Инфоурок Литература КонспектыУрок по теме "Обобщение и систематизация материала по теме: «Обращения и вводные слова и предложения»

Урок по теме "Обобщение и систематизация материала по теме: «Обращения и вводные слова и предложения»

Скачать материал

Тема урока:

«Обобщение и систематизация материала по теме: «Обращения и вводные слова и предложения»

Цель: развитие правильности и выразительности речи.

Задачи:

1. Повторить теоретические сведения о вводных словах и конструкциях и знаки препинания при них.

2. Развить навыки пунктуационного анализа предложения.

3. Совершенствовать умения обобщать, сравнивать, делать выводы.

4. Роль вводных слов и конструкции в речи.

Проблемный вопрос: Какова роль вводных слов в речи?

На доске начертить таблицу.

роль вводных слов в речи

Публицистический стиль

Художественный стиль

Разговорный стиль

  1. Указывают на источник сообщения.
  2. Помогают логически связывать темы сообщений между собой.
  3. Делают нашу речь более понятной и демократичной.

 

 

выражают чувства, мысли, переживания героев, авторов

указывают на различную степень уверенности, порядок мыслей и их связь.

 

1.  Синтаксическая разминка

 (1 человек у доски).

(Предложение записано на доске)

Расставить знаки препинания, дать характеристику

 

По мнению Николая Рериха, отсутствие книг в доме – красноречивое свидетельство пустоты духа и сердца. (повеств.,  невоскл.,  прост.,  распр., осложн. ввод. сл.).

 

Остальные работают на карточках «Допиши предложение». Знаки препинания не расставлены    Распечатать

1. Вводные конструкции, как и обращения, выделяются при произнесении …………………., а на письме …………

2. Вставные конструкции, выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются на письме ………., реже……….

3. Вводные слова не являются ………… и имеют различные……….

4. Обращение имеет форму ……. падежа и произносится с особой………………… интонацией.

5. Обращение может стоять в  …….   в…… и в ……… предложения.

 

2. 

 

1.Проверяем задание на доске.

 2. Подвожу к теме урока

В этом предложении встретилось вводное выражение, а тема нашего урока  и читаем …

Начнём повторение с блиц опроса, отвечать нужно да или нет, если нет, то поправляем.

1.Вводными называются слова, которые не связаны с членами предложения грамматически.                                                                                                                       Да

2. Вводными могут быть словосочетания и предложения                                                  Да                                                        

3 Вводные слова имеют в предложении строго закрепленное место.                              Нет

4.Вводные слова и обращения не являются осложняющим элементом предложения.   Нет

5.По структуре вставная конструкция может быть равна целому предложению            Да

6.Обращение может выполнять оценочную роль.                                                               Да

 

3. Проверим самостоятельную работу в тетрадях . Читаем дописанные предложения.

 

3.

Итак,  вводные слова  имеют различные значения. Повторим значения вводных слов в предложении.  Разноуровневые задания :

2 чел с карточкой:

Задание: в текст вставить подходящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для справок. Определить их значение.

Распечатать без вводных слов

 

Конечно,  много я слышал разных споров о счастье. Счастье, говорили некоторые, - это богатство, деньги. Но ведь, по-моему, настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, скажем, человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, разумеется, немного не по себе. Совесть, несомненно, точит. А от совести, я думаю, никакими деньгами не откупишься. Счастье, наверное, это не только иметь, брать, получать. Счастье, бесспорно, в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

 

Слова для справок: говорили некоторые, конечно, скажем, по-моему, несомненно, разумеется, наверно, бесспорно, я думаю…

 

 

 

Остальные ребята

Задание к тексту:

прослушайте текст, определите стиль и тип речи,

 выпишите вводные слова и укажите их  значение

обратить внимание на словарную работу

Умение читать, действительно, настоящее искусство. По мнению библиофилов (так называют любителей и собирателей книг), каждому необходимо знать хотя бы элементарные вещи о том, как пользоваться книгой. Когда вы берете в руки книгу, во-первых, запомните ее автора. Возможно, в предисловии или в конце книги вы что-то прочитаете о нем. Это не только расширит ваши знания, но и, может быть, поможет лучше понять произведение, авторскую позицию. Ознакомьтесь, конечно, с иллюстрациями. Кстати сказать, хорошие иллюстрации привлекают внимание читателя к книге. Итак, вы готовы к чтению. В добрый путь!

 После прочтения обоих текстов обратиться к таблице и выяснить роль вводных слов в ПС.

 В публицистическом стиле вводные слова:

1Указывают на источник сообщения.

2.Помогают логически связывать темы сообщений между собой.

       3.Делают нашу речь более понятной и демократичной.

1-я группа .Работа с текстом худ. стиля

Выписать вводные слова из текста.

Распечатать

Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, непрерывно мерцая, по направлению Млечного Пути. И, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег Земли… Я ,к сожалению, должен прибавить, что в этом же году Павла не стало.

(По И.С. Тургеневу)

2-я группа Составить диалог о погоде

Делаются выводы о роли вводных слов в этих стилях

Но, к сожалению, в  разговорной речи можно встретить  излишнее и неправильное употребление вводных слов, такое построение предложений с вводными словами – грамматически ошибочно.

Найдите и исправьте ошибки (грамматические ошибки – в построении предложений с вводными словами).

1.Островом, значит, называется суша, со всех сторон окруженная водой.
2.Биссектриса, в общем, это линия, которая делит угол пополам..
3.Наверное, я буду обязательно заниматься плаванием..
4.Конечно, извините за мою бестактность.
5.Александр Иванович был, так сказать, капитаном дальнего плавания.

 

Цифровой диктант

 

Различение вводных слов и омонимичных конструкций

1)      Эта безлунная ночь, казалось, была все так же великолепна, как  прежде.

2)      Весь день бушевал ветер, однако к вечеру утих.

 

3)      Вы не совсем верно понимаете практический свой век.

 

4)      Право, глядя на звезды, мы чувствуем стремительный свой век.

       5) Здесь столько снега, что он, кажется, никогда не растает.

 

6) Вы ,верно, недавно на Кавказе.

 

7) К вечеру ,однако, ветер утих.

       8) Почти напротив его дома простирался огромный пустырь.

        9) Право на образование имеет каждый в нашей стране.

 

С Вв. сл.                                               Без вв. сл      

1 4 5 6 7                                                   2 3 8 9

 

Выводы: 1. Какие синтаксические понятия мы сегодня повторили?

Обращения

Вводные слова

Вводные предложения

                   2. Почему они объединены, по-вашему, в один блок?

Грамматически не связаны с членами предложения, выделяются запятыми, являются осложняющими элементами предложения.

Выполнение теста из 6-ти заданий.

 

Д/з Найти текст научного стиля с употреблением в нем вводных слов и вставных конструкций. Определить их роль в научном стиле.

 

Ключ к тесту

1.а

2.в

3.д

4.б

5.б

6.б                    

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

1. Вводные конструкции, как и обращения, выделяются при произнесении …………………., а на письме …………

 

2. Вставные конструкции, выражающие дополнительные замечания или пояснения, выделяются на письме ………., реже……….

 

3. Вводные слова не являются ………… и имеют различные……….

 

4. Обращение имеет форму ……. падежа и произносится с особой………………… интонацией.

 

5. Обращение может стоять в  …….   в…… и в ……… предложения.

 

 

 

….. много я слышал разных споров о счастье. Счастье, ………, - это богатство, деньги. Но ведь, ……., настоящего счастья, верной дружбы не купить. Если, ….., человек обделил кого-то, отнял у других, они его клянут. И ему, …… , немного не по себе. Совесть, ………, точит. А от совести, ………., никакими деньгами не откупишься. Счастье, ……….., это не только иметь, брать, получать. Счастье, ……., в том, чтобы отдавать, получать, делиться радостью.

 

Слова для справок: говорили некоторые, конечно, скажем, по-моему, несомненно, разумеется, наверно, бесспорно, я думаю…

 

 

 

 

 

Бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, непрерывно мерцая, по направлению Млечного Пути. И, право, глядя на них, вы как будто смутно чувствовали сами стремительный, безостановочный бег Земли… Я ,к сожалению, должен прибавить, что в этом же году Павла не стало.

(По И.С. Тургеневу)

 

1.Островом, значит, называется суша, со всех сторон окруженная водой.
2.Биссектриса, в общем, это линия, которая делит угол пополам..
3.Наверное, я буду обязательно заниматься плаванием..
4.Конечно, извините за мою бестактность.
5.Александр Иванович был, так сказать, капитаном дальнего плавания.

Тест.

1. Вводные слова - это:

А) слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает;

Б) слова, обозначающие того, к кому обращаются с речью.

2.Какое значение имеет вводное слово конечно:

А) порядок мыслей;

Б) различные чувства;

В) большая степень уверенности;

Г) меньшая степень уверенности;

Д) источник сообщения.

3. Найдите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь:

А) к удивлению;

Б) возможно;

В) конечно;

Г) по-моему;

Д) итак.

4. Являются ли вводные слова членами предложения:

А) да;

Б) нет.

5. Найдите предложение, в котором есть вводное слово:

А) Мне кажется, что скоро пойдёт снег.

Б) Кажется, скоро пойдёт снег.

В) Он не такой, каким кажется.

6. Найдите предложение, в котором есть вводное предложение:

А) Пожар в лесу, по словам очевидцев,- страшное зрелище.

Б) Пожар в лесу, как говорят очевидцы,- страшное зрелище.

В) Очевидцы говорят, что пожар в лесу- страшное зрелище.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по теме "Обобщение и систематизация материала по теме: «Обращения и вводные слова и предложения»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер лифтового оборудования

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка представляет собой конспект урока русского языка «Обобщение и систематизация материала по теме: «Обращения и вводные слова и предложения».На данном уроке учащиеся повторят теоретические сведения по указанной теме, закрепят умения не только находить вводные слова в исходном тексте, но и уместно использовать их в собственной речи. В процессе выполнения подобранных заданий также совешенствуются умения обобщать, сравнивать, делать выводы. На уроке предусмотрена индивидуальная, групповая работа, самостоятельная работа.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 403 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве Ларисы Рубальской "Моя душа настроена на осень".
  • Учебник: «Литература (углублённый уровень) (в 2 частях)», Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Капитанова Л.А. и др. /Под ред. Коровина В.И.
  • 07.01.2021
  • 497
  • 4
«Литература (углублённый уровень) (в 2 частях)», Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Капитанова Л.А. и др. /Под ред. Коровина В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.10.2020 712
    • DOCX 55 кбайт
    • 32 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Скальная Елена Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Скальная Елена Борисовна
    Скальная Елена Борисовна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 86965
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 227 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 767 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

72/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 314 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Введение в инвестиции и инвестиционный процесс

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Финансовый риск-менеджмент

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе