Главная / Русский язык и литература / Урок по русской словесности для 6 класса "Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Урок по русской словесности для 6 класса "Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Тема: Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

Класс: 6

Тип урока: обобщение знаний.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Межпредметная связь: музыка, искусство

Цель урока: формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий с привлечением текста повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Задачи урока:

1)выявить нравственные проблемы повести; осмыслить понятие «нравственность»; совершенствовать осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

2) развивать: смысловое чтение; умение извлекать необходимую информацию из прочитанного текста; способность эмоционального восприятия произведения; формировать умение понять и оценить поступки героев.

3) воспитывать любовь к родителям; уважительное отношение к человеку; стремление учитывать позиции других людей, партнеров по деятельности; умение слушать и вступать в диалог.

Оборудование урока: текст повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель», раздаточный материал, тетрадь, маркеры, интерактивная доска, произведение Мусоргского «Слеза», репродукции картин «Возвращение блудного сына», «Дуня на могиле отца», рейтинговый лист, карточки с оценкой урока, фотографии родителей учащихся.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учащихся и учителя

1.Психологический настрой.

- Прежде чем начать работу, возьмите по звездочке, которые находятся у вас на парте, напишите на ней своё имя, зажмите в руке и загадайте желание. И пусть эта звездочка станет для вас путеводной нам уроке и принесет вам удачу.

2.Вхождение в тему

- Тема нашего урока «Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

- Посмотрите на тему урока и найдите ключевое слово.

(ответы учащихся)

- Прочитайте эпиграф к уроку.

Не вернуться. Живём по-другому.

Не округла, как прежде, Земля.

Разрушение отчего дома –

Как сожжение корабля.

А.Городецкий

- Как вы понимает эти слова?

( ответы учащихся)

- Наша жизнь подчиняется определенным законам. Есть научные законы: физики, математики… Есть законы жизни, нравственные законы. Что есть добро, что есть зло? Кого надо любить, кого ненавидеть. Как жить среди людей? Без знания этих законов человеку сложно разобраться в жизни, можно совершить ошибку.

- Нами прочитана повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Закрыта последняя страница.

- Какое впечатление произвела она на вас ?



Работа с музыкальным произведением.

- А сейчас послушайте музыкальное произведение Мусоргского «Слеза»

- Что вы представили, слушая эту музыку?

- Какие эпизоды из повести вспомнили?



- Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным.


3. Формирование ожиданий учеников.



Работа в группах.

- Каждая группа составляет кластер к слову «нравственность».

(заслушивание групп)

- Сравните свое понимание слова «нравственность» с определением в толковом словаре.

(работа со словарем)


4. Реализация

- Давайте вспомним, с какими героями мы встречаемся в повести, чьё поведение оцениваем?

(Самсон Вырин, Минский, Дуня)



Работа в группах.

- У вас на столах лежат вопросы, на которые вы в течение 7-10 мин. Должны подготовить ответы, опираясь на текст повести.



Группа №1 (Самсон Вырин)

1) Найдите в тексте два описания героя, прочитайте и ответьте на вопросы: Что изменилось в портрете? Чем вызваны перемены в описании героя?

2) Пробовал ли Вырин вернуть Дуню? Получилось ли это у него?

3) Почему Самсон спился и умер, ведь он видел, как хорошо живёт его дочь в доме Минского?

4) Какие чувства вызывает у вас этот человек?



Группа № 2 (Дуня)

1)С лёгкостью или болью покидает Дуня родительский дом? Докажите примерами из текста.

2) Был ли выбор у Дуни? Могла ли она поступить по-другому по отношению к отцу? Как?

3) Где у Пушкина есть подтверждение тому, что Дуня бесхарактерна, что она не имеет никаких представлений о добре?

4) Есть ли вина Дуни, что её отец так рано ушёл из жизни?

5) Посетила ли Дуня могилу отца?



Группа № 3 (Минский)

1)Какое впечатление на вас произвела встреча с этим человеком? Понравился ли он?

2) Расскажите, как Минский увозит Дуню из родительского дома. Какое качество характера его здесь проявляется?

3) Найдите в тексте эпизод встречи Самсона Вырина и минского в Петербурге. Как можно охарактеризовать поступок Минского? Почему он не дал возможности встретиться родным людям?

4) Какие чувства вызывает Минский? Так ли он плох?

5) Что показал Пушкин через взаимоотношение Вырина и Минского?

(социальное неравенство, судьба «маленького человека»)



Заслушивание групп.



Работа с репродукциями картин.

- Обратите внимание на репродукцию картин «Возвращение блудного сына» разных художников.

- Какие чувства вызывают картины?

- Сравните картину «Возвращение блудного сына» и репродукцию картины А.Венециана «Дуня на могиле отца».

- Что общего и в чём разница в изображении героев?



Проработка содержания темы.

Беседа.

- Как бы вы раскрыли смысл заповеди: «Почитай отца и мать твою»?

- Как её можно соотнести с повестью «Станционный смотритель»?




5. Рефлексия

- Сегодня мы говорили о героях повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» . Ещё раз обратимся к эпиграфу нашего урока.

- К какому герою повести более всего подходят слова из стихотворения А.Городницкого: «Разрушение отчего дома – как сожжение корабля»?

- О каких нравственных проблемах в повести мы говорили на уроке?

( об взаимоотношении отцов и детей; об ответственности за свои поступки; о счастье и любви)

- Актуальны ли эти проблемы в наше время?

- А сейчас каждый из вас попробует показать личное отношение к сегодняшней проблеме урока.

Свободное письмо по теме « Как должны относиться дети к своим родителям?»

( заслушивание ответов)

- Недалеко от петербурга на станции Выра был создан музей литературного героя «Дом станционного смотрителя». Как вы думаете, с какой целью он был создан?



- Пусть ваши раскаяния будут всегда вовремя. Я не случайно попросила вас принести фотографии ваших родителей. Хотелось, чтобы они были участниками нашего разговора. Хотелось, чтобы глаза ваших родителей вдохновляли вас.

6. Оценивание

Выставляют оценки в рейтинговом листе. (самооценка)

7. Домашнее задание

1) Представьте себе, что от вас зависит будущее счастье Дуни и её отца. Напишите письмо Дуне, подскажите, как исправить её ошибки.

2) Насовать иллюстрацию к повести.

8. Оценка урока учащимися.

У каждого на парте стикеры (желтые, синие, красные). Уходя из кабинета, выберите любую и прикрепите на доску.

Значение стикеров.

Жёлтый – я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, с пользой и хорошо поработал на уроке. Я понял всё, что говорилось на уроке.

Синий – урок был интересен, я принимал активное участие, урок был в определенной степени полезен для меня. Я достаточно отвечал, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке хорошо.

Красный – пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чем идет речь, мне это не очень нужно.







Урок по русской словесности для 6 класса "Нравственные проблемы повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
  • Русский язык и литература
Описание:

При отборе содержания урока руководствовалась, прежде всего, требованиями стандарта. Урок состоит из 3-х основных этапов.

Цель первого этапа: включить детей в активную деятельность, пробудить интерес к обсуждаемой теме (психологический настрой, работа с эпиграфом урока, прослушивание музыки Мусоргского "Слеза",

Цель второго этапа: осмысление изучаемой темы (составление кластера, работа в группах, работа с репродукциями картин).

Цель третьего этапа: создание собственной позиции, выражение своего отношения к обсуждаемой проблеме (работа с эпиграфом, свободное письмо)

Автор Бедрина Марина Геннадьевна
Дата добавления 15.01.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 273
Номер материала MA-063819
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓