Главная / Русский язык и литература / Урок по теме "Назывные предложения"

Урок по теме "Назывные предложения"

Западно-Казахстанская область, Таскалинский район. Учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы имени К.Сатбаева Курмышева Жаннат Ербулатовна

русский язык 8 класс Тема: Виды односоставных предложений. Назывные предложения.

Цели урока:

Образовательные: Ведение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно читать. Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи.

Развивающие: Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.

Воспитательные: осуществить эстетическое воспитание, способствовать развитию творческих способностей уч-ся.

Оборудование: компьютер

Наглядности: презентация, аудиозапись, карточки с заданиями

Виды деятельности на уроке: групповая, индивидуалная

Ход урока: І.Организационный момент

Вид урока-путешествие

Эпиграф урока : «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Ход урока:

Деление на 4 группы «Ужин в ресторане»

Представьте, что вы посетители ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, — прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу? Таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!»

Выбор лидеров групп

І.Организационный момент Разминка « Улыбнитесь»

      - Настроимся на приятную работу. Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня перед выходом из дома смотрелся в зеркало.

  Теперь поднимите, пожалуйста, руку те, кто посмотрелся в зеркало и улыбнулся. Вижу, что не все. Ну что же, кто не смог сделать утром, улыбнёмся сейчас вместе. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Спасибо.

Теперь вы готовы к работе.

II. Посмотрите на доску, там записан эпиграф к нашему уроку. «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

Давайте сегодня урок мы проведем под этим девизом. Наша цель на уроке – познакомится с назывными предложениями, их значением и сферой употребления

-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас урок- восхождение на гору.

Наш урок будут сопровождать произведения литературы, музыки.

3. Подготовка к восприятию новой темы

На свете много разных горных вершин, но мы с вами будем покорять вершину горы “Знание”. Но прежде чем отправиться на восхождение, нам необходимо проверить снаряжение.

Проверка Д/З Игра «Похлопаем-потопаем»

Учащиеся читают предложения . В случае правильного ответа задача детей – похлопать в ладоши, если же ответ неверный – потопать ножками.

Найдите «3-е лишнее» предложение: задание каждой группе


Оценивание самого себя

  1. Весна наступила. Идёт дождь. Оттепель. (Лишнее последнее предложение, так как оно односоставное, а остальные – двусоставные.)

  2. Осень пришла. Уже пожелтели стройные берёзки. Притих лес.(Лишнее второе предложение, так как оно распространённое, а остальные нераспространённые.)

  3. Рассвет. Туман. В тумане падают листья. (Лишнее последнее предложение, так как оно двусоставное и распространённое, а остальные предложения односоставные и нераспространённые.)

  4. Зимний лес. Наступила холодная зима. Волшебная зима. ( лишнее второе предложение , так как оно двусоставное)

- Как называются такие предложения: Оттепель. Рассвет. Зимний лес. Волшебная зима. Туман. (Односоставные)

4.Можем ли мы отправляться в путь? Да, если назовём, какие новые знания мы сегодня получим. Наша цель на уроке- познакомиться с назывными предложениями, их значением и сферой употребления. Об этом мы с вами узнаем из следующего выступления.


1.Выступление назывного предложения .

Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Уральск», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Столовая», «Остановка автобуса» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Юбилейная», «Механический завод», «Пединститут» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон. Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями.

Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!

Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.

Задание всему классу

Наша цель на уроке- познакомиться с назывными предложениями, их значением и сферой употребления. Нам необходимо получить билет-разрешение для восхождения на высоту горы «Знание», запишем в тетради отрывок из стихотворения А.А.Фета «Шёпот, робкое дыханье...» Выделите грамматические основы, проведите лексический разбор слов, дайте характеристику предложениям.

Лидер оценивает

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучах пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря...


Янтарь — окаменевшая Живи́ца — смолистая густая масса, выделяющаяся из разрезов на хвойных деревьях.  древнейших хвойных деревьев, обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине, приборостроении.

Пурпур — тёмный или ярко-красный цвет.

Лобзание — целование, поцелуй.

Какова особенность этого стихотворения?

А. А. Фет, смог построить целое стихотворение только из назывных предложений.

Л.Н. Толстой сказал о нем так: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Сегодня на уроке мы говорим о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта. В основном используются в художественной литературе, поэзии и прозе, в газетных и журнальных очерках и статьях. С их помощью писатели, журналисты обычно в начале своих произведений лаконично и точно рисуют время, место действия; обстановку, пейзаж.


5. Вашему вниманию предоставляются аудиозаписи

1.Песня: “Зима. Холода.” в исп. А. Губина,

2.“Хочу у зеркала” в исполнении А. Пугачевой 

3. Стихотворение А.Блока « Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…»

Задание: Выписать назывные предложения.

Группы читают выписанные предложения

6. У нас есть билет-разрешение, погода хорошая. Идём на вершину горы “Знание”.

Первая высота. “Снежная лавина”. Запишите назывное предложение, выраженное:


а).Только именем существительным.

Зима.


б).Существительным с прилагательным.

Поздний вечер.


в).Существительным с причастием.

Смеющиеся лица.

г).Существительным с числительным.

Девять часов.

д).Существительным с частицами вот, вон.

Вот мельница.


е).Существительным с другим существительным.

Начало января.


ё).Существительным с наречием.

Спуск вниз.


ж).Фразеологизмом.

Буря в стакане воды.

Ответы групп


7. Вторая высота. “Ледяная трещина”. Отгадайте загадки.

Найдите в них односоставные предложения. Ответом служит назывное односоставное предложение.


а).Скоро ест, мелко жуёт,

Сама не глотает, другим не даёт.

(ПИЛА)


б).Стоят вместе, ходят врозь.

(НОГИ)


в). Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто.

(БАРАБАН)


г).Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил.

(ДОЖДЬ)


8. Третья высота. “Камнепад”.Лидеры групп оценивают


Распределите предложения на 2 группы. Запишите, выделяя грамматические основы:


Односоставные предложения

Двусоставные предложения

2,3,4,5,7,9,10

1,6,8


1.Снег белеет кругом по колено.

2. Так морозно, светло и бело!..

3. Снегом пушистым лёд замело.

4. Встаю на лыжи и бегу к ближайшему лесочку.

5. Любишь кататься, люби и саночки возить.

6. Зимний воздух был тих и звучен.

7. В домах зимними вечерами зажигают огни.

8. Ночь светла, мороз сияет.

9.Любуемся чудесной картиной зимней природы.

10.Какой сильный мороз!


9. Нами преодолены все вершины, и вот мы на горе “Знание”.

Посмотрим вниз и попрощаемся с осенней природой: ведь совсем скоро наступит зима.

Найти назывные предложения. Выделить грамматическую основу.

Град. Иней. Туманы и росы. Изморозь, белой солью лежащая по утрам на траве. Вот и зимний узор на окнах… Красота.

( В.Песков – журналист. Из статьи «Средняя полоса России»)

Синтаксический разбор предложения Чистые стены, обитые лесом. (повест., невосклиц., простое, односост., назывное, распр., осложнено причастным оборотом)

Подведение итогов урока

1. Блиц-опрос взаимопроверка

Назывные – односоставные предложения? (Да).

Назывные – двусоставные предложения? (Нет).

Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).

Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).

Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).



9. Домашнее ЗАДАНИЕ:1-2группы: напишите на одну из предложенных тем рассказ, состоящий из возможно большего числа назывных (в том числе и распространённых) предложений.

  • На дискотеке.

  • На перемене.

3-4 группы - из поэзии Некрасова, Фета, Есенина выписать 3–4 односоставных назывных предложений.


Решение проблемного вопроса

Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).

И я предлагаю вам слово. Опишите свои чувства, которые испытываете, используя в речи односоставные предложения.

Учащиеся. Радостно. Легко. Весело. Прекрасное настроение.

Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия»


Оцените себя

+ хорошо работал
+ – был пассивным
– плохо работал


И мы предлагаем вам слово. Опишите свои чувства, которые испытываете, используя в речи односоставные предложения.

Учащиеся. Радостно. Легко. Весело. Прекрасное настроение.





Урок по теме "Назывные предложения"
  • Русский язык и литература
Описание:

Цели урока:

Образовательные: Ведение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно читать. Закрепление умения использовать односоставные предложения в речи.

Развивающие: Обеспечить развитие самостоятельности при выполнении заданий.

Воспитательные: осуществить эстетическое воспитание, способствовать развитию творческих способностей уч-ся.

Автор Курмышева Жаннат Ербулатовна
Дата добавления 08.03.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 252
Номер материала MA-065451
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓