Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку для 4 класса на тему "Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных"

Урок по русскому языку для 4 класса на тему "Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных"

ТЕМА. Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных

Цель: закрепить и обобщить знания детей о склонении имен существительных, совершенствовать умения определять склонение и падеж существительного, учить различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, формировать навык правописания окончаний существительных; развивать орфографическую зоркость, умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, сравнивать; воспитывать положительное отношение к учебе, чувства сплоченности.

Методы и приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П. Канакина,4 класс, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, для работы в группе, интерактивная доска, ноутбук.

Ход урока

І . Организационный момент

Мы сегодня снова будем наблюдать, делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок прошел каждому впрок, активно в работу включайся, дружок!

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Какие эмоции вы испытываете в начале урока? Что вы ожидаете от урока? А я жду от вас активности на уроке, грамотных ответов.

ІІ Речевая разминка. Каллиграфическая минутка.

  • В начале нашего урока немного поиграем. Давайте попробуем отгадать новое словарное слово. Вначале задавайте вопросы, которые помогут отгадать слово. ( вопросы: какого рода? Одушевленное или неодушевленное? Собственное или нарицательное? Сколько в слове букв?..)

  • Подведем итог: слово м.р., одушевленное, нарицательное, имеет 9 букв…(дети повторяют).

  • Выясним про предмет: какой цвет? Какой формы? Где живет? Где используют?...

  • Что же это за слово? (Космонавт)

  • Дайте определение слову «космонавт».

Слово «космонавт» давно образовалось из 2-х частичек:

Косм (в древнегреческом языке – «вселенная»)

Онавт («мореплаватель»). Так кто же такой космонавт? (тот, кто плавает по вселенной)

- откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме.

Учитель: руки? Дети: на месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

Запишите новое словарное слово, вместе проговорим, поделим для переноса, выделим орфограммы.

ІІІ Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.

- Мы написали новое словарное слово. Какие еще слова на букву «К» мы изучили? (костер, комбайн, комбайнер…). Что у них общего? (первые две буквы, это существительное, заканчивается на согласный…)

- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (о существительных)

- Что такое имя существительное?

Прочитайте, все ли вопросы относятся к теме нашего урока? (слайд)

* Что такое существительное?

* Что такое склонение?

* Как изменяются имена существительные?

* По каким признакам существительные распределяются по 3-м склонениям?

* Как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных?

- Дайте ответы на все вопросы. (…) Какой вопрос остался без ответа? (последний).

- Какие задачи поставим перед собой на уроке? ( узнать, как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных….)

Задачи урока: научиться правильно определять падеж существительных, работать над безошибочным написанием ударных и безударных падежных окончаний. Развивать орфографическую зоркость, работать над развитием речи, работать в парах, в группах.

- Давайте вспомним склонения имен существительных.

ІV Физминутка

Если услышите слово 1 склонения – поднимите руки, 2 склонения – стоим, 3 склонения – присесть.

Карандаш, мелочь, банка, стенка, площадь, площадка, сундук, тетрадь, лошадка, класс, окно.

-Молодцы1 Вы не запутались! А выполните ли вы правильно задания, работая в тетради.

V Работа над темой урока

- Выпишите в тетрадь только существительные 1 склонения.

Слайд: Ракета, улица, космос, корабль, море, спутник, Венера, луна, луноход, полет, звезда, мечта, скафандр, игра, космодром, дядя, дедушка.

- Отметьте окончания.

Взаимопроверка. (взять карандаш другого цвета).

Слайд: ракета, улица, Венера, луна, звезда, мечта, игра, дядя, дедушка.

Проверить, такие ли существительные выписал сосед. Кто закончил, покажите «домик» (сомкнутые руки).

- Встаньте те, у кого не было не ошибок. Есть, над чем работать, но большинство меня порадовали.

- На какие группы можно разделить выписанные слова (по окончаниям, по родам, связаны с космосом…)

-Моя задумка связана именно с окончанием. ( падает ли ударение на окончание)

- Поставьте ударение во всех словах. Что заметили? ( есть ударные окончания, есть безударные)

Я предлагаю вам следующее задание:

-Просклоняйте одно существительное: 1 вариант – с ударным окончанием, 2 вариант – с безударным окончанием. Выделите окончания.

- Понаблюдайте за тем, что происходит с падежными окончаниями.

Поработайте в «четверках». Понаблюдайте за окончаниями, сделайте вывод об изменениях окончаний в ударной и безударной позициях.

Проверим по учебнику. Найдите ключевые слова (ударные и безударные окончания пишутся одинаково)

Проверим, всегда ли это действует. На партах маленькие листочки со словосочетаниями (глагол+сущ.), определить, в каком падеже стоит данное существительное. Например, долетел до звезд. .

В конце класса 4 пункта: Д.п., Р.п., Т.п., П.п.

Подойти к нужному пункту, обсудить, вставить окончания, выбрать человека, который проверит группу. Если готовы, жду сигнала.

- В нашей группе окончания…., это…падеж.

Р.п. –ы,и П.п.- е

Т.п. – ой,ей Д.п. –е, предлоги (до,к)

Как работали группы?

VІ Закрепление изученного материала

Работа в группах. Самоконтроль и самооценка.

Зачитать, поставить окончания.

Зимние народные приметы

1-я группа

Воробьи прячутся в хворост.. - на мороз или к метел...

Ворона в крыл.. нос прячет - к морозу.

Синичка с утра пищит - к стуж...

2-я группа

Сорока под крышу прячется - к вьюг...

Яркие звёзды зимою - к морозу, тусклые - к оттепел...

Кошка стену дерёт - к непогод.., клубком лежит - на мороз.

3-я группа

Держи голову в холод.., живот в голод.., а ноги в тепле.

В здоровом тел.. - здоровый дух.

Спорт - эликсир жизн...

4-я группа

Быстрый и ловкий сбежит от болезн...

От морков.. прибавляется крови.

Зима лодыр.. морозит.



Вопросы теста:
1. а) Имена существительные бывают собственные и нарицательные,       одушевлённые и неодушевлённые.
    б) Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые.
2. Укажи существительное второго склонения:
    а) в колыбели
    б) в кровати 
    в) в парке 
    г) в траве
3. а) Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
    б) Форма И.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
4. К какому из падежей не подходят вопросы?
    а) И.п. — кто? что? 
    б) Р.п. — кого? чего?
    в) Д.п. — кому? чему? 
    г) Т.п. — о ком? о чем?
5.Укажите, в каких словах пишется окончание — Е:
    а) на столик…
    б) около сторожк…
    в) ветка ел…
    г) на сирен… 

VІІ Итог урока

- Какую большую работу мы провели? Какой вопрос у нас остался без ответа? Как же пишутся ударные и безударные окончания существительных? Какую учебную задачу мы ставили на уроке? Удалось ли нам ее достичь?

Сравните свое настроение в начале и в конце урока.

Рефлексия.

Сегодня я узнал, что…

Было интересно…

Было трудно….

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Меня удивило….

Урок дал мне для жизни….

Мне захотелось…

 Рефлексия
«Метод пяти пальцев» 
Обвести свою руку и на каждом пальце написать ответ на соответствующий вопрос. 

М (мизинец) – мыслительный процесс. 
Какие знания, опыт я сегодня получил? 
Б (безымянный) – близость цели. 
Что я сегодня делал и чего достиг? 
С (средний) – состояние духа. 
Каким было сегодня мое преобладающее настроение, состояние духа? 
У (указательный) – услуга, помощь. 
Чем я помог, чем порадовал или чему поспособствовал? 
Б (большой) – бодрость, физическая форма. 
Каким было мое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? 



VІІІ Домашнее задание

Какое домашнее задание вы бы хотели получить? В первую очередь – выучить правило, потренироваться в написании окончаний –упр.159





Урок по русскому языку для 4 класса на тему "Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных"
  • Начальные классы
Описание:

ТЕМА. Правописание ударных и безударных окончаний имен существительных

Цель: закрепить и обобщить знания детей о склонении имен существительных, совершенствовать умения определять склонение и падеж существительного, учить различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения, формировать навык правописания окончаний существительных; развивать орфографическую зоркость, умение высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, сравнивать; воспитывать положительное отношение к учебе, чувства сплоченности.

Методы и приемы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Оборудование: учебник «Русский язык» В.П. Канакина,4 класс, рабочая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, для работы в группе, интерактивная доска, ноутбук.

Ход урока

І . Организационный момент

Мы сегодня снова будем наблюдать, делать выводы и рассуждать.

А чтобы урок прошел каждому впрок, активно в работу включайся, дружок!

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Какие эмоции вы испытываете в начале урока? Что вы ожидаете от урока? А я жду от вас активности на уроке, грамотных ответов.

ІІ Речевая разминка. Каллиграфическая минутка.

  • -В начале нашего урока немного поиграем. Давайте попробуем отгадать новое словарное слово. Вначале задавайте вопросы, которые помогут отгадать слово. ( вопросы: какого рода? Одушевленное или неодушевленное? Собственное или нарицательное? Сколько в слове букв?..)
  • -Подведем итог: слово м.р., одушевленное, нарицательное, имеет 9 букв…(дети повторяют).
  • -Выясним про предмет: какой цвет? Какой формы? Где живет? Где используют?...
  • -Что же это за слово? (Космонавт)
  • -Дайте определение слову «космонавт».

Слово «космонавт» давно образовалось из 2-х частичек:

Косм (в древнегреческом языке – «вселенная»)

Онавт («мореплаватель»). Так кто же такой космонавт? (тот, кто плавает по вселенной)

- откройте тетради, запишите число, классная работа. Не забудьте о правильной посадке при письме.

Учитель: руки? Дети: на месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

Запишите новое словарное слово, вместе проговорим, поделим для переноса, выделим орфограммы.

ІІІ Актуализация опорных знаний. Постановка учебных задач.

- Мы написали новое словарное слово. Какие еще слова на букву «К» мы изучили? (костер, комбайн, комбайнер…). Что у них общего? (первые две буквы, это существительное, заканчивается на согласный…)

- О чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (о существительных)

- Что такое имя существительное?

Прочитайте, все ли вопросы относятся к теме нашего урока? (слайд)

* Что такое существительное?

* Что такое склонение?

* Как изменяются имена существительные?

* По каким признакам существительные распределяются по 3-м склонениям?

* Как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных?

- Дайте ответы на все вопросы. (…) Какой вопрос остался без ответа? (последний).

- Какие задачи поставим перед собой на уроке? ( узнать, как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных….)

Задачи урока: научиться правильно определять падеж существительных, работать над безошибочным написанием ударных и безударных падежных окончаний. Развивать орфографическую зоркость, работать над развитием речи, работать в парах, в группах.

- Давайте вспомним склонения имен существительных.

ІV Физминутка

Если услышите слово 1 склонения – поднимите руки, 2 склонения – стоим, 3 склонения – присесть.

Карандаш, мелочь, банка, стенка, площадь, площадка, сундук, тетрадь, лошадка, класс, окно.

-Молодцы! Вы не запутались! А выполните ли вы правильно задания, работая в тетради?

V Работа над темой урока

- Выпишите в тетрадь только существительные 1 склонения.

Слайд: Ракета, улица, космос, корабль, море, спутник, Венера, луна, луноход, полет, звезда, мечта, скафандр, игра, космодром, дядя, дедушка.

- Отметьте окончания.

Взаимопроверка. (взять карандаш другого цвета).

Слайд: ракета, улица, Венера, луна, звезда, мечта, игра, дядя, дедушка.

Проверить, такие ли существительные выписал сосед. Кто закончил, покажите «домик» (сомкнутые руки).

- Встаньте те, у кого не было не ошибок. Есть, над чем работать, но большинство меня порадовали.

- На какие группы можно разделить выписанные слова (по окончаниям, по родам, связаны с космосом…)

-Моя задумка связана именно с окончанием. ( падает ли ударение на окончание)

- Поставьте ударение во всех словах. Что заметили? ( есть ударные окончания, есть безударные)

Я предлагаю вам следующее задание:

-Просклоняйте одно существительное: 1 вариант – с ударным окончанием, 2 вариант – с безударным окончанием. Выделите окончания.

- Понаблюдайте за тем, что происходит с падежными окончаниями.

Поработайте в «четверках». Понаблюдайте за окончаниями, сделайте вывод об изменениях окончаний в ударной и безударной позициях. Проверим по учебнику. Найдите ключевые слова (ударные и безударные окончания пишутся одинаково) Проверим, всегда ли это действует. На партах маленькие листочки со словосочетаниями (глагол+сущ.), определить, в каком падеже стоит данное существительное. Например, долетел до звезд. .

В конце класса 4 пункта: Д.п., Р.п., Т.п., П.п. Подойти к нужному пункту, обсудить, вставить окончания, выбрать человека, который проверит группу. Если готовы, жду сигнала.

- В нашей группе окончания…., это…падеж.

Как работали группы?

VІ Закрепление изученного материала

Работа в группах. Самоконтроль и самооценка.

Поставить окончания.

1-я группа

Воробьи прячутся в хворост.. - на мороз или к метел...

Ворона в крыл.. нос прячет - к морозу.

Синичка с утра пищит - к стуж...

2-я группа

Сорока под крышу прячется - к вьюг...

Яркие звёзды зимою - к морозу, тусклые - к оттепел...

Кошка стену дерёт - к непогод.., клубком лежит - на мороз.

3-я группа

Держи голову в холод.., живот в голод.., а ноги в тепле.

В здоровом тел.. - здоровый дух.

Спорт - эликсир жизн...

4-я группа

Быстрый и ловкий сбежит от болезн...

От морков.. прибавляется крови.

Зима лодыр.. морозит.

Вопросы теста:
1. а) Имена существительные бывают собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
б) Имена существительные бывают нарицательные и неодушевлённые.
2. Укажи существительное второго склонения:
а) в колыбели
б) в кровати
в) в парке
г) в траве
3. а) Форма В.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
б) Форма И.п. ед.ч. является начальной формой имени сущ.
4. К какому из падежей не подходят вопросы?
а) И.п. — кто? что?
б) Р.п. — кого? чего?
в) Д.п. — кому? чему?
г) Т.п. — о ком? о чем?
5.Укажите, в каких словах пишется окончание — Е:
а) на столик…
б) около сторожк…
в) ветка ел…
г) на сирен…

VІІ Итог урока

- Какую большую работу мы провели? Какой вопрос у нас остался без ответа? Как же пишутся ударные и безударные окончания существительных? Какую учебную задачу мы ставили на уроке? Удалось ли нам ее достичь?

Сравните свое настроение в начале и в конце урока.

Рефлексия.

Сегодня я узнал, что… Было интересно… Было трудно…. Я выполнял задания…

Я понял, что… Меня удивило…. Урок дал мне для жизни…. Мне захотелось…

VІІІ Домашнее задание

Какое домашнее задание вы бы хотели получить? В первую очередь – выучить правило, потренироваться в написании окончаний –упр.159

Автор Шумарина Ирина Юрьевна
Дата добавления 28.01.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1156
Номер материала MA-064209
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓