Краткосрочный
план
|
|
Класс:
|
9 «А»
кл
27.02.2015 №47
|
Предмет
|
Русский
язык
|
Тема
урока:
|
Закрепление
темы «Бессоюзное сложное предложение»
|
Цели
урока:
|
обобщить,
систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП.
|
Названия
группы
|
2. Доброта,
2. Отзывчивость, 3. Милосердие
|
Активизация
|
Работа ведется по интерактивной доске
|
Мозговая
атака
«Что
такое? Что такое?
А что
такое?»
Индивидуальная
работа
|
4) Что
такое сложное предложение?
5) Что
изучает синтаксис?
6) Что
такое грамматическая основа предложения?
4)
Какие сложные предложения вы изучили?
5)
Что такое сложноподчиненное предложение?
6)
Что такое сложносочиненное предложение?
7) Какие предложения называются бессоюзными?
|
Какие предложения?
|
- Ребята, посмотрите на слайд и определите: какие перед нами
предложения? (БСП) Найдите среди них лишнее.(слайд 2)
«Мудрый
человек требует всего только от себя, ничтожный человек требует всего только
от других. (Китайская)
«Источник
утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце»
У
каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.
|
|
Какую тему мы проходили на последних уроках?
Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали
на протяжении нескольких уроков.
|
Кластер
|
Составление кластера к теме БСП ( коротко пишем, что мы знаем о
БСП)
Актуализация
уже имеющихся знаний.
1)Какое
предложение называется бессоюзным?
(Это
сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу,
интонационно и порядком расположения)
2)Какие
смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе
бессоюзных?
(Перечисление,
последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, время,
дополнение, противопоставление)
3)Какие
знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?
(Запятая,
точка с запятой, двоеточие, тире)
|
|
- Ребята, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
- Сегодня у нас с вами закрепление по теме
« Бессоюзные сложные предложения».
- Запишите сегодняшнее число, тему урока.
Определим цели нашего урока: (дети сами
должны их назвать)
- Что мы будем делать на уроке?
Цель:
обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания
в БСП.
Правильно, ребята, мы постараемся обобщить всё изученное о
бессоюзном сложном предложении, будем закреплять навыки постановки знаков
препинания в БСП, развивать навыки пунктуационного анализа предложений. И,
конечно же, опираясь на уже известное, изученное, узнаем и кое-что новое и
интересное о БСП.
|
|
Работа
с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).
Сегодня
мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующие два эпиграфа.
«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания
употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые
отношения между частями» (Л.Т. Григорян, известный учёный)
Прежде всего будьте добрыми; доброта обезоруживает
большинство людей. (Лакордер)
3. Запись темы урока и эпиграфа в тетрадях.
Настроимся
на разговор о доброте. Какой смысл заключает в себе слово “доброта”?
(Это
отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему,
стремление делать добро другим)
Назовите
синонимы к слову “доброта”. Запись слов в тетрадях и на доске. Поиск
синонимов в словаре синонимов.
(Добродушие,
незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание,
милосердие)
Составьте
словосочетание с типом связи управление (пользоваться добротой, показывать
доброту, доброта людей), согласование (слепая доброта -бездумное доброе отношение к
чему-либо, могущее принести вред , сердечная доброта,
душевная доброта - присущая человеку, бескорыстное чувство )
Задание
к эпиграфу:
Почему
автор использует бессоюзное предложение? Объясните знаки препинания.
(Подчинительный союз сделал бы его более громоздким,
тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее
выразительным)
|
Комплимент
|
«Доброе
слово»
/
Каждый ученик своему соседу делает комплимент/
|
Пунктуация
Работа в
пару
|
Пунктуационный разбор предложений. Подчеркнуть
грамматические основы, расставьте и объясните постановку знаков препинания.
1.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому. (условие)
2. Сделал доброе дело ( ) сердце радостью
наполнилось.(следствие)
3. Добро побеждает ( ) зло погибает. (противопоставление)
4. В беде другу помогаешь ( ) себя от многих бед спасаешь.
(условие)
5. Посеешь добрый характер ( ) пожнешь добрую судьбу. (следствие)
6. Добро желаешь ( ) добро и делай. ( условие
|
Групповая
работа
«Замените»
|
Преобразование союзных предложений в сложные бессоюзные. (4 мин.) - Какие способы проверки знаков препинания в БСП вы знаете?
(Способы замены бессоюзных предложений союзными).
- Чтобы проверить постановку знаков препинания, мы применяем
метод синонимичной замены союзных предложений бессоюзными.
ЗАДАНИЕ. Замените ССП и СПП
бессоюзными. Сопоставьте предложения.
Исходный
вариант
|
Перестроенное
предложение
|
1. У каждого времени своя жестокость, а доброта
одна, на все времена. (А. Лиханов.)
2.Когда творить добро желаешь ты отдельным людям
иль всему народу, не отступайся от своей мечты.
(Д.
Кугулътинов.)
|
|
Исходный
вариант
|
Перестроенное
предложение
|
3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша
наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.)
4.Доброта... постоянна и сама себя
усиливает, ибо она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)
|
|
Исходный
вариант
|
Перестроенное
предложение
|
5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте
делать добро.
(А. Чехов)
6. Помните, что с доброты человек
начинается! (А.Чехов
|
|
Исходный
вариант
|
Перестроенное
предложение
|
1. У каждого времени своя жестокость, а доброта
одна, на все времена. (А. Лиханов.)
2.Когда творить добро желаешь ты отдельным людям
иль всему народу, не отступайся от своей мечты.
(Д.
Кугулътинов.)
3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется
светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.)
4.Доброта... постоянна и сама себя
усиливает, ибо она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)
5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте
делать добро. (А. Чехов)
6. Помните, что с доброты человек
начинается! (А.Чехов)
|
1. У каждого времени своя жестокость- доброта
одна, на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление
2. Творить добро желаешь ты отдельным людям
иль всему народу- не отступайся от своей мечты.
(Д. Кугулътинов.)тире-время
3. Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется
светлой радостью, творим зло - душа скорбит. (По А. Захарову.)
тире-время, условие
4. Доброта... постоянна и сама себя
усиливает: она рождает ответную доброту. (А.
Швейцер.)двоеточие-причина
5. Вы молоды, сильны, бодры - не
уставайте делать добро. (А. Чехов.) тире-время
6. Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов)
двоеточие-изъяснение
|
|
РАЗМИНКА
|
«СПОЕМ, ДРУЗЬЯ?»
|
Самостоятельная работа
|
10.Цифровой диктант. (4 мин.)
В первом столбике отметьте номера сложных бессоюзных
предложений, в которых ставится двоеточие, а во втором – тире.
1 вариант:
1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен
делать только добро.
2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи.
3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой,
преодолевающей всё.
4.Злой плачет от злости ( )добрый — от жалости.
5.Хочешь людям добра ( )сей в их сердцах любовь.
6.Мудрость доброты в одном( )она не к себе, а к людям, ко всему
окружающему.
7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь.
8.Доброта бессмертна( ) в ней наша духовная сущность.
Двоеточие
|
Тире
|
1,3,6,8
|
2,4,5,7
|
|
Синквейн
|
Составление
стихотворения
|
РЕФЛЕКСИЯ
|
1.
Какое у тебя настроение?
2.
Понравился ли тебе сегодняшний урок?
|
ОЦЕНКИ
|
По результатам оценочного листа
|
|
Из пяти строк Закончить урок мне хочется словами А.П. Чехова: «Жизнь дана на добрые дела… Давайте посмотрим вокруг:
кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в
нашем душевном отношении, в добром поступке нашем. Не жалейте себя для доброго
дела, слова, чувства! Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил!
Помните: с доброты человек начинается!»
Не стой в сторонке равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, что годы живёшь ты
не зря!
Всем спасибо! Все молодцы! Оценки все получат после проверки
ваших работ, а сейчас запишите домашнее задание и послушайте песню (Звучит
песня о доброте в исполнении Татьяны Мухаметшиной).
|
Домашняя работа
|
Напишите
сочинение-рассуждение. Как вы понимаете смысл последнего предложения :
«Помните: с доброты человек начинается!»
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.