Главная / Начальные классы / Урок по русскому языку "Части речи"

Урок по русскому языку "Части речи"

Название документа Открытый урок.doc

Урок по русскому языку «Части речи»

подготовила учитель начальных классов первой категории

ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова Красноярского района Самарской области

Буйлова Ольга Юрьевна

Слайд 1

Тема урока: Части речи.

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; формировать умение распознавать части речи; развивать устную речь; оценивать результаты своей деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся усовершенствуют умение распознавать части речи; работы с таблицей; работы со справочным материалом; определять в слове наличие изученных орфограмм.

Характеристика деятельности учащихся: узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи; определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация по материалам урока;

запись на доске вопросов, на которые отвечают части речи, прикрытая осенними листьями и рисунок осины под которой лежат разноцветные опавшие листья;

15 наборов слов, 30 индивидуальных карточек, 30 карточек для самостоятельной работы, 30 карточек с тестом;

15 комплектов справочного материала;

6 листов, 6 наборов фломастеров.

1 Организационный момент

- Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?

-Осень.

- Сегодня урок я хочу начать с этого стихотворения:

Слайд 2

Осенью поздней земля засыпает,

Листьями ветер её засыпает.

Назовите осенние месяцы.

2 Минутка чистописания:

-Запишите названия этих месяцев, вставьте пропущенные буквы.

Слайд 3

с_ентябрь _ктябрь н_ябрь

3.Тема урока

- Какие красивые листочки слетели с деревьев. Проверьте, что под ними спряталось? ( кто? что? какой? какая? какое? что делает? что сделает? что делают?)

- Предположите тему нашего урока? (На эти вопросы отвечают части речи, значит тема урока – «Части речи».)

Слайд 4

4.Постановка цели урока.

-Что такое части речи? Что вы о них знаете?

- Сформулируйте задачи урока: чему вы будете учиться? (Распознавать части речи)

Слайд 5

5. Работа над темой урока.

1)Когда я готовилась к уроку, приготовила для вас слова. Разделила их на группы и положила на стол, но их перепутал ворвавшийся ветер! Ребята, помогите мне разделить их на группы. Эти слова у вас на столе в конверте. Держите в памяти учебную задачу урока. Работайте парами.

Осень иней дождливая холодный дуть моросит мы она

Фронтальная проверка.

- Как разделили слова? Осень иней

дождливая холодный

дуть моросит

мы он

-Как называется группа слов? Как вы определили какая это часть речи? Что вы о них знаете?(Существительные , прилагательные, глаголы, местоимения.)

2)-Подберите и запишите слова данных частей речи на тему осени. Соорентироваться в мире слов вам может помочь иллюстрация на доске. Работаем на индивидуальных карточках.

Слайд 6

Имя существительное:

Имя прилагательное:

Глагол:

Местоимение:

Взаимопроверка.

-Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы отвечают?

-Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают?

- На что указывают местоимения? На какие вопросы отвечают?

3) - Прочитайте стихотворение. Догадайтесь, вместо каких существительных используются местоимения.

Слайд 7

Утром так заведено - Он на цыпочках войдёт

Разомкнёшь ресницы, Долькою лимонной.

И к тебе идёт, оно Срок прошёл – плывёт она

Розовой жар-птицей. В пелене тумана,

А стемнеет – он придёт: Круглолица и грустна,

Тоненький, смущённый. Будто Несмеяна.

Фронтальная проверка. Интеграция с уроком окружающего мира.

Подготовленный ученик дополняет ответ информацией.

В период, когда день короче ночи, который продолжается приблизительно от осеннего до весеннего равноденствия, Солнце восходит южнее востока и заходит южнее запада.

Луна движется вместе с Землей вокруг Солнца и освещается Солнцем. По мере движения Луны мы видим то большую, то меньшую часть освещенной поверхности Луны.

6. Физминутка. Дождик.

Слайд 8

7.

Этот осенний дождь смыл слова. Прочитайте. Составьте словосочетания из данных имён существительных и подходящих по смыслу имён прилагательных. Вставьте пропущенные буквы.

Слайд 9

Самостоятельная работа.

Румяное ябл_ко, ____________________т_варищ, _____________ м_розец, __________ вет_р,

______________ к_ртина, _______________ л_пата, _______________ д_рога, ___________ обл_ко.

Самопроверка.

- Какая орфограмма встретилась, при постановке пропущенных букв? ( Безударная гласная в корне непроверяемая ударением или словарные слова.)

-Воспользуйтесь словарём в учебнике с.150-151.

8.

1)Составьте и запишите в рабочую тетрадь предложение с любим словосочетанием. Надпишите над словами части речи.

Фронтальная проверка.

2)Упражнение.

Восстановите текст.

Слайд 10

Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старушка … ведром воды. Он … смог пройти мимо. Мальчик помог ей … услышал «спасибо».

-Вам легко было понять предложения в тексте.

Толя возвращался леса лагерь. Когда он бежал мост, появилась старушка ведром воды. Он смог пройти мимо. Мальчик помог ей услышал в ответ «спасибо».



3)- Как вы думаете существуют ещё другие части речи, корме тех, о которых мы сегодня говорили?

Слайд 11

- Слова в, на, о, к

Не

И, а, но.

Как они называются? Посовещайтесь парами. Используйте справочный материал на парте.

Проверка

Сделайте вывод. (Это служебные части речи. Они служат для связи слов в предложении.)

11.Тест.

Слайд 12

- Соедините линией название части речи с частью речи.

Имя существительное Новый,

Имя прилагательное тает. землю,

Глагол долгожданный

Местоимение не лежит

Предлог выпал

Частица и он

Союз снег на

- Какое предложение можно составить из этих слов?

(Новый, долгожданный снег выпал на землю, он лежит и не тает.)

Слайд 13

9. Физминутка. Прогулка по осеннему лесу.

- Отдохнём, погуляем по осеннему лесу. Выполняйте движения, слушая слова.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зардели клёны,

В пурпуре осинки, только дуб зелёный.

Утешает осень:

-Не жалейте лета!

Посмотрите – роща золотом одета.

- Мы шагаем по лесной тропинке, под нашими ногами шуршит опавшая листва, прибавляем шаг, бежим. Теперь замедляем бег и останавливаемся. Перед нами молодая осинка, мы протягиваем руку вверх, поднимаемся на цыпочках, чтобы достать разноцветный листик клёна. Достали. Какой он красивый!

А теперь наше внимание привлекает, упавший на землю, большой жёлудь. Присядем, подберём его. Сядем на пенёк (свой стульчик),закроем глаза и представим.



В лесу осиновом

Дрожат осинки,

Срывает ветер

С осин косынки.

С осинок ветер

Косынки сбросил —

В лесу осиновом

Наступила осень.



10.Работа с таблицей. Минипроект.

Слайд 14

-Работаем с учебником с. 53. Рассмотрите таблицу. Составьте сообщение на тему «Что я знаю о частях речи». Приведите примеры. Можете оформить на листе бумаги или презентовать как-то иначе.

Работаем группой.

Защита мини-проектов.

12.Рефлексия.

- Посмотрите, сколько листочков упало с нашего дерева. Я предлагаю сохранить их на память о нашей встрече.

Мне было интересно, я активно работал - красный листочек;

Мне понравилось, но работал я не очень активно - жёлтый;

Я работал без интереса - зелёный.

11.Домашнее задание.

- Переверните листочек. Там записано дом. задание разных видов сложности. Выбери подходящее для себя и выполни.

Слайд 15

- Пусть путешествие в мир знаний всегда будет интересным и увлекательным. Спасибо за урок. До свидания.



Название документа презентация к уроку.pptx

Доброе утро
Осенью поздней земля засыпает, Листьями ветер её засыпает.
с_нтябрь _ктябрь н_ябрь
 Части речи
Распознавание частей речи
Утром так заведено - Он на цыпочках войдёт Разомкнёшь ресницы, Долькою лимонн...
Физминутка. Дождик.
Самостоятельная работа. Румяное ябл_ко, ______________ м_роз, _______________...
Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старушка …...
 в на о к не и а но
Соедините линией название части речи с частью речи. землю Имя существительное...
Физминутка. Прогулка по осеннему лесу. Осень на опушке краски разводила, По ...
Проект Что я знаю о частях речи
Части речи и их значение Часть речи Что обозначает? На какой вопрос отвечает?...
Пусть путешествие в мир знаний всегда будет интересным и увлекательным. Спас...
1 из 16

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Доброе утро
Описание слайда:

Доброе утро

№ слайда 2 Осенью поздней земля засыпает, Листьями ветер её засыпает.
Описание слайда:

Осенью поздней земля засыпает, Листьями ветер её засыпает.

№ слайда 3 с_нтябрь _ктябрь н_ябрь
Описание слайда:

с_нтябрь _ктябрь н_ябрь

№ слайда 4  Части речи
Описание слайда:

Части речи

№ слайда 5 Распознавание частей речи
Описание слайда:

Распознавание частей речи

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7 Утром так заведено - Он на цыпочках войдёт Разомкнёшь ресницы, Долькою лимонной.
Описание слайда:

Утром так заведено - Он на цыпочках войдёт Разомкнёшь ресницы, Долькою лимонной. И к тебе идёт, оно Срок прошёл – плывёт она Розовой жар-птицей. В пелене тумана, А стемнеет – он придёт: Круглолица и грустна, Тоненький, смущённый. Будто Несмеяна.

№ слайда 8 Физминутка. Дождик.
Описание слайда:

Физминутка. Дождик.

№ слайда 9 Самостоятельная работа. Румяное ябл_ко, ______________ м_роз, _______________вет
Описание слайда:

Самостоятельная работа. Румяное ябл_ко, ______________ м_роз, _______________вет_р, ______________к_ртина, ______________обл_ко.

№ слайда 10 Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старушка … ве
Описание слайда:

Толя возвращался … леса … лагерь. Когда он бежал … мост, появилась старушка … ведром воды. Он … смог пройти мимо. Мальчик помог ей … услышал «спасибо».

№ слайда 11  в на о к не и а но
Описание слайда:

в на о к не и а но

№ слайда 12 Соедините линией название части речи с частью речи. землю Имя существительное пе
Описание слайда:

Соедините линией название части речи с частью речи. землю Имя существительное первый Имя прилагательное На Глагол снег. Местоимение не Предлог выпал Частица и Союз лежит Он тает.

№ слайда 13 Физминутка. Прогулка по осеннему лесу. Осень на опушке краски разводила, По лис
Описание слайда:

Физминутка. Прогулка по осеннему лесу. Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник, и зардели клёны, В пурпуре осинки, только дуб зелёный. Утешает осень: -Не жалейте лета! Посмотрите – роща золотом одета.

№ слайда 14 Проект Что я знаю о частях речи
Описание слайда:

Проект Что я знаю о частях речи

№ слайда 15 Части речи и их значение Часть речи Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Им
Описание слайда:

Части речи и их значение Часть речи Что обозначает? На какой вопрос отвечает? Имя существительное Предмет кто? что? и др. Имя прилагательное Признак предмета какой? какая? какое? И др. Глагол Действие предмета что делает? что сделает? что делают? И др. Местоимение Указывает на предмет, но не называет его кто? что? и др.

№ слайда 16 Пусть путешествие в мир знаний всегда будет интересным и увлекательным. Спасибо
Описание слайда:

Пусть путешествие в мир знаний всегда будет интересным и увлекательным. Спасибо за урок. До свидания.

Урок по русскому языку "Части речи"
  • Начальные классы
Описание:

Урок по русскому языку «Части речи» для учащихся 3 класса.

Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; формировать умение распознавать части речи; развивать устную речь; оценивать результаты своей деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся усовершенствуют умение распознавать части речи; работы с таблицей; работы со справочным материалом; определять в слове наличие изученных орфограмм.

Автор Буйлова Ольга Юрьевна
Дата добавления 19.10.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 969
Номер материала MA-061470
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓