Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку в 1 классе по теме"Правописание слов с удвоенными согласными"

Урок по русскому языку в 1 классе по теме"Правописание слов с удвоенными согласными"



Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия № 108»









Урок в начальных классах

По теме: «Правописание слов с удвоенными согласными

в корне»















Подготовила

Учитель начальных классов

Ситченко Н.М.



г. Саратов

2015 год.



Цели урока:

  1. Совершенствование знаний о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне, формирование орфографических навыков.

  2. Развитие речи учащихся, формирование абстрактного мышления, устойчивости, внимания.

  3. Воспитание товарищества, любви к русскому языку.



Оборудование:

Карточки, проектор, презентация, Иванов С.В., Евдокимова А.О. Русский язык. Учебник для 3го класса. Часть 2. Изд.2-е, М.: Вентана-Граф, 2008.

Ход урока


  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка?

(Интересным, познавательным, развивающим) Слайд 1.

Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Вы должны быть активными, дружными, внимательными учениками. А в конце урока мы проанализируем, получился ли урок таким, каким мы его хотели видеть.

Сейчас открываем тетради и записываем дату. (Дата заранее написана на доске)

  1. Актуализация знаний.

Начнем урок с минутки чистописания. Учитель на доске записывает буквосочетания, дети записывают в тетрадь.

сс, лл, нн, бб, аа.

  1. Назовите эти буквы.

(с, л, н, б, а)

  1. По какому признаку объединены эти буквы?

(это пары букв)

  1. Какая пара у нас лишняя? Почему?

(аа, потому что обозначает гласный звук)

  1. Может ли в словах встречаться такое сочетание букв?

(может)

  1. Приведите примеры.

Учитель записывает 4 слова на доске, дети к себе в тетрадь.

  1. Как вы думаете, почему в минутке чистописания мы взяли именно эти буквосочетания и увидели их в словах?

(это будет тема нашего урока)

  1. Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

(Правописание слов с удвоенными согласными в корне) Слайд 2

  1. Какие задачи нам нужно решить на уроке?

(Отработать правописание удвоенных согласных, научиться переносить слова с удвоенными согласными)

Я надеюсь, все эти задачи мы постараемся с вами реализовать в течение урока.

  1. Объяснение нового материала.

  1. Как вы думаете, можно ли проверить правописание удвоенных согласных в корне слова?

(нет)

  1. Какой же у нас выход? Что с ними нужно делать?

(их нужно запомнить)

Вспомним словарные слова, в которых встречается орфограмма удвоенная согласная.

Учитель записывает на доске слова, дети в тетрадь.

Класс, суббота, аллея, грипп.

  1. В какой части слова находится удвоенная согласная?

(в корне слова)

  1. Что нам нужно сделать, чтобы узнать, в корне ли находится удвоенная согласная?

(нужно подобрать однокоренные слова)

  1. А что значит однокоренные слова?

(это слова, которые имеют неизменяемую общую часть – корень)

Подберем к нашим словам однокоренные, запишем их ниже.

Один ученик записывает к каждому слову по одному однокоренному, а остальные в тетрадь, выделяя корень у слов.

Класс – классный, суббота – субботний, аллея – аллейка, грипп – грипповать.

  1. Так что же такое корень?

(неизменяемая общая часть слова)

Посмотрим, какие еще сочетания букв могут быть в словах. Слайд 3

кк, жж, мм, пп, рр.

  1. Может быть с этими сочетаниями вы встречали слова? Давайте их запишем.

Жужжит, сумма, территория.

  1. Кто знает, что такое территория?

(ограниченное пространство)

Итак, можно ли проверить правописание удвоенной согласной в корне? Что нужно делать со словами?

(их нужно запоминать)

А сейчас работа на внимание! Нужно посмотреть на слова, которые вы увидите на слайде и запомнить те, в которых есть удвоенная согласная. Слайд 4

  1. Назовите мне те слова, которые не писали сегодня, но они встретились на слайде.

Шоссе, Алла, масса.

Составим с этими словами словосочетания. Ребят, а что такое словосочетание?

( два слова, одно из которых главное, а другое зависимое)

Один человек пишет словосочетания на доске, комментируя, остальные в тетрадь.

Длинное шоссе

Обратим внимание, шоссе не склоняемое существительное. Можем ли мы изменить форму этого слова? (нет)

Девочка Алла

Обратим внимание, удвоенная согласная встречается и в именах собственных.

Масса тела.

Докажите, что словосочетание масса тела будет являться словосочетанием.

(главное слово масса, зависимое тела)

Физминутка

  1. Усвоение нового материала.

  1. В какой части слова еще может встречаться удвоенная согласная?

(в суффиксе)

  1. Почему в слове длинное мы написали удвоенную согласную?

(одна н относится к корню, а другая к суффиксу)

  1. А ни у кого не возникла проблема при переносе удвоенной согласной?

Итак, нельзя переносить слова из одного слога, нельзя оставлять букву на строке.

Теперь посмотрим на доску, какой вариант переноса правильный? Слайд 5.

Су – бота, суб – бота, субб – ота.

(верный будет вариант № 2)

В словах с удвоенной согласной, одна буква остается на строчке, а вторая переносится.

Запишите в тетрадь правильно.

Учитель на доске пишет: суббота – суб – бота

Давай те попробуем перенести слово территория.

Один ученик на доске, остальные в тетради.

Территория - тер – ритория.

  1. Итак, как же переносить слова с удвоенными согласными в корне?

(в словах с удвоенной согласной, одна буква остается на строчке, а вторая переносится)

Самостоятельно, разделите слова на слоги для переноса. Слайд 6.

1 вариант:

Ссора, антенна, аккорд, суббота.

2 вариант:

Аппетит, орфограмма, класс, бассейн.

А теперь проверим, правильно ли вы сделали задание. Слайд 7.

1 вариант:

Ссора, антен - на, ак - корд, суб - бота.

2 вариант:

Ап - петит, орфограм - ма, класс,

бас - сейн

  1. Почему в словах класс и ссора мы не перенесли букву с?

(потому что одну букву нельзя переносить)

  1. Какие знания мы закрепили на уроке?

(правописание удвоенной согласной в корне)

  1. Можно ли проверить правописание удвоенной согласной?

(нет, слова нужно запомнить)

Для закрепления знаний задание в учебнике. Стр. 14 № 2.

Записать в 3 столбика слова. В первый с удвоенной согласной сс, во второй – мм, в третий – пп.

Первые 3 слова у доски, остальные самостоятельно в тетрадях.

Обратите внимание, в слове длина пишется одна буква н, но в слове длинный пишется две буквы н. Какой способ образования? (суффиксальный)

Теперь давайте оценим работу на уроке и составим текст о нашем классе. В каком лексическом значении будет употребляться слово класс?

(группа одноклассников)

Мы учимся в третьем классе. У нас дружный коллектив. На уроке русского языка мы изучаем орфограммы. Слайд 7.

  1. Итог урока.

  1. Какие знания вы сегодня получили на уроке?

  2. Смогли ли мы реализовать задачи, поставленные перед уроком?

Теперь на листе самооценки ответьте честно на вопросы и поставьте «+» или «-»

Вопросы

Самоконтроль

Оценка учителя

1

Объясняю, что значит удвоенная согласная в слове.



2

Знаю, как переносятся слова с удвоенной согласной.



3

Знаю словарные слова с удвоенной согласной в корне.



4

В классе помогал подбирать нужные слова к словосочетаниям.




5

Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы





Домашнее задание: страница 15 № 3.


Урок по русскому языку в 1 классе по теме"Правописание слов с удвоенными согласными"
  • Начальные классы
Описание:

Цели урока:

  • 1)Совершенствование знаний о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне, формирование орфографических навыков.
  • 2)Развитие речи учащихся, формирование абстрактного мышления, устойчивости, внимания.
  • 3)Воспитание товарищества, любви к русскому языку.
  • Оборудование:

Карточки, проектор, презентация

Урок по УМК "начальная школа 21 века"

На уроке использованы проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений, групповая работа, жизненные задачи.


Автор Ситченко Наталия Михайловна
Дата добавления 14.06.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 533
Номер материала 59985
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓