Главная / Информатика / Урок по теме "Запросы на выборку" (Базы данных), 11 класс

Урок по теме "Запросы на выборку" (Базы данных), 11 класс

Название документа Конспект урока.doc

Конспект урока.

Учитель: Струкова Наталья Викторовеа, МБОУ «СОШ №91», г. Новокузнецк

Тема урока: Запросы на выборку

Место урока в изучаемом разделе: 4-ый урок в разделе Базы данных и системы управления БД.

Возраст: 11 класс

Тип урока: комбинированный

Форма урока: практическое занятие

План урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

II. Актуализация знаний (8-10 минут)

III. Объяснение нового материала (6 минут)

IV. Практическая работа за компьютером (15 минут)

V. Контроль усвоения материала (6 минут)

VI. Подведение итогов и домашнее задание (2 минуты)

Ход урока:

I. Организационный момент (2 минуты)

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Мы продолжаем с вами работать в СУБД Ms Access. Сегодня у нас новая тема. Но прежде чем приступить к изучению нового материала, повторим основные понятия.

II. Актуализация знаний (8-10 минут)

Фронтальный опрос:

  1. Что такое База данных?

  2. Что такое СУБД?

  3. Какие виды моделей БД существуют?

  4. С каким видом БД мы работаем в Ms Access?

  5. Какие виды связей таблиц существуют?

Учитель: Теперь я предлагаю вам ответить на вопросы теста. Тест в электронном виде находится в Сетевом окружении на Server35. (Путь записан на доске), называется тест СУБД-тест1.xls и СУБД-тест2.xls. Тест нужно скопировать к себе в папку и ответить на вопросы теста. Те, у кого номер компьютера нечётный, копируют СУБД-тест1.xls (т,е, 1 вариант), у кого номер компьютера чётный – копируют СУБД-тест2.xls (т,е, 2вариант). Как работать с таким тестом вы знаете, вы недавно сами создавали подобные. На эту работу вам отводится пять минут.

Ученики индивидуально отвечают на вопросы теста.

Учитель: Поднимите руки, кто получил оценку “5”, “4”, “3”, “2”? Закройте тест и сохраните изменения под тем же именем.

III. Объяснение нового материала (6 минут)

Учитель: Теперь убрали клавиатуру, открыли тетради и записали число. и тему урока Запросы на выборку (число и тема записаны на доске).

Сегодня мы познакомимся с новым объектом БД – Запросом и научимся создавать запросы на выборку с помощью мастера и в режиме конструктора.

Как вы думаете, почему СУБД получили широкое распространение?

Ученики: СУБД позволяют достаточно легко и быстро найти нужные данные.

Учитель: Верно, это одно из преимуществ СУБД. Мы с вами на прошлом уроке уже отбирали информацию, удовлетворяющую определённому критерию. С помощью чего мы это делали?

Ученики: С помощью фильтров.

Учитель: Сколько таблиц одновременно можно было использовать при создании фильтра?

Ученики: Только одну таблицу.

Учитель: Да, фильтры привязаны к конкретной таблице и не являются самостоятельным объектом.

Но отбирать записи, используя сразу несколько таблиц и задавая более сложные условия отбора можно с помощью объекта БД – Запроса.

Запишите:

Запрос – это обращение к БД для поиска или изменения в БД информации, соответствующей заданным критериям.

Существует несколько типов запросов: На выборку, на добавление, на удаление, на обновление, на создание таблицы, перекрёстный запрос.

Сегодня нас интересует только Запрос на выборку, все остальные мы рассмотрим позже, на следующем уроке.

Запросы на выборку позволяют выбрать данные, которые удовлетворяют определённым условиям.

Результатом запроса является таблица.

Запросы, как и другие объекты БД можно создавать с помощью мастера и с помощью Конструктора.

IV. Практическая работа за компьютером (15 минут)

Учитель: Теперь убрали тетради, открыли БД Школа, которую вы создавали и с которой работали на прошлых уроках. Эта БД должна быть у каждого из вас в личной папке.

Сейчас я вам раздам карточки с заданиями, которые нужно выполнить на компьютере, и распечатки, в которых описан алгоритм создания запроса с помощью Мастера и с помощью Конструктора. По этим распечаткам вы сейчас будете работать, а дома вклеите их в тетрадь.

(Учитель раздаёт карточки –приложение 1 и распечатки – приложение 2)

Учитель: Посмотрите в карточки с заданиями. С помощью чего нужно создать первые три запроса?

Ученики: С помощью Мастера.

Учитель: Все остальные?

Ученики: С помощью Конструктора.

Учитель: Всё, начинаем работать, у вас 15 минут.

(Учитель индивидуально консультирует учащихся)

V. Контроль усвоения материала (6 минут)

Учитель: Всё, ребята, доделываем тот запрос, который начали делать. Сейчас я вам раздам карточки с вопросами и листы для ответов. (учитель раздаёт карточки: Приложении 3 и приложение 4

В карточке два задания, в каждом несколько вопросов. В первом задании нужно выписать номера записей, удовлетворяющих заданному условию. Во втором задании – правильно записать условие. Не забудьте подписать свою фамилию и номер варианта. На эту работу у вас 5 минут.

(Учащиеся сдают свои работы)

VI. Подведение итогов и домашнее задание (2 минуты)

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с новым объектом БД – запросом и научились создавать Простой запрос с помощью Мастера и Запрос на выборку в режиме конструктора.

Оценки за урок я вам скажу на следующем уроке, когда проверю ваши письменные работы. Ваша оценка будет складываться из оценки за тест, практической и письменной работ.

А сейчас запишите домашнее задание (задание записано на доске)


Домашнее задание аналогично той работе, которую вы выполняли сейчас письменно, т.е. на умение правильно формулировать критерий отбора. Задание выполняете письменно в тетрадях. На следующем уроке я соберу тетради на проверку.

Урок закончен. Всего доброго. Спасибо за внимание.

Название документа Приложение 1 - Практическая.doc

Ms access 2

Запрсы1

(Простой запрос)

  1. Создайте запрос Адреса, позволяющий выводить фамилии, имена и адреса учеников.

  2. Создайте запрос Телефоны, позволяющий выводить фамилии, имена, телефоны учеников.

  3. Создайте запрос Журнал, позволяющий выводить фамилию, имя, предмет, оценку.

(Конструктор запроса)

  1. Создайте запрос Оценки ученика, позволяющий выводить оценки по предмету какого-нибудь ученика.

  2. Создайте запрос Оценки по предмету, позволяющий выводить оценки учеников по какому-нибудь определённому предмету.

  3. Создайте запрос Выбор1, отбирающий записи, удовлетворяющие условию:
    Пол = ”м” и Район = “Центральный” или Пол = “ж”

  4. Создайте запрос Выбор2 для вывода сведений о родителях учеников, удовлетворяющих условию: (условие для учеников)
    (Имя = “Иван” или Имя = “Ольга”) и Район = “Заводской”

  5. Создайте запрос Дата рождения, выводящий фамилии, имена учеников, родившихся в текущем месяце.

  6. Исправьте запрос Дата рождения так, чтобы сведения выводились только для мальчиков.

  7. Создайте запрос Выбор3, позволяющий выводить всех мальчиков, живущих в Куйбышевском районе.

Ms access 2

Запрсы1

(Простой запрос)

  1. Создайте запрос Адреса, позволяющий выводить фамилии, имена и адреса учеников.

  2. Создайте запрос Телефоны, позволяющий выводить фамилии, имена, телефоны учеников.

  3. Создайте запрос Журнал, позволяющий выводить фамилию, имя, предмет, оценку.

(Конструктор запроса)

  1. Создайте запрос Оценки ученика, позволяющий выводить оценки по предмету какого-нибудь ученика.

  2. Создайте запрос Оценки по предмету, позволяющий выводить оценки учеников по какому-нибудь определённому предмету.

  3. Создайте запрос Выбор1, отбирающий записи, удовлетворяющие условию:
    Пол = ”м” и Район = “Центральный” или Пол = “ж”

  4. Создайте запрос Выбор2 для вывода сведений о родителях учеников, удовлетворяющих условию: (условие для учеников)
    (Имя = “Иван” или Имя = “Ольга”) и Район = “Заводской”

  5. Создайте запрос Дата рождения, выводящий фамилии, имена учеников, родившихся в текущем месяце.

  6. Исправьте запрос Дата рождения так, чтобы сведения выводились только для мальчиков.

  7. Создайте запрос Выбор3, позволяющий выводить всех мальчиков, живущих в Куйбышевском районе.


Название документа Приложение 2-Создание запроса.doc

Простой запрос – служит для создания простых запросов на основе выбранных полей.

Создание Простого запроса с помощью Мастера:


  1. Вhello_html_3847c892.png диалоговом окне Базы данных выберем

    объект Запрос.

  2. Вhello_html_63b1967f.pngыберем Создание запроса с помощью

    мастера
    (или щёлкнем на вкладке

    Создать, в открывшемся диалоговом окне Новый запрос выберем значение простой запрос и нажмём ОК).

  3. В открывшемся диалоговом окне Простой запрос в списке Таблицы/Запросы выберем таблицу на основе, которой будет построен запрос.

  4. В списке Доступные поля выделим поочерёдно поля, которые будут анализироваться при выполнении запроса, и перенесём их с помощью кнопок hello_html_abf17bd.pnghello_html_m4aa0b654.png в список Выбранные поля.

  5. Нажмём кнопку Далее

  6. Присвоим запросу имя и нажмём кнопку Готово.



Запрос на выборку – позволяет отобразить те записи, которые удовлетворяют определённым условиям.

Создание запроса на выборку в режиме Конструктора:


  1. В диалоговом окне Базы данных выберем объект Запрос.

  2. Выберем Создание запроса с помощью конструктора (или щёлкнем на вкладке Создать, в открывшемся диалоговом окне Новый запрос выберем значение Конструктор и нажмём ОК).

  3. В диалоговом окне Добавлении таблиц выделить поочерёдно таблицы или запросы на основе которых будет построен запрос и нажать кнопку Добавить.

  4. Вhello_html_35f38e4e.png окне Конструктора запроса добавить нужные поля в бланк запроса путём перетаскивания их имён из списка, находящегося в верхней части окна конструктора в строку бланка Поле (или двойным щелчком по имени поля).

  5. Пhello_html_m4863270c.png
    ри необходимости задать сортировку и описать групповые операции над записями исходных таблиц.

  6. Описать условие отбора, т.е. сформулировать логическое выражение, которое позволит включить в выборку только записи, удовлетворяющие определённому условию. Критерий отбора записывается в поле Условие отбора.

Для создания запроса с несколькими критериями можно использовать логические операции и (and) и или (or).

Чтобы запустить (выполнить) запрос нажмите кнопку hello_html_7c2fd044.png на панели инструментов.

Чтобы вернуться в режим конструктора нажмите кнопку hello_html_m22ffa0b8.png на панели инструментов.

Название документа Приложение 3-Условие поиска в запросах(контроль).doc


Условие поиска в запросах. 1 вариант.


Реляционная БД задана таблицей:


Занятие спортом

Ф.И.О.

Пол

Возраст

Клуб

Спорт

1

Панько Л.П.

жен

22

Спарта

футбол

2

Арбузов А.А.

муж

20

Динамо

лыжи

3

Жиганова П.Н.

жен

19

Ротор

Футбол

4

Иванов О.Г.

муж

21

Звезда

лыжи

5

Седова О.Л.

жен

18

Спарта

биатлон

6

Багаева С.И.

жен

23

Звезда

лыжи


Какие записи будут выбраны по условиям (выписать номера записей):

  1. клуб = «Спарта» ИЛИ спорт = «футбол»

  2. (клуб = «Спарта» ИЛИ клуб = «Ротор») И пол = «жен»

  3. спорт = «лыжи» И пол = «жен» ИЛИ возраст < 20


Сформулировать к БД условия запроса, с помощью которых из базы будут выбраны:

  1. Все женщины, занимающиеся футболом.

  2. Мужчины из клуба «Звезда» или все женщины.



Условие поиска в запросах. 2 вариант.


Реляционная БД задана таблицей:


Репертуар в кинотеатрах

Название

Категория

Кинотеатр

Начало сеанса

1

Буратино

х/ф

Рубин

14

2

Кортик

х/ф

Искра

12

3

Вини-Пух

м/ф

Экран

9

4

Дюймовочка

м/ф

Россия

10

5

Буратино

х/ф

Искра

14

6

Ну, погоди!

м/ф

Экран

14

7

Два капитана

х/ф

Россия

16


Какие записи будут выбраны по условию (выписать номера записей):

  1. категория = «х/ф» И начало сеанса = «14»

  2. (название = «Буратино» ИЛИ кинотеатр = «Россия») И начало сеанса > 12

  3. категория = м/ф И начало сеанса = «10» ИЛИ кинотеатр = «Искра»


Сформулировать к БД условия запроса, с помощью которых из базы будут выбраны:

  1. Все художественные фильмы, демонстрируемые в кинотеатре «Россия»

  2. Все мультипликационные фильмы, демонстрируемые в кинотеатре «Экран» и начинающиеся в 14 часов.


Название документа Приложение 4 - ФИО(для ответов).doc


ФИО

варианта



ФИО

варианта



ФИО

варианта



ФИО

варианта



ФИО

варианта



Название документа ответы к приложению 3.doc


Ответы:

варианта - 1

  1. 1,3,5

  1. 1,3,5

  1. 3,5,6

  1. Пол = “жен” и Спорт = “футбол”

  1. Пол = “муж” и Клуб = “Заезда” или Пол = “жен”



Ответы:

варианта - 2

  1. 1,5

  1. 1,5,7

  1. 2,4,5

  1. Категория = “х/ф” и Кинотеатр = “Россия”

  1. Категория = “м/ф” и Кинотеатр = “Экран” и Начало сеанса = 14



Урок по теме "Запросы на выборку" (Базы данных), 11 класс
  • Информатика
Описание:

Комбинированный урок по теме "Запросы на выборку" - 4-ый урок в разделе "Базы данных и системы управления базами данных" в 11 классе. Разработка включает в себя подробный конспект урока; 4 приложения для практической работы; 2 варианта теста по теме, созданных в программе Ms Excel; исходную базу данных.

Автор Струкова Наталья Викторовна
Дата добавления 01.07.2015
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 1605
Номер материала 60193
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы