Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении , в речи .Написание глаголов с частицей не."

Урок по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении , в речи .Написание глаголов с частицей не."

Название документа Роль глоголов(презентация).pptx

Тема. Роль глаголов в предложении и в речи. Правописание глаголов с частицей ...
Что без меня предметы? Лишь названья, А я приду- Всё в действие придёт. Лети...
-Найдите в предложениях глаголы, выпишите их. -Как собака на сене: сама (не)...
-Подберите синонимы к глаголам по образцу. Молчать- не говорить. Отдыхать-__...
Запишите глаголы, раскрыв скобки. (Не) навидеть, (не) доумевать, (не) годова...
1 из 5

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Тема. Роль глаголов в предложении и в речи. Правописание глаголов с частицей не.
Описание слайда:

Тема. Роль глаголов в предложении и в речи. Правописание глаголов с частицей не.

№ слайда 2 Что без меня предметы? Лишь названья, А я приду- Всё в действие придёт. Летит р
Описание слайда:

Что без меня предметы? Лишь названья, А я приду- Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят здания. Цветут сады, И хлеб в полях растёт. ( В. Волина)

№ слайда 3 -Найдите в предложениях глаголы, выпишите их. -Как собака на сене: сама (не) ес
Описание слайда:

-Найдите в предложениях глаголы, выпишите их. -Как собака на сене: сама (не) ест и другим (не) даёт. -Светит месяц, да (не) греет. -Каши маслом (не) испортишь.

№ слайда 4 -Подберите синонимы к глаголам по образцу. Молчать- не говорить. Отдыхать-_____
Описание слайда:

-Подберите синонимы к глаголам по образцу. Молчать- не говорить. Отдыхать-___________. Веселиться-__________. Плакать-_____________.

№ слайда 5 Запишите глаголы, раскрыв скобки. (Не) навидеть, (не) доумевать, (не) годовать,
Описание слайда:

Запишите глаголы, раскрыв скобки. (Не) навидеть, (не) доумевать, (не) годовать, (не) домогать, (не) волить, (не) можется, (не) здоровится, (не) взлюбить.

Название документа Урок русского языка.docx

Урок русского языка.

Тема: Роль глаголов в предложении , в речи. Правописание глаголов с частицей не.

Цели:

-развитие умений находить глаголы в тексте и определять их роль в нём;

-сформировать навык правописания глаголов с частицей НЕ, выявлять смысловую нагрузку глаголов с НЕ в тексте.

Прогнозируемые результаты:

-обучающиеся отработают умения находить глаголы в тексте, определять их роль в нём; писать глаголы с частицей НЕ, познакомятся с глаголами – исключениями.

ХОД УРОКА.

  1. Мотивация учебной деятельности

СЛАЙД 1.

Что без меня предметы?

Лишь названия,

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт.

(В.Волина.)

-Какая часть речи помогла отгадать загадку?

( Д. Глагол)

-Найдите глаголы в стихотворении В. Волина, выпишите их, определите время, число.

(Дети выполняют работу в тетрадях)

-Что вы знаете о глаголе?

-Какую роль выполняют глаголы в предложении , в тексте?



2. Формулирование проблемы.

Прочитайте пословицы и поговорки.

СЛАЙД 2.

Как собака на сене : сама ( не) ест и другим (не) даёт.

Светит месяц, да (не) греет.

Каши маслом (не) испортишь.



-Найдите в предложениях глаголы.

(Д. Не ест, не даёт, не греет, не испортишь.)

-О чём они говорят ?

-Прочитайте без частицы НЕ.

-Что изменилось?

(Ответы детей.)

-Откройте скобки и запишите пословицы и поговорки.

(Д. Записывают в тетрадь.)

-Вызвало ли задание затруднение?

-Какой вопрос зададите?

( Д. Как пишутся глаголы с частицей НЕ?)

-Сформулируйте тему урока.

( Д. Речь пойдёт о написании частицы НЕ с глаголами.)

Выскажите предположения о написании частицы НЕ с глаголами.

(Д. Высказывают свои предположения.)

-Составьте план дальнейшей работы на уроке.

-Узнаем, как пишутся глаголы с частицей НЕ и какую смысловую роль они играют в тексте.



3.Углубление изученного.

а). – Откуда пошло название части речи глагол?

Ответить на этот вопрос поможет текст упр. 230.

Вопросы после чтения:

-Как называлась одна из двух славянских азбук?

-Что означало слово глагол?

-Как изменилось значение слова глагол?

б). Роль глаголов в тексте.

-Работа над упр. 231.

-Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Мальчики».

-Найдите глаголы , подчеркните .

-Какую смысловую нагрузку несут глаголы в тексте?

Это текст – описание или повествование?

-Какие слова являются ключевыми?

в). Работа над упр.232.

-Стихотворение С. Есенина читает учитель.

-Какую картину нарисовал поэт?

-Какие слова помогли представить красоту летнего утра?

-В чём особенность глаголов в стихотворении?

( Автор применил приём олицетворения)

Г). Правописание глаголов с частицей не.

-Прочитайте текст упр .234, определите его особенность.

-Какую роль играют глаголы с частицей не ?( Роль строгих запретов)

-Выпишите глаголы по вариантам:

1В-глаголы с не обозначающие действия, связанные с едой;

2В-обозначающие действия, не связанные с едой.

- Образуйте от 2-3 глаголов неопределённую форму.

- Почему неопределённая форма так называется?

-Выделите суффиксы неопределённой формы.





4. Развитие умений.

-Подбери к глаголам синонимы с не.



Слайд 3.

Молчать - не говорить.

Отдыхать-_________.

Веселиться-________.

Плакать-___________.



-Как пишется не с глаголами?



Слайд 4.

Слова - исключения.

(Не)навидеть,(не)доумевать, (не)годовать, (не)домогать,(не)волить, (не)можется, (не)здоровится, (не)взлюбить.



-Как напишите эти глаголы с частицей не?(предположения детей)

-Попробуйте прочитать эти глаголы без частицы не. Имеют ли они смысл?

-Это слова-исключения. Пишутся с частицей не вместе.

5.Закрепление знаний на практике.

-Послушайте предложения и выпишите только глаголы с частицей не.

-Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.

-Кошка бегала по крыше пылающего сарая и недоумевала, куда спрыгнуть. ( А.С.Пушкин)

-Я негодовал на Савельича, и не сомневался, что поединок мой стал известен родителям через него. (А.С.Пушкин)

- Хочешь есть калачи, не сиди на печи.



6. Итог урока.

- Как пишутся глаголы с частицей не?

-Какую смысловую роль играют глаголы в тексте?

-Что понравилось на уроке?

-Что вызвало затруднения?

7. Домашнее задание.

Придумать предложения с глаголами - исключениями.



Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1.Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

  1. «.Русский язык. Пишем грамотно в начальной школе.» Ростов-на-Дону «Феникс» 2012Г .

  2. .«Пословицы и поговорки для начальной школы». Ростов-на-Дону «Феникс» 2012Г .

  3. Д.Э. Розенталь «Русский язык для школьников старших классов». М. Издательский дом «Дрофа «1997г.

  4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык-М.:Баласс.























Урок по русскому языку на тему "Роль глаголов в предложении , в речи .Написание глаголов с частицей не."
  • Начальные классы
Описание:
  • 1.Мотивация учебной деятельности
  • СЛАЙД 1.
  • Что без меня предметы?
  • Лишь названия,
  • А я приду-
  • Всё в действие придёт.
  • Летит ракета.
  • Люди строят здания.
  • Цветут сады,
  • И хлеб в полях растёт.
  • (В.Волина.)
  • -Какая часть речи помогла отгадать загадку?
  • ( Д. Глагол)
  • -Найдите глаголы в стихотворении В. Волина, выпишите их, определите время, число.
  • (Дети выполняют работу в тетрадях)
  • -Что вы знаете о глаголе?
  • -Какую роль выполняют глаголы в предложении , в тексте?
Автор Котрунова Наталья Васильевна
Дата добавления 30.09.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1119
Номер материала MA-060960
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓