Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку на тему "Три склонения имён существительных" (4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Три склонения имён существительных" (4 класс)

Государственное учреждение

«Луганская школа IIII ступеней № 55»











Урок по русскому языку

Три склонения имён существительных

Подготовленный и проведённый

учителем I категории

Сиротенко Г. В.



























5 ноября 2015 года

Цели урока: - формировать у учащихся понятие о трёх типах склонения имён

cуществительных в единственном числе, умение распознавать

тип склонения по совокупности признаков (окончанию в началь-

ной форме и роду);

- развивать внимание, память, связную речь, фонематический

слух, орфографическую зоркость, логическое мышление;

- прививать учащимся познавательный интерес и любовь к род-

ному языку.



Ход урока

I . Организационный момент

  1. Психологический настрой

-- Я в школе на уроке

-- Моя память крепка

-- Моя голова мыслит ясно

-- Я готов воспринимать новые знания

-- Я хочу хорошо поработать на уроке

2. Проверка ДЗ

3. Мотивация урока

Зачем нужна грамматика? Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки в письме не допускать.

Чтоб с детства знали дети и каждый ученик,

Что лучше всех на свете его родной язык!

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми правилами русского языка, и помогут нам в этом ваши знания.

II. Минутка каллиграфии

_Ее Оо ьь Нн Сс

ес нь со не ос ен се (придумайте слова с этими слогами)

осень -- (запишите транскрипцию слова)

( Как переносится это слово?

Подберите к нему родственные слова ( осенний, осенины )

Какими частями речи они являются?

G:\Фото Урока\DSCN2845.JPG

III. Актуализация опорных знаний

  1. Зрительный диктант

( На доске записаны 5 слов. За 15 секунд дети должны прочитать их орфографически , запомнить и записать в тетради )



Сосна, труд, чёрный, бельё, степь

Взаимопроверка

(Дети обмениваются тетрадями, проверят правильность записанных слов, карандашом ставят на полях оценку, придерживаясь критериев оценивания).



  1. Блиц – опрос:

-- В каком слове есть безударная гласная? Как она проверяется?

-- В каком слове есть мягкий знак? Какую работу он выполняет?

-- В каком слове количество звуков и букв не совпадает?

-- В каком слове орфограммой является парная согласная? Можно ли её проверить?

-- Какое слово, по-вашему, здесь лишнее? Почему? Какая в нём орфограмма?

3. Повторение изученных правил

Какая наука изучает части речи?

На какие две группы делятся все части речи?

Назовите самостоятельные части речи. Почему они так называются?

Какие служебные части речи вы знаете?

Что вы знаете об имени существительном?

Какие грамматические признаки есть у имён существительных?

Что такое склонение имён существительных?

Как определить падеж имени существительного?

Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

Это интересно. А знаете ли вы, что в школах Эстонии дети изучают 14 паде- жей, в Финляндии -- 15. А в Венгрии -- 22 падежа. Зато в Китае нет паде - жей и слова не склоняются. Кто может сказать, почему?

IV. Сообщение темы урока. Постановка проблемного вопроса.

Запись предложения под диктовку

Оля читала стихи о зиме и осени.

G:\Фото Урока\DSCN2846.JPG



-- Подчеркнуть грамматическую основу предложения

-- Найти второстепенные члены предложения

-- Чем они выражены?

-- Определить род, число и падеж имён существительных в предложении

Почему в словах ЗИМЕ и ОСЕНИ разные окончания, хотя они одного рода, числа, стоят в одном падеже, употребляются с одним предлогом?

Ответ на этот вопрос мы будем искать на сегодняшнем уроке.





Физкультминутка

Мы работали, писали и немножечко устали.

Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки,

-- Уходи от нас скорей! Не пугай ты нас, детей.

Вот к нам солнышко пришло, Стало весело, светло!

V. Изучение нового материала

Название темы нашего урока вы сейчас должны составить по адресу букв




1

2

3

4

5



А

ПЕ

К

РО

НЕ

О



Б

С

ЕТ

Е

ОР

ВТ

В

ТР

РВ

ЛО

Ь

НИ



1Б, 2А, 3В, 4А, 5В, 3Б

С К ЛО НЕ НИ Е

Нам это слово уже знакомо. Даже сегодня мы уже говорили, что оно означает. Но вспомните, на прошлом уроке мы склоняли различные имена существительные и при этом получали разные наборы окончаний.

Вспомните, какие слова мы склоняли? Слова ЛИСА и ЦЕПЬ были одного женского рода, но при склонении имели разные окончания. У слов СЛОН и ОКНО был разный род, но очень похожие окончания. Какой вывод можем сделать? Cуществительные разного рода склоняются по - разному.

Попробуем проверить это на других существительных. Возьмём слова из нашего зрительного диктанта.

СОСНА ТРУД БЕЛЬЁ СТЕПЬ

По каким признакам мы можем разделить эти слова на группы? (По родам)

Просклоняем устно эти слова, запишем только окончания.



Им. Сосна Труд Бельё Степь

Р. –ы -а -я -и

Д. – е - у -ю -и

В. – у - - ё -

Т. – ой - ом - ём -ью

П. о - е о - е о - е о - и

G:\Фото Урока\DSCN2847.JPG

Сравнив наборы окончаний , мы можем сделать вывод, что имена существительные, имеющие разный род и разную начальную форму склоня- ются по разному.

В русском языке имена существительные, которые при изменении по падежам имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распре- деляются в 3 группы по склонениям.

Итак, составим таблицу, какие существительные относятся к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению.

1 скл. 2 скл. 3 скл.

Ж.р. м.р. ср.р. ж.р.

-а, -я __ -о, -е __

Как вы думаете, ребята, к какому склонению будут относиться слова

ТРАВА, ЗЕМЛЯ, СТОЛ, ЗАЯЦ, НЕБО, ПОЛЕ, ПЕЧЬ, СИРЕНЬ ?

По каким признакам мы относим их к какому – либо склонению?

(По роду и окончанию начальной формы)

А к какому склонению вы отнесёте слова ПАПА или ДЯДЯ?

VI. Закрепление изученного материала

  1. Запишите слова в 3 столбика по склонениям

( Герой, дупло, белка, тетрадь, тётя, метель)

Придумайте ещё по 1 слову в каждый столбик.

  1. Игра «Поймай своё слово»

( Каждый ряд -- какое-то склонение, Услышав своё слово, ряд поднимает руки)

Жизнь, картошка, картофель, скатерть, гнездо, жара, зной, ученик, ремонт, помощь, краска, Ира, Сергей, Серёжа)

  1. Назовите своё имя и определите, к какому склонению оно относится. Совпадёт ли с ним ваше «взрослое» имя?

  2. Работа в учебнике с. 89, Упр.153.

-- по какому признаку слова записаны в 3 группы?

-- Прочитайте правило . Совпадает ли оно с нашим выводом?

-- Какие существительные относятся к 1 склонению? Ко 2 склонению?

К 3 склонению?



VII. Итог урока

С чем познакомились сегодня на уроке?

Рефлексия

Вернёмся к нашему вопросу, который мы задали в начале урока. Почему же в словах ЗИМЕ и ОСЕНИ разные окончания?

Для чего нужно знать склонения имён существительных? ( Чтобы правильно писать окончания существительных).

Склонение это постоянный или непостоянный признак имен существительных? (Постоянный)

Домашнее задание : с. 90, № 156. Выучить правила

Урок по русскому языку на тему "Три склонения имён существительных" (4 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Открытый урок по русскому языку в рамках школьной аттестации. Цели урока: - формировать у учащихся понятие о трёх типах склонения имён cуществительных в единственном числе, умение распознавать тип склонения по совокупности признаков (окончанию в начальной форме и роду);- развивать внимание, память, связную речь, фонематический слух, орфографическую зоркость, логическое мышление;- прививать учащимся познавательный интерес и любовь к родному языку.

Автор Сиротенко Галина Васильевна
Дата добавления 16.06.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 200
Номер материала MA-067302
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓