Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Глагол" (6 класс)

Урок по русскому языку на тему "Глагол" (6 класс)


Цели урока: Повторение, обобщение и систематизация изученного

материала, а именно:

1.Знания учащихся о частях речи.

2. Умение находить изученную часть речи.

3. Обоснование правильности выбора

орфограммы при написании слов, развитие творческих умений учащихся, навыков самостоятельной работы;

Воспитание культуры общения и эстетического чувства.

Материалы к уроку: Дидактический материал.

Оборудование: Презентация.


Ход урока.

  1. Слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас необычный урок, урок на котором мы с вами отправимся в путешествие по разделам русского языка.

Сегодняшний урок мне хочется начать со стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенние воды». А вы должны определить преобладающую часть речи в стихотворении.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!».

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Вопрос: Чувствуется ли движение в стихотворении? Чем насыщено стихотворение?

( Да. В стихотворении преобладают глаголы).

2.Сообщение темы урока: Действительно в стихотворении преобладают глаголы. Из 44 слов знаменательных частей речи 14 глаголов.

Итак, первая наша остановка - страна по имени Глагол. Просторы ее огромны: она занимает второе место после страны по имени Существительное. Жители ее очень не просты. Они энергичны, всегда в движении: разрушают и строят, соединяют и управляют, переходят из одного состояния в другое. Среди жителей этой страны есть и такие, которые имеют неопределенную форму. Много в этой стране тайн и загадок.


Проверим вначале ваше лингвистическое здоровье.


Задание классу. Знаете ли вы, что есть удивительные слова: не то глаголы, не то существительные. На доске написаны пословицы. Найдите в них такие слова.

На то и печь, чтобы пироги в ней печь.

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Снежное покрывало все поле покрывало.


Слово учителя. Молодцы, справились с заданием. Лингвистическое здоровье у вас хорошее. А мы подошли к грамматическому царству. Гостеприимно встречает нас царь Глагол. Давайте и мы с вами ему сделаем приятное: вспомним все то, что мы о нем знаем.


Отлично, мы справились с заданием. А теперь нас ждет следующая остановка «Синтаксис». Правит в этом море грозный царь Синтаксис. Он жестоко наказывает тех, кто не хочет жить по его законам. Всех, кто не учит его правил, он топит в водовороте “недоучек”.

Как вы думаете, почему его так зовут? (слайд № 3)

Само слово пришло к нам из греческого языка: syntaxis.

построение” (Н.М.Шанский “Краткий этимологический словарь”)

составление” (Д.Э.Розенталь “Словарь-справочник лингвистических терминов”)

построение, сочетание, порядок” (“Русский язык: энциклопедия”)

Сравните, что общего в этих определениях? (Синтаксис начинается со связи слов, их форм, составления из них словосочетаний и предложений, где все элементы распределяются в определенном порядке)

А для нас это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения и их строение. Изучая синтаксис, мы узнаем, что между словами устанавливаются определенные смысловые и грамматические связи.

Для нас царь Синтаксис придумал задание. Чтобы пройти дальше нам необходимо справится с ним, ответив на ряд вопросов.


Слово учителя. Такие слова, которые совпадают в произношении и написании, ,называют омофонами. На доске написаны слова «рой», «три», «пила», «течь».


Задание классу. Придумайте предложения с данными словами так, чтобы была понятна их роль в предложении. ( рой пчел – рой яму; три девицы – три щеткой; пила лекарство – острая пила; течь в крыше – долго течь).



Вопросы классу. 1. Глагол как часть речи.

2. Спряжение глагола.

3. Изменение глагола по временам.

Глагол – необыкновенная часть речи, обладающая большими возможностями для выражения бесчисленного количества действий, сопровождающих деятельность, труд человека.


Задание классу. Любите ли вы ходить в лес? Слушать пение птиц? Послушайте , как описывает А.Мельников-Печерский лесные голоса. Вы должны записать в тетрадь глаголы.

Стоном стоят лесные голоса . Без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики, воркуют серо-сизые с зеленой шейкой дикие голуби, как в трубу, трубит черная желна, стучат по деревьям черные дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукуют кукушки, весело щебечут свиристели, малиновки. Все эти звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни и довольства жизнью. ( Проверка записанных слов).


Слово учителя. Вы увидели, как умело пользуются глаголом писатели при описании различных действий. Новые значения у глаголов появляются при присоединении приставок или суффиксов.

Задание классу: Употребите с данными на доске глаголами приставку «в» и приставку «вы». 1. «в» лететь, селиться, бросить, идти.

2. «вы» ехать, вести, нести, копать, лететь, прыгнуть.


Слово учителя: Как видим, приставки эти говорящие: приставка «в» указывает на движение внутрь, а приставка «вы» - на движение изнутри. Глаголы даны в неопределенной форме. Бесприставочные глаголы – несовершенного вида, приставочные – совершенного.


Вопрос классу. Расскажите, что вы знаете о виде глагола?


Слово учителя. Путешествие наше продолжается. Вы видите, что в долине растут великолепные ромашки. Сорвем их и погадаем. Сейчас мы узнаем, как пишется НЕ с глаголами.


Вопрос классу. Вспомните правописание частицы НЕ с глаголами.


Задание классу. Ученик у доски должен нам объяснить, как пишется НЕ с глаголами, записанными на ромашках. Остальные внимательно слушают.

Слова на ромашках: не говорил, не писал, недоумевал, негодовал, не спрашивал, не читал, не был, нездоровится, не выступал, не достучался, не решил.


Слово учителя. Мы переходим в новую область страны Глагол: она называется Спряжение. В ней два района, в которых кипит работа. Жители так увлеклись ею, что забыли, в каком из районов они проживали раньше.


Задание классу. Помогите глаголам, данным на доске, вернуться домой. Два ученика у доски, остальные в тетрадях записывают глаголы в зависимости от спряжения.


1 спряжение: слушают, рисуют, пишут, колют, пашут, сеют, забивают, режут.

2 спряжение: ходят, глядят, косят, пилят, красят, едят.


Задание классу. А сейчас послушайте грамматическую сказку « О спряжении глаголов».

Давным – давно, когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя 2 сына: 1 спряжение и 11 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: 11 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось?

- По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве 11 спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

Не мог устоять царь Глагол перед просьбой и разрешил им остаться в царстве 11 спряжения, хотя и не заканчиваются на –ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 11 спряжению.


Вопрос классу. Какие же это глаголы?


Задание классу. Кто вспомнит стихи о названных глаголах?

Гнать, держать, смотреть и видеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья, их на –е спрягать нельзя.


Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Их: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.


Слово учителя. Перед нами равнина 3 времен. Вот как русский поэт И.Никитин описал утро. Найдите в нем глаголы, определите время ( текст стихотворения на парте, писать сверху карандашом ).

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по утрам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися


Проверка. Настоящее время: меркнут, гаснут, расстилается, разливается, дремлет, морщит, рябит.

Прошедшее время: потянул, пронеслись, скрылися.

Будущее время: брызнет, заденешь.


Слово учителя. О времени можно сказать стихами А.И. Косоговского.

Прошедшее время сказало о том,

Как листья желтели над чистым прудом.

Смотрите, друзья, в настоящем сот мной,

Как ярко цветы полыхают весной.

А в будущем времени можем узнать,

Как будут ребята расти и мужать.


Задание классу. А сейчас проверим вашу смекалку. Прочитайте фразу. Она составлена из букв разных алфавитов. Нужно отобрать лишь русские буквы.

УЧИТЬСЯ ВСЕГДА ПРИГОДИТСЯ.


Слово учителя. Мы подошли к двум орфографическим озерам. Они очень похожи и расположены близко друг к другу. В одном из них можно купаться, а в другом нельзя. Каким орфографическим правилом объединены эти озера?

Правописание -ться и -тся.

Задание классу. Я буду вам читать пословицы и поговорки. Если в глаголах пишется мягкий знак, вы встаете, если нет, то остаетесь на своем месте. А помогут в правильном определении орфограммы строчки Т.К. Донченко:

Прежде чем глагол писать,

Не забудь вопрос задать.

Если мягкий знак в вопросе,

То в глаголы его вносим.


Не потрудиться, так и хлеба не добиться..

Криком изба не рубится, шумом дело не спорится.

Станешь лениться, будешь с сумой волочиться.

День хвалится вечером.

Кто без дела божится, на того нельзя положиться.

Грамоте учиться, всегда пригодиться.

Недаром говорится, что дело мастера боится.



Задание классу. Наше путешествие продолжается. За холмами расположено ущелье. Вход в него преграждают воины из прошлых веков. Они задают нам вопросы.

- Вас ошеломить?- предлагаем один из них.

- Вас опешить?- спрашивает другой.

Как вы понимаете их?


Слово учителя. Воин в Древней Руси носил шлем, но называли его шелом. Во время боя, получив сильный удар по шлему, воин мог упасть без сознания на землю – его ошеломили. Ошеломить – сильно ударить. Со временем это слово приобрело новое значение: ошеломить – поразить каким-либо известием.

Если во время боя под всадником убивали коня, то он становился пешим – его опешили. Это случалось неожиданно, поэтому со временем глагол получил смысл неожиданного, внезапного действия, вызывающего замешательство: опешить – изумиться от неожиданности, потерять на время способность действовать. Надеюсь, мы с вами способны действовать и поэтому продолжим наше путешествие по удивительной стране « Глагол».


  • Мы снова оказались у орфографических озер. В одном озере мы замечаем букву «е», а в другом – букву «и».


Вопрос классу. О чем же пойдет речь? Что это за орфограмма спряталась в озере? Правописание корней с чередующимися гласными в корне слова.


Задание классу. Вы сейчас должны выполнить задание: вставить пропущенную букву в корне слова. Поможет вам правило:


В корнях с чередованием

С особенным вниманием

На суффикс посмотри:

Если в суффиксе есть «а»,

В корне «и» всегда пиши.

( К.А.Бельчинский).

Дан текст:

Мы приехали на озеро отдыхать. Стали устра…ваться на берегу около раскидистого дерева. Мама расст…лила одеяла. Папа стал разб…рать палату и устанавл…вать ее . Сестра соб…рала ягоды. Я решил: проб…русь-ка я сквозь заросли камыша к воде, наб…ру чистой воды. Через полчаса все собрались на поляне, чтобы немного перекусить. Весь день мы р…звились, прыгали, играли в мяч. Вечером нужно было соб…раться домой. С сожалением расставались мы с озером.


Уровневый тест.

Задание классу. Перед вами тест, в нём собраны вопросы, которые были разбросаны по всей стране «Глагол». Сейчас вам предстоит доказать, что вы хорошо знаете эту замечательную страну. Найдите свою фамилию и приступайте к работе.

Электронный учебник (5 класс, 5 модуль)

Слово учителя. Приближается к концу наше путешествие по стране «Глагол». Много еще неизвестного и нового есть в этом замечательном царстве государстве .С ним вы будете и дальше встречаться. Попрощаемся с гостеприимным Глаголом и воздадим ему похвальное слово. А помогут нам в этом слова З.Царевой : «Глагол все заставляет действовать, двигаться. Если в мире будет движение, то будет радость, оживленность. А без глагола, без движения тяжело, трудно».

Да, многообразен мир глаголов. Любил глаголы Ф.И.Тютчев.


Задание классу. Вам предлагаю стихотворение Ф.И.Тютчева с пропущенными глаголами. Вы должны вставить свои глаголы. А потом сравним с авторским текстом.

Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная (воздвиглась) арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса ( вонзила),

Другим за облака (ушла).

Она полнеба (обхватила)

И в высоте ( изнемогла).


Слово учителя. Рефлексия в конце урока.

  1. Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  2. Было ли тебе интересно?

  3. Сумел ли ты получить новые знания?

  4. Был ли ты активен на уроке?

  5. Ты сумел показать свои знания?

  6. С удовольствием ли будешь продолжать работу по данной теме?

  7. Был ли внимателен к тебе учитель?


Домашнее задание: карточки.

hello_html_317898d2.png

7


Урок по русскому языку на тему "Глагол" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок входит в повторение по разделу русского языка "Морфология" и носит обобщающий характер.

Урок проводится в 6 классе с использованием инновационных технологий.

В конспекте урока повторяются и систематизируются сведения о спряжении глагола,глагола как части речи, наклонение, время и другие морфологические признаки части речи.

Цель урока-повторение и обобщение сведений учащихся о части речи.

Урок проходит в нетрадиционной форме, с разделением на команды.

Автор Жаксыбаева Инара Марулановна
Дата добавления 25.04.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 405
Номер материала MA-066589
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓