться снежками, но, выскочив на порог, остановились, завороженные снегопадом. Хлопья снега плавно опускаются перед ними. Замерев на пороге, дети в восторге озираются вокруг и не решаются пока что двинуться дальше.

  Скупость художника на цвета и детали в этой картине объясняется тем, что она была написана в 1946 году, в суровое, безрадостное, голодное, послевоенное время. Но даже тогда дети верили в сказку и в чудо. Нетронутую детскую душу художник сравнил с чистым первым снегом. Для него чудо - и дети, которые не разучились радоваться и восхищаться, и первый снег, пушистый, о слепительно-белый.
Пластов Первый снег

К.Ш.Юон. Русская зима 1957 г./ К.Ш.Юон «Русская зима» (1957 г.)

К. Ф. Юон — поэт русского зимнего пейзажа. Он любил писать картины на тему зимы, любовался зимой, как любовался ею простой русский народ, и умел передать свое волнующе-радостное настроение зрителю. Художник писал: «Белизна снежных покровов родной зимы дает мне самые дорогие для меня переживания и краски». Любимые художником яркие и светлые краски характерны для народного творчества. Изображение зимы в народном духе, в народном понимании делает эту картину особенно ценной для нас.


Серый день. Сумерки. Тишиной, спокойствием и чистотой веет от пейзажа. Природа спит.

Но жизнь людей идет своим чередом, группа ребятишек шагает откуда-то с неизменной спутницей Жучкой. Дорогу замело, и им приходится идти, утопая по колено в снегу. Ребята оживленно беседуют, размахивая руками. Мягко очерченная по краям канава у дороги огибает пригорок, на котором стоят три избушки, тоже полузанесенные снегом. Из избушек высыпали гурьбой ребята. Работы у них непочатый край. Хочется делать снежные комки и лепить бабу, не менее интересно покататься на санках и проложить тропу по глубокому снегу, им не страшен мороз.

У одного из домиков стоят лошади, запряженные в сани, у другого виден колхозник, едущий верхом на лошади. Кругом кипит жизнь, снег и мороз не могут сковать ее.

Сероватые и голубые тона, преобладающие в картине, ее светлый колорит хорошо передают характер русской зимы. Все очень правдоподобно, нет ничего надуманного, фальшивого. В поэтическом изображении зимы на картине чувствуется горячая любовь художника к родной природе. В ней, «как в зеркале, отражен дорогой облик любимойматери-родины»


урок-погружение по литературному чтению и окружающему миру "Зимушка-зима" (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Цели урока:

1)Создание представления о зиме на основе изученных произведений, а  также на основе восприятия новых произведений искусства.

2)Развитие  у детей творчества, воображения, ассоциативного, образного мышления, фантазии. Развитие коммуникативной и информативной компетентности, умения   работать в группах.

3)Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе. 

Цели погружения:

.развивать умение строить монологическую речь;

.умение самостоятельно, творчески работать по теме погружения;

 

.умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь;

 

Автор Константинова Лада Олеговна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 937
Номер материала 16411
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓