Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку

Урок по русскому языку

Литература.10 класс

Урок №101.

Тема урока: Жанрово-тематическое своеобразие толстовского рома­на-эпопеи.

Особенности художественной структуры, жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий война и мир.

Цели урока: раскрыть особенности художественной структуры романа; дать представление о том, как Толстой относится к понятиям войны как исторического события и как вершителя судеб людей, какой смысл вкладывает в понятие «мир».

Эпиграф:

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорож­денного ребенка до последней вспышки чувства уми­рающего старика все го­рести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!

Критик Н. Страхов

Роман-эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже многосторонняя картина мира, включающая и исторические события, облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева).


Можно ли «Войну и мир» назвать эпопеей?


Приведем доказательства.


А) Структурные особенности романа Л.Н.Толстого

В романе 4 тома и эпилог:

I том - 1805 год.

II том - 1806 - 1811 годы.

III том-1812 год.

IV том-1812-1813 годы. Эпилог- 1820 год.


Б) воплощение судеб народов, сам исторический процесс

  • Картины русской истории (Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).

  • События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).

  • Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).

  • Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).

  • Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др).

  • Огромное количество человеческих характеров.

  • Большая протяженность во времени (15 лет).

  • Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поме­стья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).


Таким образом, замысел Толстого требовал создания ново­го жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Джон Голсуорси, английский писатель рубежа веков, писал о «Войне и мире»: «Если бы пона­добилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «ве­личайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».


В) многогранная, даже многосторонняя картина мира, включающая и исторические события

В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому пере­мещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

Если в романах других писателей большую роль в композиции образов игра­ли экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой Тол­стого предстает всегда в настоящем времени. История их жизни дается вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге романа обрыва­ется на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается участ­ником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов - его политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих геро­ях.


Смысл названия романа

Какой смысл имеют слова в о й н а и м и р в названии романа?

Мир – это и отсутствие войн, раздоров и вражды между людьми. Но это не только отсутствие войн. Это и жизнь, окружающая человека (живет в мире), и общее согласованное действие (всем миром), и единение людей, и – самое главное – мир «как» не просто вся связь человеческой жизни ( жизнь в миру), но и особая, внутренняя, разумная связь, целесообразный порядок».

Столь же многозначно и другое ключевое слово романа – война. «Война и мир» - ведь это все в человеческой жизни, ее и вправду универсальный охват и вместе с тем ее самое глубокое противоречие. Это две концепции бытия, два уровня понимания жизни представляет ли она собой столкновение исходящих лишь единичные стремления, слепой произвол случайности – словом, «войну» ( вспомним размышления Пьера на станции в Торжке: разве не находятся в состоянии войны люди, интересы которых непримиримо сталкиваются, - смотритель и прибивший его офицер, торговка в порванной шубе и богатый Пьер, Пьер и его жена? И разве любая интрига, вообще интрига как таковая – не военная операция? Или же жизнь представляет собой по своей глубокой, скрытой, потенциальной сущности мир – общую связь людей, единство, согласие, целесообразную связь.(Ю.Бочаров)


«Война и мир» как художественное целое.

Много миров сталкивается на страницах романа-эпопеи. Это

  1. Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый.

  2. Мир семьи.

  3. Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство)

  4. Мир нации.

  5. Мир всех людей, живущих на земле.

  6. Мир природы в ее самостоятельном развитии.

Каждый человек живет во множестве этих миров. Так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, обществе и т.д. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми, гармонии, духовного единения (Пьер и Андрей).

II. Композиция (записать под диктовку).

I том (Пролог) – вступление в мир разъединенный на миры людей, где рушатся связи в одной семье, даже если ее члены любят друг друга; разрушены связи между господами и холопами, солдатами и офицерами, и даже – между офицерами.

II том (Завязка) – жизнь души, ее неблагополучие и попытка найти себя в мире людей и «природы», «мысль семейная».

III том (Развитие действия) – единство людей в борьбе с единым врагом – «мысль народная» эпопеи.

IV том – Бородино, кульминация. Обретение разрушенной гармонии как в мире людей, так и в мире души.

Эпилог – развязка. Мир семьи и мир души. Рождение нового поколения.

Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в рома­не. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) — это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Алек­сандр 1 ) - «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную амо­ральность).

Задание на дом.

Прочитать главы 1-6 первого тома

Подготовить ответы на вопросы

  1. Нравятся ли Л.Н.Толстому персонажи, представленные в салоне Шерер?

  2. В чем смысл сравнения салона А.П. Шерер с прядильной мастерской (гл. 2)? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать: «они все разные и все одинаковые»? Почему?

  3. Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл. 3). Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случа­ен» (А.А. Сабуров «Война и мир Л.Толстого»). Как вы думаете почему? В чем смысл поразительного сходства Ипполита и Элен?

  4. Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А. Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне А.П. Шерер ситуацию «горя от ума» (А.А. Сабуров)?

  5. Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Тол­стого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (гл. 6) развлечений петербургской «золотой» молодежи. Ее «совместное буйство» - «салонная чопорность навыворот». Согласны ли вы с этой оценкой?

  6. Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный ком­позиционный прием в романе) с эпизодом «Именины у Ростовых».

  7. И эпизод «Салон А.П. Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских.

  8. Вы можете назвать цели прихода в салон разных посетителей?

  9. Но в то же время в салоне обнаруживается чужеродный элемент. Кто-то явно не хочет быть безликим «веретеном»? Кто же это?

  10. Что мы узнаем о Пьере Безухове и Андрее Болконском, едва переступив порог салона фрейлины ее величества А.П.Шерер?

  11. Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?

  12. Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведе­ния.

13) Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера Безухова и Андрея Болконского.

3


Урок по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока: Жанрово-тематическое своеобразие толстовского рома¬на-эпопеи.

Особенности художественной структуры, жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий война и мир.

Цели урока: раскрыть особенности художественной структуры романа; дать представление о том, как Толстой относится к понятиям войны как исторического события и как вершителя судеб людей, какой смысл вкладывает в понятие «мир».

Эпиграф:

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорож-денного ребенка до последней вспышки чувства уми¬рающего старика все го¬рести и радости, доступные человеку, - все есть в этой картине!

Критик Н. Страхов

Роман-эпопея - наиболее крупная и монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс. Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже многосторонняя картина мира, включающая и исторические события, облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания. Отсюда большой объем романа, чаще несколько томов. (По «Словарю литературоведческих терминов» под ред. Л. И. Тимофеева).

Можно ли «Войну и мир» назвать эпопеей?

Приведем доказательства.

А) Структурные особенности романа Л.Н.Толстого

В романе 4 тома и эпилог:

I том - 1805 год.

II том - 1806 - 1811 годы.

III том-1812 год.

IV том-1812-1813 годы. Эпилог- 1820 год.

Б) воплощение судеб народов, сам исторический процесс

Картины русской истории (Шенграбенское и Аустерлицкое сражения, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение). События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов). Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников). Показ различных слоев населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне). Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приемы, обеды, охота, посещение театра и др). Огромное количество человеческих характеров. Большая протяженность во времени (15 лет). Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поме¬стья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).

Таким образом, замысел Толстого требовал создания ново¬го жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.

Джон Голсуорси, английский писатель рубежа веков, писал о «Войне и мире»: «Если бы пона¬добилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «ве¬личайший роман в мире», - я выбрал бы «Войну и мир».

В) многогранная, даже многосторонняя картина мира, включающая и исторические события

В романе обилие глав и частей, большинство которых имеют сюжетную законченность. Краткие главы и множество частей позволяют Толстому пере¬мещать повествование во времени и пространстве и благодаря этому уместить в одном романе сотни эпизодов.

Если в романах других писателей большую роль в композиции образов игра¬ли экскурсы в прошлое, своеобразные предыстории персонажей, то герой Тол¬стого предстает всегда в настоящем времени. История их жизни дается вне какой-то временной законченности. Повествование в эпилоге романа обрыва¬ется на завязке целого ряда новых конфликтов. П. Безухов оказывается участ¬ником тайных декабристских обществ. А Н. Ростов - его политическим антагонистом. По существу, с эпилога можно начинать новый роман об этих геро¬ях.

Смысл названия романа

Какой смысл имеют слова в о й н а и м и р в названии романа?

Мир – это и отсутствие войн, раздоров и вражды между людьми. Но это не только отсутствие войн. Это и жизнь, окружающая человека (живет в мире), и общее согласованное действие (всем миром), и единение людей, и – самое главное – мир «как» не просто вся связь человеческой жизни ( жизнь в миру), но и особая, внутренняя, разумная связь, целесообразный порядок».

Столь же многозначно и другое ключевое слово романа – война. «Война и мир» - ведь это все в человеческой жизни, ее и вправду универсальный охват и вместе с тем ее самое глубокое противоречие. Это две концепции бытия, два уровня понимания жизни представляет ли она собой столкновение исходящих лишь единичные стремления, слепой произвол случайности – словом, «войну» ( вспомним размышления Пьера на станции в Торжке: разве не находятся в состоянии войны люди, интересы которых непримиримо сталкиваются, - смотритель и прибивший его офицер, торговка в порванной шубе и богатый Пьер, Пьер и его жена? И разве любая интрига, вообще интрига как таковая – не военная операция? Или же жизнь представляет собой по своей глубокой, скрытой, потенциальной сущности мир – общую связь людей, единство, согласие, целесообразную связь.(Ю.Бочаров)

«Война и мир» как художественное целое.

Много миров сталкивается на страницах романа-эпопеи. Это

1. Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый.

2. Мир семьи.

3. Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство)

4. Мир нации.

5. Мир всех людей, живущих на земле.

6. Мир природы в ее самостоятельном развитии.

Каждый человек живет во множестве этих миров. Так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, в семье, обществе и т.д. Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению ими глубинных связей между людьми, гармонии, духовного единения (Пьер и Андрей).

II. Композиция (записать под диктовку).

I том (Пролог) – вступление в мир разъединенный на миры людей, где рушатся связи в одной семье, даже если ее члены любят друг друга; разрушены связи между господами и холопами, солдатами и офицерами, и даже – между офицерами.

II том (Завязка) – жизнь души, ее неблагополучие и попытка найти себя в мире людей и «природы», «мысль семейная».

III том (Развитие действия) – единство людей в борьбе с единым врагом – «мысль народная» эпопеи.

IV том – Бородино, кульминация. Обретение разрушенной гармонии как в мире людей, так и в мире души.

Эпилог – развязка. Мир семьи и мир души. Рождение нового поколения.

Заложенная в названии антитеза определяет группировку образов в рома¬не. Одни герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) — это «люди мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Другие герои (Курагин, Наполеон, Алек¬сандр 1 ) - «люди войны» (независимо, разумеется, от их личного участия в военных событиях, несущее разъединение, вражду, эгоизм, преступную амо¬ральность).

Задание на дом.

Прочитать главы 1-6 первого тома

Подготовить ответы на вопросы

1) Нравятся ли Л.Н.Толстому персонажи, представленные в салоне Шерер?

2) В чем смысл сравнения салона А.П. Шерер с прядильной мастерской (гл. 2)? Какими словами вы бы определили общение хозяйки и ее гостей? Можно ли по них сказать: «они все разные и все одинаковые»? Почему?

3) Перечитайте портретную характеристику Ипполита Курагина (гл. 3). Как заметил один из исследователей, «его кретинизм в романе не случа¬ен» (А.А. Сабуров «Война и мир Л.Толстого»). Как вы думаете почему? В чем смысл поразительного сходства Ипполита и Элен?

4) Чем выделялись среди гостей салона Пьер и А. Болконский? Можно ли сказать, что речь Пьера в защиту Наполеона и французской революции, отчасти поддержанная Болконским, создает в салоне А.П. Шерер ситуацию «горя от ума» (А.А. Сабуров)?

5) Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Тол¬стого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (гл. 6) развлечений петербургской «золотой» молодежи. Ее «совместное буйство» - «салонная чопорность навыворот». Согласны ли вы с этой оценкой?

6) Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный ком-позиционный прием в романе) с эпизодом «Именины у Ростовых».

7) И эпизод «Салон А.П. Шерер», и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплены с главами, рисующими семейное гнездо Болконских.

8) Вы можете назвать цели прихода в салон разных посетителей?

9) Но в то же время в салоне обнаруживается чужеродный элемент. Кто-то явно не хочет быть безликим «веретеном»? Кто же это?

10) Что мы узнаем о Пьере Безухове и Андрее Болконском, едва переступив порог салона фрейлины ее величества А.П.Шерер?

11) Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?

12) Сопоставьте портрет Пьера и князя Василия и их манеру поведе¬ния.

13) Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера Безухова и Андрея Болконского

Автор Ермуханова Гульмира Тимержановна
Дата добавления 23.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1543
Номер материала 58184
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓