Урок
письма и развития речи
7
класс
Тема:
«ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Разработала:
учитель русского языка:
Денисова
Галина Михайловна
УРОК
ПО ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ В 7 классе
«ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
Цель:
Обобщение
знаний об имени существительном.
Задачи:
Обобщить знания учащихся об
имени существительном: определение имен существительных, род имен
существительных, число, правописание имен существительных с
шипящей на конце, падежи имен существительных.
Развивать
логическое мышления, внимание, память, наблюдательность,
орфографическую зоркость.
Способствовать активности
детей на уроке, развивать навыки самостоятельной работы; повысить мотивацию
обучения, интерес к предмету;
Воспитывать взаимопомощь, дружбу, умение
работать в коллективе, взаимоуважение, дисциплинированность.
Ход урока
I. Орг.
момент.
Звонок
за дверью прозвенел.
Ученик
за парту сел.
Приготовился
писать,
Слушать
и запоминать.
Проверьте, всё ли
готово у вас к уроку?
II.
Сообщение темы.
узнаем тему нашего урока, расшифровав
слово
1
|
2
|
3
|
4
|
1
|
5
|
6
|
7
|
5
|
4
|
8
|
9
|
10
|
11
|
4
|
с
|
у
|
щ
|
е
|
с
|
т
|
в
|
и
|
т
|
е
|
л
|
ь
|
н
|
о
|
е
|
Получилось слово – СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Да, сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Имя
существительное» и главная задача нашего урока вспомнить всё, что мы знаем об
имени существительном.
III. основная часть .
1. Теперь все открыли тетради, пожалуйста,
запишите число, классная работа.
Словарная
работа (работа по группам: 1гр.- вставить
пропущенные буквы,
2
гр.- вставить пропущенные буквы, составить словосочетания)
На
экране записаны слова: пл..нета, г..сударств.., нас..ление, сант..метр,
кил..метр.
Род,
склонение Взаимопроверка.
- Скажите, пожалуйста, на каком уроке вы встречаетесь с
этими слова ?
-Какого рода могут быть имена существительные? (сущ.
м.р., сущ. ж.р., и сущ. ср.р.)
Масштаб. Познакомьтесь со словом и его значением (учебник
стр.98)
Укажите в слове орфограммы, которые следует запомнить. Составьте и
запишите (устно) словосочетания и предложения с данным словом.
Ребята, хорошие предложения вы составили,
молодцы.упражнения 129, стр. 98
1. Большая
часть Земли занята морями и океанами.
2. На картах
моря и океаны окрашены синим цветом.
3. На вершине
горы лежит снег, а на склоне зеленеют луга.
4. Города,
реки, границы на глобусе обозначены условными знаками.
5. В недрах
земли запасы нефти, газа, угля постепенно истощаются.
6. На
контурных картах названия рек, озер, городов, государств пишутся с большой
буквы.
7. На всех
картах и глобусах указан масштаб.
Какую часть в составе слов пришлось изменить? Для чего служит
окончание? (окончание служит для связи слов в предложении.)
Физминутка.
Дыхательная гимнастика.
-
Сели все ровно, выпрямили спины. Вздохнули глубоко. Что вы почувствовали?
(Запах пихты.) Пихта очень полезна, аромат пихты тонизирует, повышает
выносливость и жизненную активность, снимает усталость, убивает микробы.
3.
ЗАДАНИЕ.
Вставьте, где надо пропущенную букву.
Доч…, лещ…, печ…,
мяч…, гараж…, реч…, . (повторения
правописания существительных женского и
мужского рода с шипящей на конце.)
ПРОВЕРКА ЗАДАНИЯ:
учащиеся читают и объясняют правописание
(У существительных ж., р. после шипящих пишется мягкий знак, а у сущ-х м.р.,
после шипящих мягкий знак не пишется)
Работа у доски. Написать имена
существительные множественного числа в родительном падеже: тучи – много …, встречи – много …., задачи –
много…, удачи – много..., передачи – много , афиши – много .., галоши – много
.., рощи – много .., кучи – много..
Вывод что общего у существительных. У существительных во
множественном числе в родительном падеже после шипящих мягкий знак не пишется
4. Выберите правильный ответ.
СКЛОНЕНИЕ – ЭТО:
-изменение имён существительных по числам;
-изменение имён существительных по падежам;
-изменение имён существительных по родам.
Сколько всего
падежей?
ПАДЕЖИ
Выберите падежные
вопросы и распределите их по падежам. (У каждого учащегося
перфокарта с падежами и вопросами).
1гр.
|
Кого?
что?
|
Кем?
Чем?
|
Кто?
Что?
|
О
ком? О чем?
|
Кому?
чему?
|
Кого?
Чего?
|
И.п.
|
|
|
|
|
|
|
Р.п.
|
|
|
|
|
|
|
Д.п.
|
|
|
|
|
|
|
В.п.
|
|
|
|
|
|
|
Т.п.
|
|
|
|
|
|
|
П.п.
|
|
|
|
|
|
|
2гр.
И.п.
|
|
|
Р.п.
|
|
|
Д.п.
|
|
|
В.п.
|
|
|
Т.п.
|
|
|
П.п.
|
|
|
Проверяем.
IV.
ИТОГ УРОКА.
Тест
по теме: Имя существительное – это…
- Как вы думаете, вы её решили?
- При выполнении каких заданий, упражнений вы её решали? (перечисляют)
-
Какое
задание было наиболее трудным для вас? Почему?
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
Домашнее задание: с.97,
у.127:
1гр.- определить род, число,
2гр.- род, число и падеж
-А теперь самый ответственный момент - это
выставление оценок. Все вы внимательно
слушали ответы своих товарищей, и я думаю, что вам не составит затруднения
помочь мне в выставлении справедливых оценок каждому
из вас.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.