Главная / Русский язык и литература / урок по теме сложное предложение с разными видами связи 11 класс

урок по теме сложное предложение с разными видами связи 11 класс


УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цели и задачи:

систематизировать знания по теме «Сложное предложение»;
– проверить умение различать предложения по структуре и способам связи;
– проверить умение делать полный синтаксический разбор сложного предложения;
– объяснять постановку знаков препинания;
– составлять схемы предложений;
– различать как средство связи придаточных союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении;
– повторить постановку знаков при обособленном определении со значением причины;
– повторить орфограммы
о – ё после шипящих в различных частях речи, н и нн в причастиях.

ХОД УРОКА

I ЭТАП

1. Сообщение темы урока и его целей.

2. Проверка домашнего задания.

А. Диктант с орфограммой о – ё после шипящих.

Капюшон, медвежонок, пчелка, скворчонок, чопорный, врачом, ночевка, обнаженный, шепот, ре-мажор.

Учащиеся формулируют правило, Буква о употребляется:1. Для передачи гласного о в начале слова и после гласных, напр.: ось, заочный, теория, биограф, воочию, полуостров.2. Для передачи гласного о и одновременно для указания на твердость предшествующего согласного, напр.: бой, завод, голубь, добрый, узелок, ярмо, носит, лбом, литровый, сок, парной, сто.3. В ограниченном круге слов иноязычного происхождения буква о употребляется:

а) для передачи гласного о после j, передаваемого буквой й в начале слова и в середине слова после гласных, напр.: йод, майор);

б) для передачи сочетания j с последующим гласным о в составе буквосочетания ьо после согласного; перечень основных слов[10]: батальон, бульон, каньон, компаньон, котильон, кар- маньола, кроманьонец, лосьон, медальон, миньон, павильон, па- пильотки, почтальон, сеньор, сеньора, синьор, синьора, шампинь- он, шиньон; квадрильон, квинтильон, секстильон (наряду с вариантами квадриллион, квинтиллион, секстиллион, передаю- щими другое произношение); мильон (написание, передающее один из вариантов произношения слова миллион); в собственных именах: Авиньон, Асунсьон, Гильом, Миньона, Тальони, Фритьоф. В редких случаях буквосочетание ьо пишется для передачи звуков безударного слога: гильотина, гильотинировать, сеньорат, сеньорита, сеньория, синьорина, синьория, Мурильо.

. Буква ё употребляется:1. Для передачи ударного гласного о и одновременно для указания на мягкость предшествующего согласного, напр.: ребёнок, вёсла, гвоздём, казённый, лёгкий, подмёл, оленёнок, пёстрый, рёбра, осёл, потёртый, растёт.

Примечание 1. Буква ё после согласных букв г, к, х встречается в основном в словах иноязычного происхождения, в том числе в собственных именах, напр.: гёзы, гёрлс, ликёр; Гёте, Гёльдерлин, Гётеборг, Кёльн, Кёстлер, Хёглунд. Сочетание кё представлено также в словах с иноязычным суффиксом -ёр типа киоскёр, паникёр и в личных формах глагола ткать: ткёшь, ткёт, ткём, ткёте.Примечание 2. Буква ё может писаться на месте гласного о, имеющего побочное ударение (напр.: трёхгодичный, четырёхметровый, тёмно-красный), а также на месте безударного гласного о в словах иноязычного происхождения (напр.: гёте-анец, кёнигсбергский).

 II ЭТАП

А теперь, ребята, вам предстоит доказать, что вы умеете на практике применять теоретические знания, полученные в процессе изучения темы «Сложное предложение».

Синтаксический разбор предложения

Объясните постановку знаков препинания и орфограммы.

Привлеченные (прич.) сладким (прил.) запахом (сущ.) сада (сущ.), часто (нареч.) появляются (глаг.) пчелы (сущ.); галчонок (сущ.), по-видимому выпавший (прич.) из (пред.) гнезда (сущ.), пытается (глаг.) взлететь (глаг.).

Общая характеристика. 1. Повествовательное. 2. Невосклицательное. 3. Предложение сложное бессоюзное, состоит из двух предложений, средство связи – интонация.
(Точку с запятой ставим потому, что перечисляются факты и обе части предложения осложнены обособленными определениями.)
1-е предложение: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным причастным оборотом с обстоятельственным значением (причины).
(Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется, если имеет обстоятельственное значение.)
2-е предложение: двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
(Вводное слово не обособляется, т.к. находится в начале обособленного оборота.)

III ЭТАП

Викторина с синтаксическим заданием

Она позволит выяснить, насколько хорошо учащиеся определяют тип сложных предложений, умеют составлять схемы и определять вид придаточных предложений в составе сложноподчиненного предложения, указывать средства связи.
Для анализа привлекаются примеры из произведений М.Ю. Лермонтова, которые параллельно изучаются на уроке литературы.

1. По синим волнам океана,
Лишь звезды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несется,
Несется на всех парусах.

(«Воздушный корабль»)

[ , (лишь)2, – =, = ]1

Сложноподчиненное с придаточным времени. Средство связи – союз лишь.

2. Поверь: ничтожество есть благо в здешнем свете.

(«Монолог»)

[ = ]1 : [ – = ]2

Бессоюзное предложение, в котором 2-е предложение раскрывает смысл первого.

3. Поцелуями прежде считал
Я счастливую жизнь свою,
Но теперь я от счастья устал,
Но теперь никого не люблю.

(«Поцелуями прежде считал...»)

[ = – ]1, но [ – =, = ]2

Сложносочиненное предложение, которое состоит из двух предложений. Средство связи – противительный союз но.

4. Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь.

(«Смерть Поэта»)

[ – = ]1 : [ – = ]2, и [ – = ]3

Предложение с разными видами связи: бессоюзной (2-е предложение указывает на причину того, о чем сказано в 1-м; средство связи – интонация) и сочинительной (средство связи – соединительный союз и).

5. Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь...
(«Выхожу один я на дорогу...»)

15

Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными образа действия. Параллельное соподчинение. Средства связи – подчинительный союз чтоб.

6. Так жизнь скучна, когда боренья нет.

(«1831 июня 11 дня»)

16

Сложноподчиненное предложение с придаточным условным с союзным словом когда.

7. Ты знал ли дикий край под знойными лучами,
Где рощи и луга поблекшие цветут,
Где хитрость и беспечность злобе дань несут,
Где сердце жителей волнуемо страстями и где являются порой
Умы и хладные, и твердые, как камень?

(«Жалобы турка»)

17

Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением; придаточные определительные; средство связи – союз где.

Подведение итога: что повторили на уроке?
Ребята сами задают друг другу вопросы по теме.

Домашнее задание

III гр. Выписать из учебника литературы по 5 предложений разных типов.



урок по теме сложное предложение с разными видами связи 11 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

урок повторение по теме "сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи" состоит из 5 этапов удобен в повторении данной темы при подготовке к государственным экзаменам 11 класса, урок содержит в себе разные виды заданий: работа по карточкам, синтаксический разбор сложных предложений, повторение ранее изученных орфограмм

Автор Вовк Инна Владимировна
Дата добавления 17.05.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1048
Номер материала 59494
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓