Тема: Прядение и ткачество.
Тип урока: получение
новых знаний.
Форма: рассказ, беседа.
Цели:
- Познакомить учащихся с понятиями: прядение,
ткачество, пряжа, ткань, переплетение нитей.
- Научить различать нить основы и утка.
- Развивать память, мышление, воображение.
- Воспитать интерес к изучению предмета
технология.
Структура урока.
Этапы работы
|
Содержание работы
|
Материально-техническая
база
|
Организационно-подготовительный
|
Приветствие, проверка явки учащихся.
Активизация учащихся.
Формулировка темы и целей.
Постановка учебной задачи.
|
|
Формирование новых знаний
|
Теоретические сведения.
|
Презентация, пособия с тканями
|
Применение знаний
|
Практическая работа «Изготовление макета полотняного
переплетения»
|
Учебник, тетрадь, цветная бумага, клей, ножницы.
|
Контроль и рефлексия.
|
Ответы на вопросы
|
Презентация
|
Подведение итогов.
|
Домашнее задание.
|
|
ХОД УРОКА
1. Сообщение учителя. Сегодня
на уроке мы продолжаем изучать раздел «Материаловедение». Тема урока «прядение
и ткачество». Сегодня вы познакомитесь с процессами прядения и ткачества,
научитесь определять нити основы и утка. Так же новым для вас будет такое
понятие: переплетение нитей, и самое простое – полотняное.
Пряжа – скрученная нить из
любого сырья. Предназначена для производства тканей, трикотажа, швейных ниток.
(Слайд 2)
Прядение – процесс получения из волокнистой массы пряжи. Цель прядения
– получение равномерной по толщине пряжи. (Слайд 3)
Раньше процесс прядения занимал много времени, потому что выполнялся вручную.
Делали это с помощью веретена или прялки. (Слайд 4).
Ткань – материал, который изготавливается на ткацком станке путем
переплетения пряжи (Слайд 5)
Ткачество – процесс получения ткани из пряжи. (Слайд 6)
Ручные станки для ткачества могут быть горизонтальные и вертикальные. (Слайд 7)
На фабриках стоят станки, в которые заправляют нитки, а он сам ткет ткань.
(Слайд 8)
Ткань состоит из нитей основы (долевые) и утка (поперечные)
Основные нити длинные, прочные, не тянутся, проходят вдоль кромки
Уточные нити короткие, тянутся, проходят поперёк ткани. (Слайд 9)
Следующее понятие – ткацкое переплетение. Это переплетение нитей
основы и утка. Самое простое переплетение – полотняное, в нём одна нить
основы переплетается с одной нитью утка. (Слайд 10)
2. Применение знаний
Практическая работа «Изготовление макета полотняного
переплетения»
Выполнение работы по инструкционным картам на стр.13 учебника.
3. Контроль и рефлексия
– Что такое пряжа? (Тонкая нить, выработанная из коротких
волокон)
– Пряжа получается в процессе… (Прядения)
– Что такое ткань? (Материал, полученный путем переплетения нитей)
– Вдоль кромки проходят нити… (Основы)
– Поперек ткани проходят нити… (Утка)
– Ткацкое переплетение – это… (Переплетение нитей основы и утка)
(Слайд 11)
4. Подведение итогов
– На сегодняшнем занятии
вы познакомились с новыми понятиями: прядение, ткачество, переплетение нитей,
основа, уток. Попробовали «сделать» ткань.
5. Домашнее задание: Доделать
макет полотняного переплетения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.