Класс: 5
Учитель: Бедрина Марина Геннадьевна
Тема: Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди»
Цели:
- Создать условия для продолжения
знакомства с произведением Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди»;
- создать условия для развития
внимательности, памяти, умения работать с художественным текстом; расширение и
обогащение словарного запаса обучающихся;
- воспитание интереса к предмету и таких
качеств характера, как трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: учебник, цветные
карандаши, листочки, иллюстрации к сказке, портрет автора, алгоритм написания
5-стишья, цветограммы.
Метод:
частично-поисковый, творческий.
Форма: работа в группах,
фронтальная, индивидуальная.
Ход урока.
Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые
гости. Давайте мы с вами пожелаем себе удачи и хорошей работы, а гостям нашим
приятного времяпровождения.
Я сегодня молодец.
На уроке удалец.
Спинку ровненько держу.
Всё я знаю, всё скажу.
- Итак, за работу!
Мотивационный этап (фронтальная работа)
- Любите ли вы читать сказки?
- На какие группы можно поделить сказки? (народные
и литературно-авторские)
- А какие группы вы ещё можете назвать? (волшебные,
бытовые, о животных)
- Над каким произведением мы работаем
сейчас?
- А кто её написал?
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство
с данным произведением, будем развивать умение работать с художественным
текстом.
Тест. Сейчас вы
проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа
(работа индивидуальная в рабочих тетрадях)
1.В какой стране жил великий сказочник?
1)Швеция; 2) Германия; 3) Дания.
2.В каком возрасте мальчик научился
читать?
1)в 4 года; 2) в 7 лет;
3) в 9 лет.
3.Где учился Андерсен?
1)в лицее; 2) в пансионе; 3) в
школе для бедных.
4.Какое произведение не принадлежит перу
Г.Х.Андерсена?
1) «Гадкий утёнок»; 2) «Золотой
гусь»; 3) «Снежная королева».
5.Как объявлен день рождения Андерсена, 2
апреля?
1) Международным женским днем;
2) Международным днем детской книги;
3) Днём Святого Валентина.
- Давайте проверим ваши ответы. (3, 1, 3,
2, 2)
- Какое получилось число? (пятизначное –
31.322)
- Найдите сумму выбранных ответов и
узнайте, в каком возрасте Андерсен остался без отца и стал зарабатывать на
жизнь. ( в 11 лет)
Операционный этап.
- Сегодня мы работаем в группах. В конце
урока лидер группы должен оценить самых активных в работе. Остальные будут
оценивать себя самостоятельно в рейтинговых листах.
Работа в группах.
1 задание: Ответьте
на вопросы. ( подготовка 5 минут)
Цель: знание текста,
теории литературы
1 группа:
- Какими представляет автор принцев и
Элизу в начале сказки? Перескажите этот отрывок.
- Как в литературе называется такое
вступление? (экспозиция)
- Дайте определение термину ЭКСПОЗИЦИЯ.
2 группа.
- Что следует за экспозицией? Дайте
определение этому термину.
- Расскажите о блуждании Элизы по лесу.
- Кто из братьев поведал сестре о своей
печальной участи? Как в литературе называется речь одного человека?
3 группа:
- Как называется момент наивысшего
напряжения в произведении?(кульминация)
- Кто помогал Элизе в снятии чар с
братьев? Перескажите это эпизод.
- Сколько раз фея Фата – Моргана
приходила на помощь? (2)
4 группа:
- Что называется развязкой?
- Почему у самого младшего принца осталось
лебединое крыло? Перескажите этот эпизод.
- Что произошло с поленьями в костре, на
котором хотели сжечь Элизу?
Заслушивание групп.
2 задание:
Цель: расширение
словарного запаса учащихся.
- В тексте встретились непонятные слова,
дайте им толкование. ( какая группа быстрее)
1)хижина - …
4) холст - …
2) минуло - …
5) утёс - …
3) чары - … 6)
епископ - …
3 задание:
Цель: уметь
восстанавливать события текста в хронологии.
- Давайте вспомним содержание
прочитанного, расставьте иллюстрации в хронологическом порядке и дайте краткий
комментарий, что изображено на рисунке.
( от каждой группы один учащийся выполняет
у доски; каждому по 3 иллюстрации)
Заслушивание ответов.
Физминутка.
- Закройте глаза, досчитайте до 5 и
представьте себя птицами. Теперь откройте глаза и выполните упражнения.
Вот и утро! Хватит спать! (одна рука
вверху, махи руками)
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Крылья в сторону разводим,
И лопатки вместе сводим.
Вправо-влево наклонились,
И вперед назад прогнулись,
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады
Приступать к работе надо.
4 задание: (5-7
минут)
Свободное письмо. (для всех команд)
Цель: уметь высказывать
свои суждения.
- Каждый пишет индивидуально, затем
обсуждаете в группе, выбираете лучшее, озвучиваете лучшее.
«Добро, Истина и Красота побеждают» -
говорил Андерсен. А как вы считаете? Какие человеческие качества помогли Элизе
спасти своих братьев?
Заслушивание групп.
5 задание:
- У каждого на парте есть небольшие
листочки (половинка А-4)
- На этих листочках работаем так: я
называю вам героя, а вы записываете, какие человеческие качества приходят на
ум, услышав это имя. (работа индивидуальная)
1 группа: Элиза
2 группа: Королева
3 группа: Фата –Моргана
4 группа: Архиепископ
Заслушивание групп.
(Если есть время, обсудите свои ответы и,
используя цветограмму, нарисуйте душу своего героя)
Рефлексия.
- На кого из героев сказки «Дикие лебеди»
вы бы хотели быть похожими? Почему?
- Мы поработали сегодня плодотворно, и
чтобы подвести итог, я предлагаю вам написать 5-стишье (герой по выбору).
Каждый работает в тетради.
- При заслушивании, первая строка не
читается, а по описанию остальные учащиеся должны отгадать, о ком речь.
Оценивание.
- Лидеры отмечают самых активных,
остальные в рейтинговом листе сами ставят себе оценку.
Домашнее задание.
- В начале урока вы сказали, что есть
народные и литературные сказки. На следующем уроке мы с вами будем сравнивать
сказку Андерсена с немецкой народной сказкой «Шесть лебедей». Дома вы должны
1)прочитать сказку в хрестоматии «Шесть
лебедей»
2) нарисовать обложку к сказке
Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.