Северо-Казахстанская
область
район
имени Габита Мусрепова
КГУ
«Целинная средняя школа»
Урок
по русскому языку
9
класс
Понятие о
ССП. Средства связи в ССП
Учитель
русского языка и литературы
Максина
Галина Николаевна
Тема
урока. Понятие о
ССП. Средства связи в ССП
Цель
урока:
систематизация и углубление знаний о сложносочиненном
предложении, средствах связи в ССП
Цель
учащихся: уметь
отличать ССП от простых с однородными
сказуемыми, правильно ставить знаки препинания в ССП
Задачи:
формировать знания о ССП, его признаках, отношениях между
простыми предложениями в его составе, средствах связи и
постановки знаков препинания в ССП;
развивать
умение отличать ССП от простых с однородными
сказуемыми, правильно ставить знаки препинания в ССП;
воспитывать культуру речи.
Тип урока: изучение
нового материала
Оборудование:
схема
«Сложносочиненные предложения»
Методы: словесный,
проблемный, частично-поисковый, практический
Ход
урока
I.
Вводно-мотивационный.
1. Работа
над ошибками.
2.
Подготовка к ВОУД. Проверка упр. 94 (по цепочке). Приставки на
з- и с-.
Вставить
пропущенные буквы, подчеркнуть орфограмму.
3.
Подготовка к ВОУД. Правописание пре-, при-.
1) = по
значению слову «очень» ( = очень красивый)
2) = пере
1)
приближение
2) присоединение
3) близость к чему-либо
4) неполнота действия
|
Задание: вставьте
пропущенные буквы, объясните свой выбор.
3. Актуализация
знаний:
1). Назовите
основные виды сложных предложений.
2). Что общего
между различными видами сложных предложений и в чем отличие?
4.
Объявление темы, цели урока. Целеполагание.
II.
Операционно-познавательный.
1.
Наблюдение. Работа с текстом (отрывок из стихотворения И. И.
Макарова).
Однозвучно
гремит колокольчик,
И
дорога пылится слегка,
И
уныло по ровному полю
Разливается песнь
ямщика.
Схема: [= - ], [-
=], и [= -].
Беседа по вопросам:
-
Как вы думаете, одну общую или несколько разных картин передал поэт в одном
предложении?
-
Какие языковые средства помогают читателю воспринимать целостно поэтическую
картину?
-
Определите, каким по строению является это предложение. Сколько в нём простых
предложений?
Вывод: ССП характеризуется
наличием повторяющихся союзов и перечислительной интонации, все предложения
логически равноправны, поэтому такое сложное предложение имеет одно смысловое
значение.
2. Чтение
теоретического материала, § 11.
3.
Коллективное составление схемы.
Признаки ССП
несколько
равноправных средства связи
предложений
интонация сочинительные
союзы
III. Тренировочные упражнения.
1. Комментируемое письмо: упр. 98,
Подчеркнуть грамматические основы предложений.
Выделить сочинительные союзы. Объяснить знаки препинания.
2. Работа в парах.
Конструирование предложений: упр. 101.
3. Работа по таблице «ССП и предложения с однородными членами»,
с. 48.
4. Отработка умения отличать ССП от предложений с однородными
членами.
Работа в группах. Распределительный диктант: упр. 102.
Выписать:
I гр. –
ССП;
II гр. –
простые предложения с однородными членами.
5. Средства связи
простых предложений в ССП:
1). Чтение правила,
с. 55.
2). Устная работа
(коллективно): упр. 123.
6. Разноуровневая работа
(с последующей проверкой):
I уровень – упр. 106;
II уровень – упр. 127;
III уровень – упр. 124.
IV.
Итог урока.
-
Какие предложения называются ССП? Какие признаки ССП вы знаете?
- Каковы средства
связи между простыми предложениями, входящими в состав ССП?
-
Что относится к средствам связи простых предложений в ССП?
-
Где преимущественно употребляются сложные предложения?
V.
Рефлексия.
- Какую цель мы
ставили в начале урока?
- Какие трудности
возникали?
- У кого остались
вопросы? Какие?
VI.
Домашнее задание: § 5-6, выучить теорию, упр. 103, 125.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.