Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов"(6 класс)

Урок по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов"(6 класс)

5 класс. Русская речь. 13.10. 2014 г.

Тема: Прямое и переносное значение слов

Цель: Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слова, формировать умение находить в тексте слова с переносным значением, употреблять в своей речи слова в переносном значении.

Ход урока:

  1. Орг момент

слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,

переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова»

(запись в тетрадях).

2) Запись на доске:

железные гвозди, железное здоровье.

Объяснение учащихся: В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает - «сделанный из железа», а в словосочетании железное здоровье это прилагательное обозначает - «крепкий, сильный». ---- Почему одно и тоже слово железный употребляется в этих как будто бы далеких друг от друга значениях?

- Вещи из железа прочные, крепкие. Здоровье может быть очень крепким, как железо. Поэтому и стали крепкое здоровье. Учитель: Так у слова железный, наряду с прямым значением появилось

переносное значение. И тема нашего урока …

3) Запись словосочетаний (выполняется с объяснением орфографии учащимся):

золотое кольцо, золотое слово

4) Вопрос к классу: В каких словосочетаниях слово золотой употребляется в прямом, а в каких в переносном значении? (Золотое кольцо в прямом значении, т.е. сделанный из золота, очень ценного металла: Признак назван прямо. Во втором словосочетании «золотое» обозначает «очень хорошее, ценное как золото». В этом случае наименование признака одного предмета перенесено на признак другого предмета. Общее у слова и золота не материал, а ценность. У слова золотой появилось новое лексическое значение на основе переноса. Такое значение называется переносным).

Вывод: Слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,

переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова».

5) Вопрос к классу: А в каком значении употреблено это слово в словосоче- тании золотые руки?

(Переносное значение «золотые», т. е, которые все делают умело, искусно любую работу).

6) Учитель: Послушайте очень интересное стихотворение о золотых руках В. Коркина:

Золотые руки –
Руки не из золота.
Золотые руки
Не боятся холода.
В ссадинах,
В мозолях
Руки эти,
Самые нужные
Руки
На свете.

7) Информация о толковом словаре (Дети зачитывают сведения из учебника)

9) Информация об использовании слов с переносным значением в художественных произведениях. (Сведения из учебника).

10) Выполнить упр.4

11) Учитель: Слова с переносным значением делают яркой, выразительной не только поэтическую речь, но и прозаическую.

12) Обратимся к упр.6.

а) Чтение текста.

Учитель: Я надеюсь, вы сможете определять прямое и переносное значение слова.

13) Задание: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.

14) Подведем итоги урока.

Вопросы к классу:

а) Чем переносное значение отличается от прямого?

б) Для чего используются слова с переносным значением в речи?

24) Домашнее задание:

Теоретические сведения на стр. 43, упр.7













Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.


Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.


Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.


Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.


Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.



Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.



Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.


Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.


Задание:

В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

1. Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.

2. Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к материнскому плечу.

3. Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.

4. Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.




Урок по русскому языку на тему "Прямое и переносное значение слов"(6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Так как данный урок относится к уроку повторения, в качестве предварительной подготовки ученикам предлагается повторить теоретические сведения, выполнить упражнение из учебника, направленное на определение значения конкретных слов. Также ученикам может быть предложен поиск многозначных и однозначных слов с помощью словаря.

Цели:

1.Повторить особенности употребления ряда слов в прямом и переносном значении.

2.Воспитывать умение грамотно употреблять в устной и письменной речи слова не только в прямом, но и в переносном значении.

3.Развивать у учащихся грамотную речь, расширять словарный запас.

Оборудование: учебник, детские картинки-карикатуры, на которых переносное значение слова изображалось бы как прямое (например, светящийся мальчик, девочка, у которой горят щеки и т.д.), распечатка теоретического грамматического материала.

Тип урока: применение и совершенствования знаний.

Автор Мурзахметова Аида Фархадовна
Дата добавления 30.08.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2668
Номер материала MA-060532
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓