Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку в 9 классе на тему: «Подчинительная и сочинительная связь в сложном союзном предложении».

Урок по русскому языку в 9 классе на тему: «Подчинительная и сочинительная связь в сложном союзном предложении».

Дениченко Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы.

ОГБОУ «Центр образования для детей

с особыми образовательными потребностями г. Смоленска».

г. Смоленск

Урок по русскому языку в 9 классе на тему:

«Подчинительная и сочинительная связь

в сложном союзном предложении».

(Подготовка к ОГЭ).


Тема урока: Подчинительная и сочинительная связ в сложном союзном предложенииь.


Методический комментарий.

Конспект урока по русскому языку содержит материалы для подготовки к выполнению задания 13 ОГЭ. Представлен теоретический материал, с которым знакомятся обучающиеся, и задания для закрепления. Задание 1 направлено на формирование языковой компетенции при определении сочинительной связи, задание 2 — при определении подчинительной связи.


Класс: 9.

Тип урока: объяснение нового материала.



Цели урока:

1) научить находить подчинительную связь в сложноподчиненных предложениях;

2) развивать умение находить подчинительные союзы;

3) воспитывать языковую компетенцию.




Ход урока.

1. Оргмомент.


Сегодня на уроке мы повторим признаки сочинительной и подчинительной связи в сложном предложении, научимся находить эти типы связи в предложениях.


2. Объяснение нового материала.

Вспомним особенности сочинительной и подчинительной связи.


При сочинительной связи обе части сложного предложения равноправны.

Признаком сочинительной связи являются сочинительные союзы.


При подчинительной связи одна часть предложения подчиняется другой, соответственно от одной части предложения можно задать вопрос к другой. Признаком подчинительной связи являются подчинительные союзы и союзные слова.


Таблица «Сочинительные и подчинительные союзы».


Сочинительные союзы

Подчинительные союзы

и союзные слова

Соединительные: и, да(=и), ни… ни, тоже, также.

Союзы:

пока, если, потому что, оттого что, так как, так что, хотя, что, чтобы, как, как будто, словно, ибо и др.

Противительные: а, но, да(=но), однако, зато, же.

Союзные слова:

Что

Где

Когда

Который

и др.

Разделительные: или, либо, то … то, не то … не то …, то ли … то ли … .

Двойные:

как … так и … .

не только ..., но и … .

не столько …, сколько … .

не так …, как …

хотя и …, но

не то что(бы) …, но (а) … .

если не то …, то … .




3. Закрепление.


Задание 1.

В приведенном ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

  1. Плавать я тогда еще не умел. Поэтому отец заходил в воду, (1) я обнимал его за шею, (2) и вместе мы совершали путешествие к очередному, (3) еще не открытому нами «острову». Взобравшись на раскаленный камень,(4) мы загорали, (5) а потом плыли к берегу.

  2. Лес — это дом для человека, (1) даже больше, (2) чем дом, (3) и правила поведения в нем, (4) уважение к его жителям должны быть не менее строгими, (5) чем в собственном доме.

  3. По стенкам, (1) как живые, (2) шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся струй (3) и пугливый лягушонок сидел, (4) уцепившись за лист и закрыв от страха глаза…

  4. Оказалось, (1) дендрарий был заложен при самом основании института, (2) но действительно четыре гектара на правом крыле, (3) уничтоженные в годы гражданской войны и разрухи, (4) Иван Матвеевич подсаживал самолично вскоре после перевода в Москву.

  5. Желтыми огнями загорелась осень, (1) частыми дождями заплакало небо, (2) и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрервыный дождь и ветер гасили их.

  6. Не бьют барабаны, (1) не пыжатся дудки, (2) и знамен не колышется строй. Больше месяца пробыл Наполеон в Москве: ждал император от русских посыльных с миром, (3) однако не явились к нему посыльные.

  7. Вася не мог найти ответа, (1) но ответ был в его растревоженном сердце, (2) впервые познавшем простую, (3)но неведомую прежде истину: не только мир существует для тебя, (4) но и ты для мира.

  8. Ночью на мокрые деревья упал снег, (1) согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, (2) а потом его схватило морозцем, (3) и снег теперь держался на ветках крепко, (4) будто засахаренная вата.


Задание 2.

В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

  1. Я любил эти чтения вслух, (1) но глубокая прелесть книг, (2) когда прочитанное так сплетается с самой жизнью, (3) что уже не знаешь, (4) где жизнь и где вымысел, (5) открылась мне впервые, (6) когда я сам прочитал «Трех мушкетеров».

  2. Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, (1) та самая музыка, (2) которую, (3) как вздох своей земли, (4) хранил в сердце человек, (5) никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший по ней.

  3. В такие ночи, (1) как эта, (2) мой разум замолкает, (3) и мне начинает казаться, (4) что у природы есть своя единая жизнь, (5) тайная и неуловимая, (6) что за изменяющимися звуками и красками стоит какая-то вечная, (7) неизменная и до отчаяния непонятная красота.

  4. И тут юный Шаров совершенно серьезно подумал, (1) что жизнь в доме остановится, (2) если бабушка не проснется. Остановится, (3) как часы, (4) у которых кончился завод.

  5. И, (1) только догадываясь, (2) еще не поверив до конца и не понимая, (3) ты осторожно пойдешь по травянистой тропе и очутишься на поляне,(4) в центре которой стоит железный солдат с автоматом, (5) склонившись над братской могилой.

  6. Да и до песен ли, (1) до праздного ли мелькания, (2) пока не оперятся, (3) не поумнеют, (4) не усвоят, (5) что такое кошка, (6) все десять, (7) а то и пятнадцать голопузых пискунов?

  7. Не знал тогда, (1) что с ней, (2) не знал, (3) что она не в больнице, (4) а на фронте.

  8. Голосом, (1) который вернулся на край обрыва, (2) не стремясь что-либо скрыть от меня, (3) она стала говорить сбивчиво, (4) как некогда говорила я…

  9. Они редко припадают к незамутненному родничку далекого детства, (1) чтобы смыть копоть обыденности, (2) золотую пыльцу корысти, (3) разъедающую сердце, (4) и туман самообольщения, (5) который плотной пеленой застилает глаза.




4. Итог урока.

Назовите основные признаки сочинительной и подчинительной связи.


Литература:

  1. ГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. - М.: издательство «Национальное образование», 2016. - (ОГЭ. ФИПИ- школе). - 2016.

  2. Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2016. 9-й класс. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год / Под ред. Н.А.Сениной. - Ростов на/Дон, «Легион», 2015.

Урок по русскому языку в 9 классе на тему: «Подчинительная и сочинительная связь в сложном союзном предложении».
  • Русский язык и литература
Описание:

Конспект урока по русскому языку содержит материалы для подготовки к выполнению задания 13 ОГЭ. Представлен теоретический материал, с которым знакомятся обучающиеся, и задания для закрепления. Задание 1 направлено на формирование языковой компетенции при определении сочинительной связи, задание 2 — при определении подчинительной связи.


Автор Дениченко Наталья Сергеевна
Дата добавления 19.08.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 428
Номер материала MA-067585
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓