Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Главные члены предложения. Подлежащее" (5 класс)

Урок по русскому языку на тему "Главные члены предложения. Подлежащее" (5 класс)



Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.» (5 класс)

(Авторы учебника: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.)


Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: развить понятие о членах предложения, о способах выражения подлежащего, навыки синтаксического разбора.


Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение находить грамматическую основу;

  • формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.


Структура урока:


  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Обобщение ранее изученного.

  4. Постановка учебной задачи.

  5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  6. Физ. минутка.

  7. Закрепление изученного материала.

  8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.



Ход урока



Этап урока



Деятельность учителя



Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут хорошие оценки на уроке.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.



Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного.























Актуализация

знаний





Постановка учебной цели.


Комментированное письмо.

Стайки птиц носят..ся от деревн.. к деревн... Из ни(з/с)кого облач..ка пада..т дождь. От луж.. раск..сают л..сные доро..ки.

-Спишите, графически объясняя выбор орфограмм.

- Ребята, докажите, что данная запись – это текст. Назовите признаки текста.

- Выпишите словосочетание: 1 вариант- именное, 2 вариант – глагольное.

- Чем предложение отличается от словосочетания?

- Скажите, а без чего предложение не может существовать? (без грамматической основы)

- Ребята, отгадайте, о чём идет речь:

Главный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что?

- Правильно, это подлежащее.

- Назовите грамматическую основу записанных вами предложений.

Сформулируйте тему урока.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее .

Запишите число, классная работа и тему урока:

« Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее»

- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?

Вспомним, что такое подлежащее;

научимся находить подлежащее в предложении;

узнаем способы выражения подлежащего;.

Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы



















Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися числа, темы урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).





Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Усвоение новых знаний.

















Первичное закрепление знаний.












  1. Беседа по вопросам. Обобщение ранее изученного.

  • Какие члены предложения составляют его основу?

  • Как называются остальные члены предложения?

  • Что обозначает подлежащее?

  • Какими частями речи может быть выражено подлежащее?

  • В каком падеже стоит подлежащее?

  • На какие вопросы отвечает сказуемое?

  • Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

  • Сколько главных членов может быть в предложении?

  1. Упр. 160 (письменно у доски)







4. Чтение правила в учебнике стр. 76




Отвечают на вопросы.















Коллективная работа.

Записывают предложения из упр. 160, выделяют грамматические основы, обозначают способ выражения подлежащего.






Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).



ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.



УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

коммуникативные (взаимодействие, сотрудничество).


Физ. минутка


Физкультминутка для глаз


Выполняют физкультминутку для глаз


Закрепление изученного материала




















- Чем чаще всего выражено подлежащее?

Чаще всего подлежащее выражено существительным. 

- Ребята, дело в том, что подлежащее не простой член предложения.

- Как вы думаете, в чем его сложность?

- В самом деле, не всегда легко найти подлежащее в предложении, потому что оно может быть выражено не только именем существительным.

Групповая работа.

-Давайте познакомимся со способами выражения подлежащего, а для этого поработаем в группах.

Задание:

  1. Проанализируйте предложенные предложения.

  2. Найдите подлежащее, укажите способ выражения.

  3. Заполните таблицу “Способы выражения подлежащего”.

  4. Обобщите полученный результат.

  5. Составьте связный ответ “Способы выражения подлежащего”.

1. В жизни хорошее и плохое лежат рядом.2. Входят семь богатырей.3.Четырежды пять – двадцать. 4. Я люблю читать. 5.Наступила золотая осень. 6.Жить – Родине служить.



Имя сущ.

Местоим.

Имя прил.

Глагол

Числительное

Словосочетание

Подлежащее

 

 

 

 

 




Проверка работы в группах.

Вывод: подлежащее может быть выражено любой частью речи.





Выписывают грамматические основы предложений.







Работают в группах

























Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.



УУД: познавательные (опирается на уже известное);



УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).



Коммуникативные (умение работать в группе, развитие уважения друг к другу).



Рефлексия деятельности.







Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Грамматическая основа – это….

Подлежащее – это ….

Подлежащее может быть выражено……

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок.



Продолжают фразу.













УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.



П.31,32, упр.162 или мини – сочинение «Листопад»(подчеркните грам. основы предложений)



Запись учащимися задания в дневники.











карта 3карта 4

Проверка и анализ выполненных заданий.



Что мы должны узнать?



☼ главные члены предложения – подлежащее и сказуемое;

☼ что обозначает подлежащее и сказуемое;

☼ на какие вопросы отвечают и какими частями речи выражены;

☼ как подчеркиваются в предложении.



Что должны уметь?

находить главные члены в предложении;

ставить к ним вопросы;

согласовывать сказуемое, выраженное глаголом, с подлежащим-существительным.

а) Игра-путаница (По цепочке у доски)

Определите границы предложений и подчеркните главные члены предложения. (Слайд 12)

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке





Учащиеся: По очереди называют предложения, записывают их и подчеркивают главные члены, называют какой частью речи выражены подлежащие и сказуемые.





1. В реке там рыба.

2. На бугре мычит корова.

3. В конуре собака лает.

4. На заборе поет синичка.

5. В коридоре играют дети.

6. На стене висит картина.

7. На окне узоры инея.

8. В печурке горят дрова.

9. В руках девчурки нарядная там кукла.

10. Коньки к зиме готовят там.

11. Очки лежат для бабушки.

12. Тетрадки всегда содержатся в порядке.





Учитель: Скажите, ребята, во всех ли предложениях есть оба главные члены предложения?



Ученики: Нет. в 1,7,9 предложениях есть только подлежащее, а сказуемых нет. В 10 предложении – только сказуемое.



Учитель: Какой можно сделать вывод?



Ученики: В предложении не всегда два главных члена предложения, предложение может быть и с одним главным членом.





9


Урок по русскому языку на тему "Главные члены предложения. Подлежащее" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 5 классе "Главные члены предложения. Подлежащее" изучается в разделе "Синтаксис и пунктуация" . Тип урока - изучение нового материала. Цель урока: развить понятие о грамматической основе предложения, познакомить со способами вы­ражения подлежащего, формировать навыки синтаксического разбора.

Автор Спивак Оксана Вячеславовна
Дата добавления 17.11.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2113
Номер материала MA-062390
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓