Главная / Русский язык и литература / Урок по русской литературе "Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве А.П.Чехова." (10 класс)

Урок по русской литературе "Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве А.П.Чехова." (10 класс)

ВКО, город Семей, КГУ «Средняя общеобразовательная школа №15»

учитель русского языка и литературы

Чутченко Елена Михайловна



Урок по русской литературе

10 класс

Тема: Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве А.П.Чехова.

Возможность неоднозначных интерпритаций сюжетных развязок и образов (Рассказ «Ионыч»).

Желание служить благу должно непременно

быть потребностью души, условием личного счастья…

А.П.Чехов.

Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения

личности в рассказе.

Метод: беседа в сочетании с эвристическим методом, элементы лингвостилистического

анализа.

Оборудование: интерактивная доска, слайды по теме урока, книги с худ-м текстом,

тетради, маркеры, бумага, стикеры.

Ход урока:

I.Организационный момент.

(Звучит фоновая музыка)

Психологическая установка на урок:

- У нас сегодня на уроке будут работать 3 группы учащихся, каждая из которых придумала себе название ( «Читатели». «Литературоведы» и «Литературные критики»).

- Для того, чтобы нам психологически настроиться на урок, пусть каждая группа выскажет своим товарищам и всем присутствующим свои пожелания

( 1.Желаем, чтобы всем сегодня было интересно и все любили читать А.П.Чехова.

2. Мы очень сильно волнуемся и поэтому желаем всем доброго к нам отношения и взаимопонимания.

3. А мы желаем узнать на уроке новое и полезное для всех.

Вопрос:

-Для чего нам необходимы уроки литературы, чему они нас учат?

II. Вступительное слово учителя:

-Сегодня мы продолжаем работать над творчеством А.П.Чехова.

(Сообщение темы и цели урока).

Фронтальный опрос:

1) -Дайте авторскую характеристику героев в рассказах А.П.Чехова

(Герой Чехова –человек 80-х годов 19 века. Этот человек совсем не похож на Базарова, Раскольникова, Пьера Безухова и Андрея Болконского. Он измельчал).

2). –Назовите основные темы тв-ва А.П.Чехова

(Безличная вина и молчаливая трагедия униженных обыденностью человеческих жизней.)

3)Назовите основной прием чеховской поэтики

(Мастер художественной детали).

4) Основной и самый знаменитый афоризм Чехова?

(Краткость - сестра таланта!)

III Работа над домашним задание.

-Вы должны были дома прочитать самостоятельно рассказ А.П.Чехова «Ионыч».

-Расскажите об истории создания данного рассказа

(Выступление учеников).

-Каждая группа должна была подготовить ответы на следующие вопросы6

1. – Какова центральная тема рассказа?

(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека).

2. – Какова основная идея произведения?

( Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)

3. – Какова композиция рассказа?

(Композиция рассказа кажется простой – в рассказе 5 глав, имеющих свою микротему, эти микротемы раскрываются повторением художественных деталей).

IV. Работа над текстом 1 главы

- Давайте откроем книги и прочитаем самую первую строку рассказа.

(Чтение учащимися).

Вопрос:

-Какое это предложение по своей структуре, строению? (СПП с придаточным изъяснительным, где на первом месте находится не главное, а придаточное предложение.)

- Так писать сложные предложения – это чеховская манера. Как выдумаете, с какой целью он так писал?( Чтобы заострить внимание читателя на нужной проблеме - в частности усилить акцент на то, как скучно было в этом городе)

1. - Что мы узнаем из1-ой главы о главном герое? ( Старцев - молодой начинающий талантливый врач, беден, не имеет своих лошадей, любит ходить пешком, любит размышлять при ходьбе, красив, здоров).

- Что вы скажете о семье Туркиных, на вечер к которым был приглашен Старцев? В чем особенность главы семьи Ивана Петровича? (Использует давно изученные шутки и анекдоты, у которого «… смеются одни глаза»)

- В чем особенность Веры Иосифовны? ( Пишет пустые никчемные романы, о том, чего не может быть в жизни… Никто в них не вникает, все слушают только ради приличия и ради ожидавшего их вкусного ужина..)

- Что вы можете сказать об их дочери, Екатерине Ивановне? Давайте прочитаем то место, где описывается ее игра на рояле. ( Чтение отрывка) – Как она играет?(Бездарно, шумно…)

Вывод: в самой приятной семье люди бездарные, ничем не отличающиеся от других жителей. Старцев идет на компромисс с самим собой, соглашаясь с мнением других…

V Работа над 2 главой

- Во 2-ой главе между событиями проходит 1 год.

Время - важная художественная деталь в рассказе.

- Каким мы видим Старцева? (Пополнел, имеет уже своих лошадей, кучера)

- Как и многие писатели, Чехов испытывает своего героя любовью.

Во 2 –ой главе мы видим ухаживания Старцева за Екатериной Ивановной - Котиком.

Ему нравится то, что она читает. - А что привлекает ее в чтении? (Не глубизна произведения, а смешные имена и фамилии авторов и героев)

Внутренний голос говорит ему: « Остановись! Пара ли она тебе? Тебе необходимо работать, а она избалована, разнежена, капризна), но он к себе не прислушивается.

_ Скажите, где назначает Старцеву свидание Котик? Как это ее характеризует?

- О чем думает Старцев на кладбище? (Быстротечность жизни… о женщинах, которых некогда любили…)

VI Работа над 3 главой.

В 3 главе мы становимся свидетелями неудачного предложения руки сердца Старцева Котику.

О чем он думает, ожидая ее в приемной? ( «Дадут немало приданого, работу придется оставить, заведем обстановку….»)

Посещают мысли о наживе

После отказа быстро успокоился – неглубокие чувства к возлюбленной…

VII Работа над 4 главой..

Прошло 4 года…

У Старцева большая практика в городе, имеет несколько пар выездных лошадей, свой дом, располнел…

Вечерами играет в карты, пешком не ходит, любит считать деньги, складывает их на свой счет…

Приглашен снова к Туркиным, встреча с Екатериной Ивановной, где она сама начинает оказывать ему внимание и признается ему в своих чувствах, уверяет его, что она больше не заблуждается на счет того, что она великая пианистка ит.д.

Но ответа в душе Старцева она не находит…

-О чем это говорит? (Душа Старцева очерствела)

VIII Работа над 5 главой.

- Каким мы видим Старцева в последней 5 главе? ( Чтение отрывка учащимися)

IX Работа в группах:

- Для того, чтобы мы могли прийти к выводу, как Старцев превратился в Ионыча, проведем работу в группах.1 группа работает над выявлением качеств характера Старцева, 2-я группа над образом Ионыча, а 3 работает над недостатками в характере которые привели от Старцева к Ионычу.

Старцев Ионыч

молодой толстый

талантливый врач малоподвижный

беден бесцеремонный

любит ходить пешком играет в карты

размышляет любит деньги

способен любить не любит работать

любит работать одинок, не способен любить


Недостатки: стремление к выгоде, в любви. Раздражительность, любовь к деньгам, нежелание бороться с пошлостью

X Защита работ учащимися

XI Вывод: Чехов в рассказе «Ионыч» показывает нравственное падение человека – лень и нежелание бороться с пошлостью.

XII Итог урока:

- Почему в последней 5 главе Чехов использует глаголы в настоящем времени?

(Рассказ незакончен, право читателя на домысел концовки..)

-Разве так уж плохо быть Ионычем? Богатым, самодовольным? В чем трагедия?

( Загублен талант врача, нет семьи - одиночество)

XIII Рефлексия.

Возьмите цветные стикеры, напишите свои имена и наклейте на картину в соответствии со своей оценкой работы: если вы считаете, что хорошо работали, то приклейте на верх, если хорошо, но могли бы лучше - на середину, а если вы не смогли полностью раскрыться сегодня на уроке по каким-то причинам, то чуть ниже.

XIV. Дом.задание: написать сочинение на тему “Мои размышления над рассказом А.П.Чехова «Ионыч»

XV Выставка оценок.


Урок по русской литературе "Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве А.П.Чехова." (10 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок по русской литературе

10 класс

Тема: Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве А.П.Чехова.

Возможность неоднозначных интерпритаций сюжетных развязок и образов(Рассказ «Ионыч»).

Желание служить благу должно непременно

быть потребностьюдуши, условием личного счастья…

А.П.Чехов.

Цель: раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения

личности в рассказе.

Метод: беседа в сочетании с эвристическим методом, элементы лингвостилистического

анализа.

Оборудование: интерактивная доска, слайды по теме урока, книги с худ-м текстом,

тетради, маркеры, бумага, стикеры.

Ход урока:

I.Организационный момент.

(Звучит фоновая музыка)

Психологическая установка на урок:

- У нас сегодня на уроке будут работать 3 группы учащихся, каждая из которых придумала себе название ( «Читатели». «Литературоведы» и «Литературные критики»).

- Для того, чтобы нам психологически настроиться на урок, пусть каждая группа выскажет своим товарищам и всем присутствующимсвои пожелания

( 1.Желаем, чтобы всем сегодня было интересно и все любиличитать А.П.Чехова.

2. Мы очень сильно волнуемся ипоэтому желаем всем доброго к нам отношения и взаимопонимания.

3. А мы желаем узнать на уроке новое и полезное для всех.

Вопрос:

-Для чего нам необходимы уроки литературы, чему они нас учат?

II. Вступительное слово учителя:

-Сегодня мы продолжаем работать над творчеством А.П.Чехова.

(Сообщение темы и цели урока).

Фронтальный опрос:

1) -Дайте авторскую характеристикугероевв рассказах А.П.Чехова

(Герой Чехова –человек 80-х годов 19 века. Этот человек совсем не похож на Базарова, Раскольникова, Пьера Безухова и Андрея Болконского. Онизмельчал).

2). –Назовите основные темы тв-ва А.П.Чехова

(Безличная вина и молчаливая трагедия униженных обыденностью человеческих жизней.)

3)Назовите основной прием чеховской поэтики

(Мастер художественной детали).

4) Основной и самый знаменитый афоризм Чехова?

(Краткость - сестра таланта!)

IIIРабота над домашним задание.

-Вы должны были дома прочитать самостоятельно рассказ А.П.Чехова «Ионыч».

-Расскажите об истории создания данного рассказа

(Выступление учеников).

-Каждая группа должна была подготовить ответы на следующие вопросы6

1. – Какова центральная тема рассказа?

(Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека).

2. – Какова основная идея произведения?

( Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)

3. – Какова композиция рассказа?

(Композиция рассказа кажется простой – в рассказе 5 глав, имеющих свою микротему, эти микротемы раскрываются повторением художественных деталей).

IV. Работа над текстом 1 главы

- Давайтеоткроем книги и прочитаем самую первую строку рассказа.

(Чтение учащимися).

Вопрос:

-Какое это предложение по своей структуре, строению? (СПП с придаточным изъяснительным, где на первом месте находится не главное, а придаточное предложение.)

-Так писать сложные предложения – это чеховская манера. Как выдумаете, с какой целью он так писал?( Чтобы заострить внимание читателя на нужной проблеме - в частности усилить акцент на то, как скучно было в этом городе)

1.- Что мы узнаем из1-ой главыо главном герое? ( Старцев - молодой начинающий талантливый врач, беден, не имеет своих лошадей, любит ходить пешком, любит размышлять при ходьбе, красив, здоров).

- Что вы скажете о семье Туркиных, на вечер к которым был приглашен Старцев? В чем особенность главы семьи Ивана Петровича? (Использует давно изученные шутки и анекдоты, у которого«… смеются одни глаза»)

- В чем особенность Веры Иосифовны? ( Пишет пустые никчемные романы, о том, чего не может быть в жизни… Никтов них не вникает, все слушают только ради приличия и ради ожидавшего ихвкусного ужина..)

-Что вы можете сказать об их дочери, Екатерине Ивановне? Давайте прочитаемто место, где описывается ее игра на рояле. ( Чтение отрывка) – Как она играет?(Бездарно, шумно…)

Вывод: в самой приятной семье люди бездарные, ничем не отличающиеся от других жителей. Старцев идет на компромисс с самим собой, соглашаясь с мнением других…

V Работа над 2 главой

- Во 2-ой главе между событиями проходит 1 год.

Время - важная художественная деталь в рассказе.

- Каким мы видимСтарцева? (Пополнел, имеет уже своих лошадей, кучера)

- Как и многие писатели, Чехов испытывает своего героя любовью.

Во 2 –ой главе мы видим ухаживания Старцева за Екатериной Ивановной - Котиком.

Ему нравится то, что она читает. - А что привлекает ее в чтении? (Не глубизна произведения, а смешные имена и фамилии авторов и героев)

Внутренний голос говорит ему: « Остановись! Пара ли она тебе? Тебе необходимо работать, а она избалована, разнежена, капризна), но он к себе не прислушивается.

_ Скажите, где назначает Старцевусвидание Котик? Как это ее характеризует?

-О чем думает Старцев на кладбище? (Быстротечность жизни… о женщинах, которых некогда любили…)

VIРабота над 3 главой.

В 3 главе мы становимся свидетелями неудачного предложения руки сердца Старцева Котику.

О чем он думает, ожидая ее в приемной? ( «Дадут немало приданого, работу придется оставить, заведем обстановку….»)

Посещают мысли о наживе

После отказа быстро успокоился – неглубокие чувства к возлюбленной…

VII Работа над 4 главой..

Прошло 4 года…

У Старцева большая практика в городе, имеет несколько пар выездных лошадей, свой дом,располнел…

Вечерами играет в карты, пешком не ходит, любит считать деньги, складывает их на свой счет…

Приглашен снова к Туркиным, встреча с Екатериной Ивановной, где она сама начинает оказывать ему внимание и признается ему в своих чувствах, уверяет его, что она больше не заблуждается на счет того, что она великая пианистка ит.д.

Но ответа в душе Старцева она не находит…

-О чем это говорит? (Душа Старцева очерствела)

VIIIРабота над 5 главой.

- Каким мы видим Старцева в последней 5 главе? ( Чтение отрывка учащимися)

IXРабота в группах:

- Для того, чтобы мы могли прийти к выводу, как Старцев превратился в Ионыча, проведем работу в группах.1 группа работает над выявлением качеств характера Старцева, 2-я группа над образом Ионыча, а 3 работает над недостатками в характере которые привели от Старцева к Ионычу.

СтарцевИоныч

молодойтолстый

талантливый врачмалоподвижный

беденбесцеремонный

любит ходить пешкомиграет в карты

размышляетлюбит деньги

способен любитьне любит работать

любит работатьодинок, не способен любить

Недостатки: стремление к выгоде, в любви. Раздражительность, любовь к деньгам, нежелание бороться с пошлостью

XЗащита работ учащимися

XI Вывод: Чехов в рассказе «Ионыч» показывает нравственное падение человека – лень и нежелание бороться с пошлостью.

XIIИтог урока:

- Почему в последней 5 главе Чехов использует глаголы в настоящем времени?

(Рассказ незакончен, право читателя на домысел концовки..)

-Разве так уж плохо быть Ионычем? Богатым, самодовольным? В чем трагедия?

( Загублен талант врача, нет семьи - одиночество)

XIIIРефлексия.

Возьмите цветные стикеры, напишите свои имена и наклейте на картину в соответствии со своей оценкой работы: если вы считаете, что хорошо работали, то приклейте на верх, если хорошо, но могли бы лучше - на середину, а если вы не смогли полностью раскрыться сегодня на уроке по каким-то причинам, то чуть ниже.

XIV. Дом.задание: написатьсочинение на тему “Мои размышления над рассказом А.П.Чехова «Ионыч»

XV Выставка оценок.

Автор Кунафин Казез Сайдахметович
Дата добавления 23.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1868
Номер материала 58180
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓