Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему "Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных (с презентацией" 5 класс

Урок по русскому языку на тему "Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных (с презентацией" 5 класс

Название документа Приложение 1.doc

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Этапы урока


-Какое было задание?

-Выполнил(а)? Верно?

-Самостоятельно?

-Что себе поставишь?


Оценка ученика


1.Актуализация знаний.


Графический диктант.



2. Выявления места и причины затруднения.


Определение темы и цели урока, постановка проблемных вопросов.



3.Открытие новых знаний (выводы).


Наблюдение, определение понятия, упр. 368.



4.Проект выхода из затруднения.


Разработка алгоритма поиска слов с изученной орфограммой.



5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Выборочное списывание

(работа у доски), упр. 369.



6. Применение новых знаний в типовых заданиях.


Выполнение заданий на основе полученных знаний, упр. 370.



7. Самостоятельная работа.


Творческий диктант.




Итого






Название документа презентация урока PowerPoint.ppt

«БУКВЫ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»...
Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных с...
Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных с...
К нам на длинной тонкой ножке дождик скачет по дорожке. (Д. Кедрин) (повеств...
Определяем проблему урока Прочитайте слова. шёпот дружок врачом шёпот дружок ...
Определяем проблему урока Прочитайте название темы урока в учебнике и сравнит...
Прочитайте слова. петушок крючок собачонка доченька горошек свечой плащом вр...
Попробуйте сформулировать правило. петушок крючок собачонка доченька горошек...
Разработайте алгоритм применения правила написания букв О, Е после шипящих и ...
Определите значение слова, запишите его, обозначьте в нём орфограмму. Границу...
Ответили на проблемные вопросы, поставленные на уроке? Какую цель ставили? Уд...
Этапы урока 	Оценка ученика -Какое было задание? -Выполнил(а)? Верно? -Самост...
Домашнее задание. Уметь графически передать правило (§ 42). Упр. 371 или Упр....
1 из 15

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 «БУКВЫ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ». П
Описание слайда:

«БУКВЫ О И Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ». Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Аткарска Саратовской области Мацулевич Юлия Николаевна.

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3 Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных стор
Описание слайда:

Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие – как страшный, мучительный сон. В.Троицкий.

№ слайда 4 Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных стор
Описание слайда:

Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие – как страшный, мучительный сон. В.Троицкий.

№ слайда 5 К нам на длинной тонкой ножке дождик скачет по дорожке. (Д. Кедрин) (повеств.,
Описание слайда:

К нам на длинной тонкой ножке дождик скачет по дорожке. (Д. Кедрин) (повеств., невоскл., простое, двусост., распростр.).

№ слайда 6 Определяем проблему урока Прочитайте слова. шёпот дружок врачом шёпот дружок вра
Описание слайда:

Определяем проблему урока Прочитайте слова. шёпот дружок врачом шёпот дружок врачом Что общего у этих слов? А какие различия вы заметили? шёпот дружок врачом Можно ли применить известное вам правило написания букв Ё, О после шипящих? Почему? Буква О после шипящих в словах дружок, врачом находится не в корне, а в суффиксе и окончании. Сформулируйте тему урока. Буква О после букв шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных

№ слайда 7 Определяем проблему урока Прочитайте название темы урока в учебнике и сравните с
Описание слайда:

Определяем проблему урока Прочитайте название темы урока в учебнике и сравните со своей формулировкой. Что ещё нового вам предстоит узнать? Уточните цель урока. дружок врачом овражек солнцем Буква О после букв шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных В каких случаях пишется буква о, а в каких е в суффиксах и окончаниях после букв шипящих и буквы ц? Прочитайте слова. Что к ним добавилось?

№ слайда 8 Прочитайте слова. петушок крючок собачонка доченька горошек свечой плащом врачо
Описание слайда:

Прочитайте слова. петушок крючок собачонка доченька горошек свечой плащом врачом товарищем ландышем мудрецом кольцом колодцем старцем Предположите, какое условие выбора букв о или е в словах каждого столбика будет главным? ударение петушок крючок собачонка доченька горошек свечой плащом врачом товарищем ландышем мудрецом кольцом колодцем старцем Назовите орфограмму-букву гласного в этих словах. Укажите опознавательный признак орфограмм. петушок крючок собачонка доченька горошек свечой плащом врачом товарищем ландышем мудрецом кольцом колодцем старцем

№ слайда 9 Попробуйте сформулировать правило. петушок крючок собачонка доченька горошек св
Описание слайда:

Попробуйте сформулировать правило. петушок крючок собачонка доченька горошек свечой плащом врачом товарищем ландышем мудрецом кольцом колодцем старцем В суффиксах и окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения е. Сравните свой вывод с текстом правила в учебнике.

№ слайда 10 Разработайте алгоритм применения правила написания букв О, Е после шипящих и ц.
Описание слайда:

Разработайте алгоритм применения правила написания букв О, Е после шипящих и ц. Проверьте себя 1. Найдите шипящий (ц) перед гласным в слове. 2. Выделите часть слова. корень суффикс, окончание 4. Поставьте ударение. 3. Определите часть речи (существительное). под ударением ё (есть слово с е) под ударением о без ударения е

№ слайда 11 Определите значение слова, запишите его, обозначьте в нём орфограмму. Границу по
Описание слайда:

Определите значение слова, запишите его, обозначьте в нём орфограмму. Границу по-другому называют… 2. Суп со свеклой называют… Невежливого, грубого человека называют… Ласковое название длинноухого… Маленький, зеленый, квакающий – это… Границу по-другому называют рубежом. 2. Суп со свеклой называют борщом. Невежливого, грубого человека называют невежей. Ласковое название длинноухого – зайчонок. Маленький, зелёный, квакающий – это лягушонок. Проверьте себя

№ слайда 12 Ответили на проблемные вопросы, поставленные на уроке? Какую цель ставили? Удало
Описание слайда:

Ответили на проблемные вопросы, поставленные на уроке? Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели? Что вызвало особые затруднения? Что было интересным? Для кого урок стал светлым и радостным праздником?

№ слайда 13 Этапы урока 	Оценка ученика -Какое было задание? -Выполнил(а)? Верно? -Самостоят
Описание слайда:

Этапы урока Оценка ученика -Какое было задание? -Выполнил(а)? Верно? -Самостоятельно? -Что себе поставишь? 1. Актуализация знаний. Графический диктант. 2. Выявления места и причины затруднения. Определение темы и цели урока, постановка проблемных вопросов. 3. Открытие новых знаний (выводы). Наблюдение, определение понятия, упр. 368. 4. Проект выхода из затруднения. Разработка алгоритма поиска слов с изученной орфограммой. 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Выборочное списывание (работа у доски), упр. 369. 6. Применение новых знаний в типовых заданиях. Выполнение заданий на основе полученных знаний, упр. 370. 7. Самостоятельная работа. Творческий диктант.

№ слайда 14 Домашнее задание. Уметь графически передать правило (§ 42). Упр. 371 или Упр. 37
Описание слайда:

Домашнее задание. Уметь графически передать правило (§ 42). Упр. 371 или Упр. 373 (вторая часть).

№ слайда 15
Описание слайда:

Название документа урок.doc

УРОК .

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

Автор УМК: Бунеев,Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., др.

Русский язык.5 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2-х кн.

М.: Баласс, 2012


СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Мацулевич Юлия Николаевна

учитель МОУ СОШ №3

города Аткарска

Саратовской области


Тема: Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных (с презентацией).

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели:

Деятельностная:- вычитывать и преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм, задавать вопросы), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Содержательная: видеть в словах орфограмму­букву о, е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора написания; предоставлять возможность для самореализации учащихся на уроке, развитие навыков адекватной самооценки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I.Этап мотивации.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Слайд №1-2

-Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь, прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. Открыли тетради, записали число, классная работа (оставили две строчки).

Слайд №3

-Ребята, наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках? (обсудите в парах)

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

Владимир Троицкий.

Слайд № 4

-А когда уроки проходят быстро, интересно?

(Когда все получается, когда все понимаем и запоминаем, и эти знания можем применить на практике).

-Так каким мы хотим видеть наш урок?

(Как светлый и радостный праздник),

Подготовка к учебной деятельности.










Обсуждение в парах.



















Ответы учащихся.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)



II. Этап актуализации изученного.

Цель: актуализация полученных ранее знаний.

Слайд №5

Письмо по памяти:

К нам на длинной тонкой ножке дождик скачет по дорожке.
(Д. Кедрин)

Проверьте свою запись (представлена на слайде с помощью компьютера).

Подчеркните орфограммы (самопроверка с доски).

Выпишите существительные и разберите по составу.

Что их объединяет? (Способ образования, значение суффиксов).

Выполните синтаксический разбор предложения.

Самопроверка с помощью компьютера. На слайде подчёркнуты члены предложения и дана его характеристика (повеств., невоскл., простое, двусост., распростр.).

ОЦЕНИТЕ результаты своей деятельности.

Самостоятельно составляют схемы предложений, анализируют и устраняют ошибки, оценивают результаты по ТОУУ

(технологии оценивания учебных успехов).

Познавательные УУД

1. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (схемы, графические модели).

2. Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические).


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


ТОУУ

III. Этап фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:

готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

Слайд №6

Определяем проблему урока, тему «Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных».

На слайде представлены слова:

шёпот дружок врачом

Что общего у этих слов? (Существительные, есть шипящие, гласный под ударением.)

А какие различия заметили? (Разные буквы после букв шипящих – ё и о.) По клику мыши буквы ё, о выделяются другим шрифтом, цветом.

Можно ли применить известное вам правило написания букв ё, о после шипящих? Почему? (Не в корне, а в суффиксе и окончании.)

Сформулируйте тему урока. (Буква о после шипящих в суффиксах и окончаниях имён существительных.)

Прочитайте название § 42, уточните тему урока.

Что ещё нового предстоит узнать? (Разные буквы, о или е, после ц).


Высказывают предположения на основе наблюдений.

Обосновывают свой выбор.









Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.


Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)


IV. Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.


Слайд №7

Упр. 368 – наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока».


Материал для наблюдений представлен с помощью презентации.



1. Отвечают на вопросы.

2.Формулируют цель урока.



V Этап построения проекта выхода из затруднения.

Цель:выявление и фиксация места и причины затруднения.


ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Слайд №8-9

1. Упр. 368 – продолжают наблюдение над группами слов 1) и 2).

Выполняется под руководством учителя коллективно.


2. Чтение правила в рамке. Перед чтением.

Просмотрите текст правила. Что вы заметили? (Состоит из двух пунктов).

Во время чтения.

Проверьте, сколько условий для выбора написаний в каждом пункте правила, отличаются ли они друг от друга.


После чтения.

Как обнаружить в слове место этой орфограммы?

Какие условия для выбора написания буквы о или е после шипящих и ц нужно выделить? (Часть слова (суффикс, окончание), ударение, часть речи.)

Чем отличаются пункты правила под № 1 и № 2? (После ц нет одного условия – суффикса.)

Можно ли эти пункты объединить в одно правило?





1.Ученики вычитывают из текста главную информацию, формулируют правило после наблюдений самостоятельно, затем сравнивают с текстом в рамке учебника.


2. Читают текст, используя приемы продуктивного чтения.



Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.

2. Владеть технологией и приёмами продуктивного чтения, умениями гибкого чтения (менять стратегию чтения в зависимости от цели чтения).


VI. Этап реализации построенного проекта.

Цель: построение и фиксация нового знания.


Слайд №10

Разрабатывается алгоритм поиска слов с изученной орфограммой, который затем сравнивается с образцом.

1. Найти шипящий (ц) перед гласным в слове.

2. Выделить часть слова.

hello_html_478386ba.gifhello_html_8ea2dfd.gif

корень суффикс, окончание

hello_html_m294b5e27.gifhello_html_57aed7ff.gif


3. Определить часть речи

(существительное).

4hello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gifhello_html_57aed7ff.gif. Поставить ударение.



под ударением под ударением без ударения

ё (слово с е) / о о е




Физминутка «Звуки на страже здоровья».

Знаете ли вы,что

«и-и-и» повышает настроение.

«Ее-ее-ее» – тренирует горло.

«О-оо-оо» – горло лечит.

«А-а-а» – снимает напряжение.

Встанем и произнесём 5 раз

И-Е-О-А

И ещё раз – ИИИИИИИИИ

Как Ваше настроение?

Работаем дальше?



Коллективно разрабатывают алгоритм поиска слов с изученной орфограммой, который затем сравнивают с образцом.


Познавательные УУД


Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование).

Преобразовывание информации (составление алгоритма на основе правила и действие по нему).




VII. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа:

применение нового знания в типовых заданиях.


РАБОТА У ДОСКИ


Упр. 369 (выборочное неосложнённое списывание) –


развивается умение находить (видеть) в словах орфограмму­букву о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, устно объяснять и графически обозначать условия выбора написаний, отличать орфограмму­букву о, е после шипящих в суффиксе и окончании от орфограммы­буквы ё, о после шипящих в корне.




Находят в словах орфограмму­букву о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, устно объясняют и графически обозначают условия выбора написаний, отличают орфограмму­букву о, е после шипящих в суффиксе и окончании от орфограммы­буквы ё, о после шипящих в корне.






Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, строить рассуждение.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм).


Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.


VIII.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


Цель этапа:

самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.



Упр. 370 – развивается умение писать слова с орфограммой­буквой о, е после букв шипящих в суффиксах имён существительных, разграничивать суффиксы по значению – уменьшительное для животных и для лиц (людей).


Устно коллективно разбирается под руководством учителя. Самостоятельная запись в тетрадях. Самопроверка.


Списывают слова, вставляют нужную букву на место пропуска, графически обозначают условия выбора букв о, е после шипящих в суффиксе.


Регулятивные УУД


Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного.

Волевая регуляция в ситуации затруднения.


IX. Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа:

включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.


Слайд11

Творческий диктант.

Подберите синоним к словам, запишите, обозначьте орфограмму:

а) границу по­другому называют … (рубежом); б) суп со свёклой называют … (борщом); в) невежливого, грубого человека называют … (невежей).



Подбирают синонимы к словам, записывают. Обозначают орфограмму.

Познавательные УУД

Действие по аналогии.

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.


X. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель этапа:

применение нового знания в типовых заданиях.

Слайд12

Молодцы! С заданием справились хорошо.

  • Назовите ключевые слова урока.

  • Ответили на проблемные вопросы, поставленные на уроке?

  • Достигли целей поставленных в начале урока?

  • Какие трудности в написании могут возникнуть?

  • Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

  • Для кого урок стал светлым и радостным праздником?

Слайд13


  • Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

  • По каким критериям будете оценивать себя?


Самооценка по этапам урока:

  • Какое было задание?

  • Выполнил? Сам?

  • Что себе поставишь? (Приложение 1).

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Оценивают свою работу по ТОУУ (Карточки у каждого ученика).


Регулятивные УУД


1.Самоопределение (Л)

2.Соотносить цели и результаты своей деятельности.

3.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)




ТОУУ


Домашнее задание.


Слайд 14-15


1. Уметь графически передать правило (§ 42).

2. Упр. 371 или

3. Упр. 373 (вторая часть).




Регулятивные УУД

Уметь делать выбор соответственно своей мотивации.




Урок по русскому языку на тему "Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных (с презентацией" 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка «Буквы о и е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных (с презентацией)» разработан для 5 класса.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели:

Деятельностная: вычитывать и преобразовывать информацию (составлять схему, алгоритм, задавать вопросы), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

Содержательная: видеть в словах орфограмму-­букву о, е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных, писать слова с этой орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора написания; предоставлять возможность для самореализации учащихся на уроке, развитие навыков адекватной самооценки.

На уроке используется мультимедийная компьютерная презентация, которая делает урок ярким и увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным. Она позволяет вовлечь учащихся в образовательную деятельность, является своеобразным планом урока.

Использованы следующие методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, также приемы: продуктивного чтения, разноуровневые задания, самопроверка. На уроке были созданы проблемные ситуации, которые повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.

Автор Мацулевич Юлия Николаевна
Дата добавления 04.10.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1283
Номер материала MA-061032
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓