Главная / История / урок по теме "Великие географические открытия"

урок по теме "Великие географические открытия"

Тема урока: «Великие географические открытия»,

Цель и задачи урока.

Учебные:

формировать знания учащихся об эпохе Великих географических открытий и значении эпохи в мировой истории;

дать представление школьникам об основных факторах, повлиявших на Великие географические открытия;

показать как проходили географические открытия в XV – XVII веках.

Развивающие:

развивать умения и навыки учащихся пользоваться на уроках историческими картами и картографиями, атласами и другими наглядными пособиями;

создать условия для формирования и развития творческих способностей детей;

дать возможность школьникам раскрыть способность к оценке события, умению составлять устный рассказ, находить ответы, используя учебник и материалы из других источников.

Воспитательные:

продолжить прививать учащимся идеи гуманизма, веротерпимости, уважительного отношения к культуре, традициям других народов;

воспитывать в духе толерантности и уважения к общечеловеческим ценностям;

воспитывать на примере покорения Американского континента и других частей света нетерпимости к насилию, расовой дискриминации, шовинизму, национализму и другим негативным проявлениям в отношениях между народами.

Термины: Великие географические открытия, Новый свет, конкиста и конкистадоры, колония, колонизация, колонизатор.

Ход урока

I. Организационный момент: проверить готовность к уроку.

II. Основная часть

1. Закрепление пройденного материала

-хронологический диктант:1516г., 1516-1555гг., 1618-1648гг., 1579г.,1650г.

- работа по карточкам

№1

Какую основную цель преследовали короли Испании?

№2

К берегам какой страны направил флотилию испанский король Филипп? С какой целью? Как он назвал свой флот?

№ 3

Что послужило причиной быстрого развития экономики и культуры Нидерландов?

№ 4

Каким было политической положение Италии в начале XVIIв.?

-фронтальный опрос:

  • Итоги исторического развития Испании.

  • Экономические изменения в Нидерландах.

  • Политические изменения в Италии.

Формирование новых знаний, умений и навыков.

Вступительное слово учителя. Объяснение причин и факторов, повлиявших на начало географических открытий. Сопровождается демонстрацией слайда “Основные причины географических открытий”. Слайд 5.

Предпосылки Великих географических открытий:

Политические

В Европе образовались централизованные государства. Они имели средства для для снаряжения и финансирования заокеанских путешествий (Испания, Англия, Франция и Португалия).

Религиозные

Католическая церковь приветствовала покорение новых земель. Цель – обращение в христианскую веру.

Социально-экономические

Рост мелкого испанского и португальского дворянства, объединявшего военный опыт со стремлением наживы и религиозным фанатизмом

Научные и технические

Достижения в географии, астрономии, новые и усовершенствованные навигационные приборы (морской компас, астролябия), карты (морская компасная карта), новые типы морских кораблей (трехмачтовая каравелла)

Историко - географические

Новая ситуация, сложившаяся в Передней Азии: установление турецкого господства в Восточном Средиземноморье. Огромные потери в торговле европейских стран с Востоком

Самостоятельно- работая с учебником определить причины ВГО

Стремление купцов и мореплавателей

западноевропейских стран найти новые морские пути

на Восток, чтобы вести торговлю без посредников

(традиционными путями овладели турки).

В связи с ростом городов, развитием ремесла

и торговли увеличивалась потребность европейцев в

золоте и серебре.


Далее идет рассказа учителя о поисках морских путей в Индию, и сделанных при этом открытиях новых, не ведомых до этого европейцам земель. учитель рассказывает о допущенной Христофором Колумбом ошибки при открытии Нового Света, о совершенных первых кругосветных путешествиях. Ключевой фигурой эпохи великих географических открытий, безусловно, является Христофор Колумб. Ряд историков считает, что идея Колумба получила поддержку итальянского географа Паоло Тосканелли.

Придерживавшийся мнения о шарообразности Земли, Тосканелли составил карту мира, снабдив ее рассуждениями о возможности достичь Индии, плывя на запад.

Тосканелли неверно вычислил окружность Земли, преуменьшив ее, и благодаря его неточности Индия казалась соблазнительно близкой к западному побережью Европы.

Если бывают в истории великие ошибки, то ошибка Тосканелли по своим последствиям была именно таковой. Она укрепила Колумба в намерении первым достичь Индии, плывя западным путем.


Работа учеников в группе. Одновременно с объяснением учителя, учащиеся ведут так называемый “Вахтенный журнал”. Учащиеся делятся на группы и от имени участника одной из экспедиций делают записи в форме краткого описания события.

1 группа – Васко да Гама; image_thumb22

2 группа – Христофор Колумб;

3 группа – Фернанд Магеллан.

Журнал заполняется в рабочих тетрадях учеников

Результаты Великих географических открытий

Изменились представления европейцев о мире

Известная европейцам территория Земли увеличилась в шесть раз. Было открыто почти 60 % всей земной поверхности

Возникновение и развитие мировой торговли

Торговые пути переместились из внутренних морей в океаны. Утратили значение торговые центры — Венеция и Генуя, Бремен и Любек. Центрами мировой торговли стали океанские порты: Лиссабон, Севилья и Антверпен, Лондон и Амстердам. Началось формирование мирового рынка

Начало создания первых колониальных империй

Ограбление и уничтожение местного населения, гибель от болезней, принесенных завоевателями, уничтожение памятников древних культур народов Азии, Африки и Америки

Обесценивание денег

Поступление золота вызвало в Европе «революцию цен» — обесценивание денег из-за падения стоимости золота и роста цен на товары первой необходимости

Усовершенствование технической базы мореходства

Голландцы изобрели штурвал. Корабли - четырехмачтовые испанские галеоны, трехмачтовые португальские каравеллы и голландские флойты.

Положительные стороны

Расширились знания европейцев о мире

Расширились торговля. Установились связи между континентами. Создавались условия для возникновения мировой торговли

Географические открытия вызвали перемещение торговых путей из Средиземноморья в океаны

Географические открытия содействовали росту производства товаров в Европе, которые вывозились в колонии

Отрицательные стороны

Колонизация Азии, Америки и Африки сопровождалось истреблением народов этих континентов, уничтожением их культурных ценностей

Возникли первые колониальные империи: Испания и Португалия

Приток большого количества золота и драгоценных металлов еще больше приводило к отставанию Испании и Португалии от промышленно развитых стран Европы

III. Завершение урока.

Мореплаватель, который не ступал на корабль.

Тот, которому континент преградил путь

Почему не Колумбия, а Америка ?

Первый англичанин, совершивший кругосветное путешествие

Рыцарский титул пирату

«Санта-Мария», «Нинья» «Пинта»?



IV.Домашнее задание. Подготовить устные ответы на вопросы в конце параграфа.

Подготовить рассказ о народах Америки.

Заполнить таблицу:

Племена, населявшие территорию Америки

Места расселения

Занятия






Города Казахстана, которые попадаются в тестах ЕНТ.

Скачать с сервера

Авар - Жужани 
Адай,Жагалбайлы - относятся к Мл. жузу
 
Айкап - просвещение среди населения
 
Айман - Шолпан - в первом сезоне поставлена более 100 раз.
 
Ак Орда - первое централизованное гос-во
 
Акимат - исполнительная власть на местах
 
Акмолинск - «Жас казах»
 
Александрия - на берегу реки Сырдарья
 
Анимизм - ранняя форма религии, духи
 
Аргиппеи - их соседями били савроматы по утв. Геродота
 
Арыстанды - наиболее изученный памятник
 
Балыкты - столица найманов располагалась на берегу реки Орхон
 
Билетный сбор - платили казахи за работу и проживание в прилинейных русских селениях
 
Букеевская орда - распологалась междуречье Волги и Урала
 
Восточный Казахстан - сплошная металлоген. провинция
 
Гунны - опустошительные набеги возглавил Атилла, высокий уровень военного дела
 
Казахское ханство - в нач. период занимало Долина Чу и Таласа
 
Декларация прав трудящихся - докумен закрепивший образование Каз АССР
 
Дешт-и-Кыпчак - с XI земля между Алтаем и Волгой
 
Ерейментау - комитет по образованию немецкой автономии.
 
Жатаки - казахский сельский пролетариат.
 
Жатаки - относились к каз. сельскому пролетариату
 
Желек - гол. убор девушки одеваемый через год после замужества
 
Золотая орда - распалась на Ак орду и Ногайскую орду, меньшая часть - монголы.
 
Зякет, Капшуыр, Согым - налог со скота
 
Зякет, согум, сыбаг - налог со скотоводов
 
Икта - право на сбор налогов
 
Иманы, Ходжи- мусульманские религиозные служители
 
Кангюи - культ предков, тер: Бассеин Сырдарьи и предгорья Каратау, правил великий хан, китайские хроники сообщают о сущ. двух резиденций правителей
 
Караганда - база снабжения металлом
 
Караханиды - знать: тегины, илик хан, беки(учителя детей хана)
 
Карлуки - под их натиском пал Тюргешский каганат, новый города: Кулан, Мирки, Балык
 
Кидании - монголоидные
 
Кимаки - ставка Имакия находилась на Иртыше
 
Кимешек - головной убор женщины после рождения ребенка
 
Кипчаки - в рус. летописях «половцы», граница Зап и Вос по Волге
 
Кодекс - куманикус - является памятником кыпчакского фольклора
 
Коллективизация - восстания в Батпаккаре и Сузаке
 
Комсомол - преодоление неграмотности 20-30-е года XX в.
 
Конь - солнце и огонь у саков
 
Миссионеры - люди к-ые распространяют религию среди населения с иным вероисповедания.
 
Монголы - им оказали наиб. сопротивление Южный Каз-н
 
Ногайская Орда - между Волгой и Уралом
 
Огузы - Аль-Якуби
 
Пертроглифы - наскальные рисунки
 
Поэмы исторические - «Культегин и Тоньюкук»-древнетюркские
 
Присырдарьинские города - Сыгнак, Туркестан, Сауран
 
Ретушь - обработка камня рядом мелких ударов
 
Савромато-сарматские племена - являлись связующим звеном культуры Ц. Азии и Ближнего Вост.
 
Сайрам - базовый лагерь восставших казахов против Коканда (Тентек торе)
 
Саки - «Скифы» сведения о них сод. в свящ. книге иранцев «Авесте», основную массу населения у саков составляли общинники-скотоводы; Царь избирался советом вождей, племена: апасиаки, аргеппии(сев), парадарайя, хаомаварга(мургаба), исседонцы(сев), Аримаспов(сев); с ними воевали: Дарий 1, А Македонский.
 
Сарматы - в их погребениях часто находят вещи из Греции, на их развитие оказала греческая культура, роль женщины была выше чем у других, кочевое скотоводство
 
Саукеле - свадебный головной убор девушки
 
Свирель - муз. ист., сделанный из камыша
 
Семипалатинск - открыт подотдел Русского геогр. общества в конце XIX в.
 
Семиречье - сюда переселились уйгуры и дунгане, здесь был был основан карлукский каганат, центр серебряных изделий
 
Сибирское ханство - ценились на мировом рынке кузнечные изделия
 
Синьцзянь - с ним торговали центры Бухтарминской крепости, Петропавловска, Усть-Каменогорска
 
Скани - наращивание витой проволки
 
Согдийцы - ключевая роль в становлении ранне средневековой гор. культуры, миссионеры буддизма
 
Средний класс- это ведущая опора.
 
Сталинград - «Высота одиннадцати героев Востока», ближайший фронт в годы ВОВ
 
Стахановцы - движение рабочих за произ-ть труда в годы индустриализации
 
Султаны - высшее аристократическое общество
 
Суяб - крупный торговый город Чуйской долины
 
Сыганак - столица первых казахских правителей
 
Тараз - «место торговли мусульман с тюрками», рядом с ним мавзолеи: Айша-Биби, Бабаджан-Хатун
 
Тасига - письменный знак родового имени у тюрков
 
Темники - близкие родственники шаньюя у гуннов
 
Туркестан - был известен для всего Казахстана как религиозный центр, мавзолей хана Есима
 
Тюленгуты - контролировали лучшие угодья Абылай хана
 
Тюреши - вторая ставка в г. Кунгуте
 
Тюрки - поклонялись волку в период раннего средневековья, осн. памятники: Культегин, Огузнаме, Тоньюкок, пользовались рунической письменностью, появление балбалов
 
Урало-Кушумский - канл пост. в Зап. Казахстане методом народной стройки
 
Уральская обл - прифронтовая
 
Усуни - глава гуньмо, имели госуд. устройство, заняли земли после саков тиграхауда, столица Чигучен на берегу Иссык-куля
 
Ушур, бадж, харадж - налог обязаны платить земледельцы и ремесленники
 
Ханство Абулхаира - образовалось в рез-те распада Ак орды, столица - Сыгнак
 
Хорезмийцы - занимались распространением ислама среди кыпчпков, окончательно уничтожили гос. Караханидов
 
Хоровод - символ солнца у андроновцев
 
Шанью - ханский титул у хуннов
 
Шекпен - казахский мужской плащ из верблюжьей шерсти
 
Эмба - нефтяная база
 
Эпос - «Ер Сайын», «Ер Едиге», «Сказание об Алпамысе»
 
Эфталиты - ими создана Жетыасарская культура
 
Янгикент - столица Огузского государства


Методическая разработка 2-х часового занятия по теме: «Объединение русских земель вокруг Москвы» в рамках спецкурса «История России с древнейших времён»(10 класс)

История Москвы http://pandia.ru/pics/bulletstar.png История России http://pandia.ru/pics/bulletstar.png История http://pandia.ru/pics/bulletstar.png Девелопмент http://pandia.ru/pics/bulletstar.png Наука и образование Москвы http://pandia.ru/pics/bulletstar.png 10 класс http://pandia.ru/pics/bulletstar.png Методы http://pandia.ru/pics/bulletstar.png Московская область http://pandia.ru/pics/bulletstar.png Методички http://pandia.ru/pics/bulletstar.png Азия http://pandia.ru/pics/bulletstar.png Москва




Новые авторы

Александр Чалапчий

http://pandia.ru/user/content/user/8736/photo/tb/1430789872wwgcs.jpg

Olga Pakhomova

http://pandia.ru/user/content/user/8728/photo/tb/1430679775opvyg.jpg

МИР ТРОПИКОВ

http://pandia.ru/user/content/user/8719/photo/tb/14304568108qx6w.jpg



Свежие публикации

http://pandia.ru/user/content/user/8306/photo/tb/1428002665188nyg.jpg

Программа работы с детьми, склонными к агрессии. 

Надежда Шохина

http://pandia.ru/user/content/user/8306/photo/tb/1428002665188nyg.jpg

Мастер – класс «Я познаю мир» 

Надежда Шохина

http://pandia.ru/user/content/user/8306/photo/tb/1428002665188nyg.jpg

План работы с родителями по вопросам введения ФГОС ООО в 5 классах 

Надежда Шохина

http://pandia.ru/user/content/user/8306/photo/tb/1428002665188nyg.jpg

9 МАЯ. Сценарий школьного вечера в 10 классе.2014 год. 

Надежда Шохина

http://pandia.ru/user/content/user/8306/photo/tb/1428002665188nyg.jpg

Технология воспитательной работы в профильном классе 

Надежда Шохина

http://pandia.ru/user/content/user/8275/photo/tb/1427130445sxvbw.png

Сертификат от 22 апреля 20015 года г.Руза 

Фомина Нина

http://pandia.ru/user/content/user/2302/photo/tb/140916698417vcpo.jpg

В Непале произошло сильнейшее землетрясение 

Фотоновости

http://pandia.ru/user/content/user/5266/photo/tb/1416753038z7baw.jpg

Конспект организованно образовательной деятельности на тему «Лаборатория волшебства и чудес» для детей старшей группы с ... 

Ирина Чернуха

http://pandia.ru/user/content/user/5266/photo/tb/1416753038z7baw.jpg

Конспект организованно образовательной деятельности на тему «Путешествие в страну сказок» для детей старшей группы с ... 

Ирина Чернуха

http://pandia.ru/user/content/user/8242/photo/tb/142685751413si7s.jpg

Ваш бизнес по производству косметического сырья из сапропеля 

Николай Бычек

http://pandia.ru/user/content/user/8242/photo/tb/142685751413si7s.jpg

Комплексы добычи и обогащения россыпных полезных ископаемых способом СГД 

Николай Бычек

http://pandia.ru/pics/portal/sets/1/addarticle.png   Открыть сайт

Баталова Л. Б.,

учитель истории и обществознания

высшей категории

МОУ «Гимназия № 26», г. Омск

Методическая разработка 2-х часового занятия по теме:

«Объединение русских земель вокруг Москвы»

в рамках спецкурса «История России с древнейших времён»(10 класс)

Цели:

Образовательные:

должны знать причины и особенности образования централизованного государства, итоги деятельности московских князей в XIY веке;

Развивающие:

должны уметь прослеживать причинно-следственные связи, оперировать историческими фактами;

использовать различные исторические источники (карта, генеалогическая таблица, учебник, хрестоматия);

формировать и аргументированно излагать свою точку зрения;

Воспитательные:

должны понимать неоднозначность оценки деятельности московских князей в ходе создания единого государства;

воспитывать чувство патриотизма, гордости за стремление предков к освобождению подчеркнуть этнонациональное объединение этого периода.

Оборудование:

1.  Атласы по истории России с Древнейших времен до конца XVII в.

Москва, «Дрофа», 2002 г.

2.  Карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.)»

3.  Портреты Дмитрия Донского, Сергия Радонежского.

4.  Данилов А. А. Справочник школьника: История России. IX-XIX века. – М.: Дрофа, 1999 г.

5.  В. В. Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах. М., «Эксмо», 2007 г.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний обучающихся.

План.

1. Причины феодальной раздробленности Последствия феодальной раздробленности.

A) Фронтальная беседа.

Цель беседы: выяснить, что нужно знать для определения причин феодальной раздробленности; иметь сведения об изменениях в экономической и политической жизни, проанализировать их и сделать вывод.

Отбор фактов------анализ фактов------формулировка выводов о причинах

феодальной раздробленности.

Б) Работа в парах.

Задание: перечислить положительные и отрицательные последствия феодальной раздробленности.

B) Индивидуальное задание: выяснить, являются ли причины феодальной раздробленности общими для Руси и стран Западной Европы.

Итог: тезисный план на доске.

2. 0сновные центры феодальной раздробленности

Работа в группах смешанного состава.

Цель - сравнить развитие отдельных русских земель в период феодальной

раздробленности

План сравнения: территориальные, социально-экономические, политические

особенности Новгородской земли, Галицко-Волынского княжества, Владимиро - Суздалъской земли

Итог: таблица в тетради + сообщение у карты

Индивидуальные задания 3-м учащимся

Выработать алгоритм характеристику исторического деятеля и составить характеристику 3-х князей по выбору

Сравнительная характеристика князейобобщающая беседасобственная позиция (отношение к государственному деятелю)

Опережающее индивидуальное задание (2-м учащимся)

Составить описание двух памятников древнерусской литературы периода феодальной раздробленности, используя «Картины по истории культуры России»

Итог: обобщающая беседавыявить тенденции в развитии русской культуры показать взаимосвязь социально-экономической, политической и духовной жизни народа.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Проблемное задание на доске.

Почему именно Москва стала центром объединения русских

земель?

Игра «Исторические ассоциации»

Москва - центр?- карта

Иван Калита - Дмитрий Донской

Москва - Тверь - даты

Москва и церковь - имена

Цель: учащиеся должны сформулировать цели темы «Возвышение Москвы»

4 Усвоение новых знаний.

Должны знать:

1.персоналии (Иван 1 Калита, Симеон Гордый, Иван 2 Красный, Дмитрий Донской, Хан Узбек, Чолхан, Мамай, Бегич, Ольгерд, Митрополит Феогност, Сергий Радонежский, Пересвет, Челубей, Митрополит Алексей);

2.даты (1327г., 1328г.,1377г., 1378г.,гг.,1380г.,1389г.);

3.термины (вотчина, поместье, дворяне, феодальная раздробленность, централизованное государство);

4.карта (земли, присоединенные к Москве (), битвы на реке Пьяне, Воже, Куликовом поле, Тверское и Великое Литовское княжества);

Содержание нового материала

План

1.  Борьба за первенство на Руси;

2.  Князья и Орда;

3.  Москва - центр объединения. Причины возвышения;

4.  Московские князья и их политика. Иван Калита;

5.  Княжеская власть и церковь. Монастыри. Сергий Радонежский;

6.  Куликовская битва. (Ход. Историческое значение. Дмитрий Донской - князь и полководец.).

При изучении нового материала:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Устное изложение (аналитическая лекция)

2. Опережающее задание по дополнительной литературе

3. Постановка проблемы «Причины возвышения Москвы»

4. Рассказ + образная характеристика (алгоритм = памятка)

5.Опережающее задание по дополнительной литературе (2 обучающихся). Организация дискуссии 6. Опережающее задание по дополнительной литературе (2 обучающихся о ходе Куликовской битвы) Проблемное задание - историческое значение Куликовской битвы

1. Анализ - обобщение - конспективные записи - корректировка записей (вслух)

2. Ролевая игра «Получение ярлыка в Орде»

3. Работа в группах. Диалоговый режим. Ответ у доски Выводы в тетрадь.

4. Текст с ошибками. Самоконтроль по учебнику с использованием алгоритма.

5. Рассказ о взаимоотношениях церкви и князей, церкви и Орды. Личная оценка деятельности Сергия Радонежского.

6. Рассказ о ходе битвы; дискуссия - личная позиция в оценке битвы и итогов (Куликовская битва глазами русских и татаро-монголов).

5 Первичная проверка понимания.

Решение задач из сборника С. Г.Смирнова «Задачник по истории России». М. 2000, фронтально, устно.

6 Закрепление знаний.

Работа в группах по дифференцированным заданиям (группы сформированы по уровню учебных возможностей):

1)  Особенности образования единого государства на Руси и в Европе;

2)  Объединение Руси (этапы объединения - хронология + карта);

3)  Краткие выводы о характере общественных отношений, о государстве, жизни людей можно сделать на основании летописных материалов.

7 Обобщение и систематизация. Обобщающая беседа по результатам работы групп.

8 Контроль и самопроверка знаний.

ЕГЭ. История. Контрольно – измерительные материалы, 2007 – 2010 гг., М. «Просвещение».

9 Подведение итогов. Домашнее задание Записи в тетради.

Литература по усмотрению учителя.

Объединение русских земель вокруг Москвы.Куликовская битва.

 

УРОК ИСТОРИИ В  7 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА»

Цели урока:

  • обеспечить  понимание причин возвышения Москвы;

  • показать прогрессивную роль политических деятелей и русского народа Московского княжества в борьбе за объединение страны и против завоевателей;

  • развивать умение работать с текстом, выделять главное, формировать способность к самостоятельному оценочному суждению событий и роли личности в истории;

  • воспитывать чувство патриотизма.

 

Тип урока: комбинированный урок.

 

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, учебник, тетради, схема битвы, карта «Образование и расширение российского государства в 14- 15 вв.», репродукции картин: В.М.Васнецова «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле», В. Назарука «Куликовская битва»,  «Дмитрий Иванович получает благословение у С. Радонежского»

портрет Д, Донского.

Музыкальное сопровождение: кантата  А. Прокофьева «А. Невский».

 

  Методы: рассказ, беседа, опережающее задание, пересказ, работа со схемой, работа с картой,  работа с учебником.

                                                

 

                                                       Ход урока

  1. Орг. Момент (2-3)

   - приветствие;

        - дать д/з 43

   - настрой на урок (упражнение «ладони»)

 

  1. Вводно-мотивоционный (2)

   - вызвать интерес

   - огласить тему и цели урока.

 

Учитель: Ребята, прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить как складывалась ситуация на Руси до объединения земель вокруг Москвы.

 

3.Опрос Д/З (10)

- работа по карточкам 3 человека (Дмитриев, Бородулин, Чиняев)

- блиц опрос (1,5) слайд №3

- «добавь недостающую информацию» (2) слайд №4

- пересказ (Кайчубеков А., Алимжанов А., Тимашов В., Печеницына А.)

- *загадка (2) слайд №5-6

 

 4. Изучение нового. (25)

Учитель: Для ликвидации ига золотоордынских ханов необходимо было объединить страну, создать сильную централизованную власть. Основой объединения страны и организатором борьбы русского народа против монголо-татарского ига становиться Москва.

-Для того чтобы узнать причины возвышения Москвы необходимо прочитать  пункт 43 параграфа на странице 183-184 и выписать их в тетради. (5) слайд №7

     Учитель: Как могло показаться на первый взгляд, Золотая Орда навеки укрепила господство над Русью и ничто уже не могло вернуть Русь к единству, согласию. Однако, время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти её слабые стороны. Такой личностью оказался князь Иван Данилович.

      Демонстрация портрета Иван Даниловича. слайд №8

 Учитель: Прочитайте текст с.184-185 (5)

     а) определить интересы и цели, какой группы или класса он выражал?

б) оцените средства, которые он применял для достижения поставленных целей,

в) вырази свое личное отношение к нему.

 

Учитель: Иван Данилович вместе с ордынцами подавил восстание в Тверской земле «подверг её опустошению». По всем признакам Тверь была обречена, пожертвовать ее или сохранить остальную Русь?

Нелёгкий был выбор, но выбор был сделан. Тверь пострадала, Русь сохранилась. Получив от хана право, собирать дань с русских земель в пользу Орды Иван Данилович защитил Русь от ордынских вторжений. Став, великим князем он обеспечил, «тишину великую, по всей Русской земле». Этот факт оценён народом: люди увидели выгоды единовластия. Князь Иван вошел в историю как «собиратель земли русской».

-Почему Ивана Даниловича прозвали КАЛИТОЙ?(2)

 

Учитель: Во второй половине 14 века разгорелась борьба между сильнейшими княжествами за политическое первенство на Руси, возобновились нападения Золотой Орды, а с запада вторгались войска великого князя литовского Ольгерда. В 1359 году ставший московским князем Дмитрий Иванович (внук Калиты), опираясь на поддержку митрополита Алексея, укрепил  Московское княжество.

 

Демонстрация портрета Дмитрия Ивановича. слайд №9

Отрывок из летописи: (3)

«Осенью пришел окаянный Мамай на Русь с единомышленниками своими. Возгордившись и считая себя царем начал осуществлять злой замысел, темных своих князей звать. И сказал им: «Пойдем на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим, и церкви божии спалим, и кровь их прольем, и законы их погубим».

Отрывок из монгольской песни:

Вспомним, вспомним степи монгольские — Голубой Керулен, Золотой Онон! Сколько, сколько монгольским войском Втоптано в пыль непокорных племен!.. Мы бросим народам грозу и пламя, Несущие смерть Чингиз-хана сыны. Пески сорока пустынь за нами Кровью трусов обагрены…

Какая главная мысль передается каждой строчкой летописи и словами монгольской песни?

Что делать в этой ситуации русскому князю?

По всем городам и весям зазвучали призывы Московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской…

 Подготовка к сражению слайд №10 (1,5)

Задание по таблице: Подготовка к сражению (распечатки на столах).

Вопросы для сравнения

Орда

Москва

1.Цели

Покорение Руси и возобновление выплаты ордынского выхода. Разгром основных центров силы Русской земли.

Освобождение от ордынского ига и обязательного выхода. Защита интересов православия

2.Союзники

Литовский князь Ягайло, Рязанский князь Олег

Литовские князья Ольгердовичи, Русские князья

3.Войско

Усиление конного войска нанятой генуэзкой («фряжской») пехотой

Увеличение численности постоянного войска, возрастание роли пехоты, набираемой из горожан, созыв народного ополчения

Найдите общее в подготовке Москвы и Орды к решающему сражению. О каких изменениях в военном деле это свидетельствует? слайд №11

Куликовская битва . (5)

На фоне видеоряда из мультфильма «Лебеди Непрядвы» учитель читает стихотворение.

Слушаем и смотрим чтобы ответить на вопросы.

Мы помним из истории Руси, о славной битве Куликовской

Мамай ордой пошел на Русь

Грозя полоном и неволей, верша погромы и разбои

Он Ягодая поджидал, и тот напасть на Русь мечтал

 

Татар мы били уж не раз, сказал Димитрий князь народу

Так постоим же за свободу, и стал дружину собирать

Чтоб дать отпор врагам суровым

 

И в брод, форсировавши Дон, к Неправде подошел заслон

Оставив за собой мосты, прошли и русские полки

Литовские, Ростовские князья по праву руку встали от холма

И под покровами тумана Волынский спрятал полк в лесу

По леву руку, князь поставил, уже проверенных в боях

Князей Московских и Рязанских, Нижегородских и бояр

 

Взойдя на холм, окинув взглядом, заметил вдалеке врага

Стоящим в поле Куликовом, Мамай войска готовил к бою

И встали русские полки стеной на поле Куликовом

Засадный полк, укрыв от стана, князь приказал им ждать сигнала

А сам же встал в передовых среди дружинников своих

 

Мамай, окинув войско взглядом и по обычаям войны

Турнир назначен был, увы

Сей поединок благородный, решал исход войны народной

Наш Пересвет, их Качубей, сошлись в смертельной схватке

И оба пали, но в седле остался витязь ратный

И загремело тут Ура!!! над полем бранной сечи

Господь же с нами князь сказал и, указав мечом на стан

Послал войска на сечу

 

И сеча началась, рубились насмерть войны, войска смешались

И теснить татарин русских стал, махать мечом Ослябю устал

Мамай с кургана наблюдал за битвой воинов православных

Он ликовал, что слабнет враг, победа уж близка

Но вдруг ударом из засад князь одолел врага

 

И дрогнул стан врага и побежал гонимый русской ратью

Волынский со Владимиром их гнал по всей земле казацкой

Оставив их у берега Мечи, вернулись в лагерь Русичи

 

Димитрий ранен был, но встал под знамя русской рати

Народ российский ликовал, победу князя прославлял

 И славил бога рати

 

 

И древний летописец записал в тот год 1380-ый, сентябрь

8-ое число победу русским принесло

Окрепла Русь, не по зубам она татарам стала

Мамай потом вздыхал с тоской

А князь за подвиг тот людской народом наречён Донской!!!

Но Русь ещё свободную не стала.

 

5. Закрепление пройденного материала (3) слайд №16

Учитель: Так в чем же состоят причины победы русского народа в этой великой битве?

- В чём же  состоит историческое значение победы  на Куликовом поле?

 -Каково ее международное значение?

- Что заставляло воинов быть непоколебимыми перед трудностями и бесстрашными?

 

  6. Рефлексия (2) слайд №16

Наш урок подошел к концу, и я попрошу вас закончить предложение:

          - На уроке я узнал…

          -Новым для меня стало…

          - Самым  интересным  было…

 7. Подведения итогов занятия (1,5)

Оценка за работу на уроке.

 

Категория: История

25.01.2015 18:15

Просмотр содержимого документа

 Скачать


урок по теме "Великие географические открытия"
  • История
Описание:

Цель и задачи урока.

Учебные:

формировать знания учащихся об эпохе Великих географических открытий и значении эпохи в мировой истории;

дать представление школьникам об основных факторах, повлиявших на Великие географические открытия;

показать как проходили географические открытия в XV – XVII веках.

Развивающие:

развивать умения и навыки учащихся пользоваться на уроках историческими картами и картографиями, атласами и другими наглядными пособиями;

создать условия для формирования и развития творческих способностей детей;

дать возможность школьникам раскрыть способность к оценке события, умению составлять устный рассказ, находить ответы, используя учебник и материалы из других источников.

Воспитательные:

продолжить прививать учащимся идеи гуманизма, веротерпимости, уважительного отношения к культуре, традициям других народов;

воспитывать в духе толерантности и уважения к общечеловеческим ценностям;

воспитывать на примере покорения Американского континента и других частей света нетерпимости к насилию, расовой дискриминации, шовинизму, национализму и другим негативным проявлениям в отношениях между народами.

Термины: Великие географические открытия, Новый свет, конкиста и конкистадоры, колония, колонизация, колонизатор.

Автор Гайдукова Надежда Анатольевна
Дата добавления 06.05.2015
Раздел История
Подраздел Конспекты
Просмотров 1605
Номер материала 58937
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы