Инфоурок Литература КонспектыУрок по русской словесности для 6 класса "Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Урок по русской словесности для 6 класса "Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Скачать материал

Тема: Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Класс: 6

Тип урока: обобщение знаний.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Межпредметная связь: музыка, искусство

Цель урока: формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий с привлечением текста повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Задачи урока:

1)выявить нравственные проблемы повести; осмыслить понятие «нравственность»; совершенствовать осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

2) развивать: смысловое чтение; умение извлекать необходимую информацию из прочитанного текста; способность эмоционального восприятия произведения; формировать умение понять и оценить поступки героев.

3) воспитывать любовь к родителям; уважительное отношение к человеку; стремление учитывать позиции других людей, партнеров по деятельности; умение слушать и вступать в диалог.

Оборудование урока: текст повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», раздаточный материал, тетрадь, маркеры, интерактивная доска, произведение Мусоргского «Слеза», репродукции картин «Возвращение блудного сына», «Дуня на могиле отца», рейтинговый лист, карточки с оценкой урока, фотографии родителей учащихся.

               Ход урока.

Этапы урока

           Деятельность учащихся и учителя

1.Психологический настрой.

- Прежде чем начать работу, возьмите по звездочке, которые находятся у вас на парте, напишите на ней своё имя, зажмите в руке и загадайте желание. И пусть эта звездочка станет для вас путеводной нам уроке и принесет вам удачу.

2.Вхождение в тему

- Тема нашего урока «Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

- Посмотрите на тему урока и найдите ключевое слово.

(ответы учащихся)

- Прочитайте эпиграф к уроку.

       Не вернуться. Живём по-другому.

       Не округла, как прежде, Земля.

       Разрушение отчего дома –

       Как сожжение корабля.

                   А.Городецкий

- Как вы понимает эти слова?

        ( ответы учащихся)

- Наша жизнь подчиняется определенным законам. Есть научные законы: физики, математики… Есть законы жизни, нравственные законы. Что есть добро, что есть зло? Кого надо любить, кого ненавидеть. Как жить среди людей? Без знания этих законов человеку сложно разобраться в жизни, можно совершить ошибку.

- Нами прочитана повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Закрыта последняя страница.

- Какое впечатление произвела она на вас ?

 

Работа с музыкальным произведением.

- А сейчас послушайте музыкальное произведение Мусоргского «Слеза»

- Что вы представили, слушая эту музыку?

- Какие эпизоды из повести вспомнили?

 

- Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным.

 

3. Формирование ожиданий учеников.

 

Работа в группах.

- Каждая группа составляет кластер к слову «нравственность».

 (заслушивание групп)

- Сравните свое понимание слова «нравственность» с определением в толковом словаре.

(работа со словарем)

 

4. Реализация

- Давайте вспомним, с какими героями мы встречаемся в повести, чьё поведение оцениваем?

(Самсон Вырин, Минский, Дуня)

 

Работа в группах.

- У вас на столах лежат вопросы, на которые вы в течение 7-10 мин. Должны подготовить ответы, опираясь на текст повести.

 

Группа №1 (Самсон Вырин)

1) Найдите в тексте два описания  героя, прочитайте и ответьте на вопросы: Что изменилось в портрете? Чем вызваны перемены в описании героя?

2) Пробовал ли Вырин вернуть Дуню? Получилось ли это у него?

3) Почему Самсон спился и умер, ведь он видел, как хорошо живёт его дочь в доме Минского?

4) Какие чувства вызывает у вас этот человек?

 

Группа № 2 (Дуня)

1)С лёгкостью или болью покидает Дуня родительский дом? Докажите примерами из текста.

2) Был ли выбор у Дуни? Могла ли она поступить по-другому по отношению к отцу? Как?

3) Где у Пушкина есть подтверждение тому, что Дуня бесхарактерна, что она не имеет никаких представлений о добре?

4) Есть ли вина Дуни, что её отец так рано ушёл из жизни?

5) Посетила ли Дуня могилу отца?

 

Группа № 3 (Минский)

1)Какое впечатление на вас произвела встреча с этим человеком? Понравился ли он?

2) Расскажите, как Минский увозит Дуню из родительского дома. Какое качество характера его здесь проявляется?

3) Найдите в тексте эпизод встречи Самсона Вырина и минского в Петербурге. Как можно охарактеризовать поступок Минского? Почему он не дал возможности встретиться родным людям?

4) Какие чувства вызывает Минский? Так ли он плох?

5) Что показал Пушкин через взаимоотношение Вырина и Минского?

(социальное неравенство, судьба «маленького человека»)

 

Заслушивание групп.

 

Работа с репродукциями картин.

- Обратите внимание на репродукцию картин «Возвращение блудного сына» разных художников.

- Какие чувства вызывают картины?

- Сравните картину «Возвращение блудного сына» и репродукцию картины А.Венециана «Дуня на могиле отца».

- Что общего и в чём разница в изображении героев?

 

Проработка содержания темы.

 Беседа.

- Как бы вы раскрыли смысл заповеди: «Почитай отца и мать твою»?

- Как её можно соотнести с повестью «Станционный смотритель»?

 

 

5. Рефлексия

- Сегодня мы говорили о  героях повести  А.С.Пушкина «Станционный смотритель» . Ещё раз обратимся к эпиграфу нашего урока.

- К какому герою повести более всего подходят слова из стихотворения А.Городницкого: «Разрушение отчего дома – как сожжение корабля»?

- О каких нравственных проблемах в повести мы говорили на уроке?

( об взаимоотношении отцов и детей; об ответственности за свои поступки; о счастье и любви)

- Актуальны ли эти проблемы в наше время?

- А сейчас каждый из вас попробует показать личное отношение к сегодняшней проблеме урока.

Свободное письмо по теме « Как должны относиться дети к своим родителям?»

( заслушивание ответов)

- Недалеко от петербурга на станции Выра был создан музей литературного героя «Дом станционного смотрителя». Как вы думаете, с какой целью он был создан?

 

- Пусть ваши раскаяния будут всегда вовремя. Я не случайно попросила вас принести фотографии ваших родителей. Хотелось, чтобы они были участниками нашего разговора. Хотелось, чтобы глаза ваших родителей вдохновляли вас.

6. Оценивание

Выставляют оценки в рейтинговом листе. (самооценка)

7. Домашнее задание

1)  Представьте себе, что от вас зависит будущее счастье Дуни и её отца. Напишите письмо Дуне, подскажите, как исправить её ошибки.

2) Насовать иллюстрацию к повести.

8. Оценка урока учащимися.

У каждого на парте стикеры (желтые, синие, красные). Уходя из кабинета, выберите любую и прикрепите на доску.

Значение стикеров.

Жёлтый – я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, с пользой и хорошо поработал на уроке. Я понял всё, что говорилось на уроке.

Синий – урок был интересен, я принимал активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня. Я достаточно отвечал, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке хорошо.

Красный – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно.

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок по русской словесности для 6 класса "Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инженер по обслуживанию многоквартирного дома

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

При отборе содержания урока руководствовалась, прежде всего, требованиями стандарта. Урок состоит из 3-х основных этапов. Цель первого этапа: включить детей в активную деятельность, пробудить интерес к обсуждаемой теме (психологический настрой, работа с эпиграфом урока, прослушивание музыки Мусоргского "Слеза", Цель второго этапа: осмысление изучаемой темы (составление кластера, работа в группах, работа с репродукциями картин). Цель третьего этапа: создание собственной позиции, выражение своего отношения к обсуждаемой проблеме (работа с эпиграфом, свободное письмо)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 054 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 27.04.2020 71
    • DOCX 22.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем МОНЕВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    МОНЕВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА
    МОНЕВА ОКСАНА НИКОЛАЕВНА
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 85364
    • Всего материалов: 190

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 41 региона

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 49 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 236 человек из 59 регионов

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 114 человек из 52 регионов

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе