Главная / Русский язык и литература / Урок по развитию речи

Урок по развитию речи

Урок развития речи в 9 классе.

Тема: «Этюд в зимних тонах»

Цели: обогащать эмоционально-эстетическое восприятие при работе с поэтическим словом, музыкой, живописью; представить богатство и разнообразие окружающего мира, его многосторонние связи с видами искусства.

Задачи:

     активизировать ассоциативное мышление;

    выявить творческие способности учащихся;

мотивировать учащихся на прослушивание произведений мировой музыкальной культуры;

формировать позитивное отношение к окружающему миру и желание откликаться на его красоту, познавая виды искусств.

Тип урока: интегрированный, комбинированный.

Используемые методы, приёмы, технологии обучения:

Методы:

        наглядно-слуховой (музыка);

        наглядно-зрительный (живопись, репродукции, презентация);

        словесный (беседа);

        практический (театральные импровизации);

        личностно-ориентированный;

        информационно-коммуникационные технологии;

        технология развивающего обучения.

Используемые формы организации познавательной деятельности:

        фронтальная;

        индивидуальная;

        групповая;

        парная.

Оборудование и основные источники информации:

        компьютер;

        презентация «Зима в живописи»;

        карточки «Этюд».

Прогнозируемый результат:

        учебно-познавательная компетентность (интерес к содержанию и процессу обучения путём написания этюда о зиме, знакомство с картинами русских художников);

        компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации (аудиальных, визуальных);

        речевая компетентность (умение грамотно выразить законченную мысль, привитие общей культуры общения);

        коммуникативная компетентность (выстраивание отношений в группе, эффективное взаимодействие со сверстниками в различных видах деятельности);

        компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (привитие навыков самоорганизации в процессе образовательной и творческой деятельности, развитие уверенности в себе, оптимистический взгляд на себя и собственное будущее);

        компетентность в культурно-досуговой деятельности (эффективная организация собственной досуговой деятельности – интерес к миру прекрасного позволит выбирать пути и способы использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность – посещение выставок, концертов, музеев и т.п.);

        креативная компетентность (выработка творческого подхода к любому виду деятельности, развитие творческих способностей).

Ход урока:

  1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, концентрация внимания.

- Добрый день, доброе утро! Какие замечательные слова! Когда мы здороваемся, мы протягиваем собеседнику руку. Какую роль играет в нашей жизни рука? (Ответы детей).

- А теперь возьмите лист бумаги, который лежит перед вами (А4). Положите руку на лист и обведите её. (Дети обводят контур своей руки).

- Внутри контура запишите ассоциации, которые возникают у вас при слове РУКА. (Надо подвести к тому, чтобы дети назвали слово ТВОРЧЕСТВО). Вывесить на доску эпиграф ТВОРЧЕСТВО – ЭТО ПОТРЯСАЮЩИЙ СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ. Москвина Марина.

Слайд1

  1. Актуализация знаний. (Учитель ставит перед учащимися проблему):

        Внимательно посмотрите театральную миниатюру и определите тему урока. (Выступление ребят. Обыгрывается слово «этюд». Художник, музыкант и поэт создают произведение – этюд).

Тема нашего урока «Этюд в зимних тонах». Слайд 2

       С этюдами знакомы ребята, которые занимаются в музыкально школе, художественной школе. При чём же здесь урок литературы, спросите вы. Это мы сегодня и узнаем, так как тема нашего урока «Этюд в зимних тонах».

        Мы с вами активизировали ассоциативное мышление, а теперь попробуем выявить ваши творческие способности.

        Что же такое этюд? Слово это имеет французское происхождение и переводится как «упражнение». Закончите фразу! Слайд 3

В музыке – это……

инструментальная пьеса, основанная на использовании какого-либо технического приёма игры и предназначенная для развития исполнительской техники; слайд 4

В живописи – это …..

рисунок, служащий материалом для работы над большой картиной;

слайд 5

В литературе – это…..

небольшое произведение, посвящённое отдельным вопросам.слайд6

А сейчас откроем тетради, запишем число и тему тему урока.

Прежде чем приступить непосредственно к работу над этюдами потренируемся и напишем словарный диктант в котором отражена наша тема.

Словарный диктант на тему «Творчество»

 Объяснительный диктант включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. Данный вид диктанта представляет собой своего рода коллективную проверку написанного, развивает внимание учащихся к орфограммам. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи - контролируют запись выполнения работы.

Живописные полотна, мировоззрение художника, восхищаться живописью, освещение картины, цветовая доминанта, красочный спектр, палитра, причудливый узор, галерея,  ожерелье, искусство, искусный, изобразить, отразить, силуэт, будто, обнажить, возвышенный, картинная галерея.

Самопроверка по презентации слайд 7

Проверяем карандашом. У кого нет ошибок? Можете смело поставить себе «5», а на перемене подать мне дневник. У кого 1-2 ошибки тоже 5. После урока мне дадут на проверку тетради следующие ученики________________________________________________________

Слова в которых допустили ошибки написать ниже в исправленном виде и подчеркнуть орфограмму в которой допущена ошибка.

  1. Работа над темой урока.

        Теперь возьмите «простой бумаги белый лист». Что он вам напоминает если мы посмотрим на него с точки зрения художника? ( белое покрывало, снег и т.д.)

Творческого человека видно невооружённым взглядом. Он творит особый мир. И мы сейчас будем творить особый мир – зимний мир, ведь за окном зима.

Когда я смотрю в окно, в памяти невольно всплывают строки:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит

Зима – одна из любимейших тем в творчестве многих поэтов и писателей, вечная тема любого вида искусства. Давайте же познакомимся с высказываниями о зиме, посмотрим какой ее увидели художники. Звучит отрывок из альбома П.Чайковского «Времена года» на фоне зачитываются строки из стихотворения

Слайд7

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна

(Есенин)



В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой

(Пушкин)



Колючие иголочки

Как будто в белом инее

(Некрасов)



И горят снежинки

В золотом огне.

(Есенин)

Разную и непохожую видим её мы на полотнах мастеров кисти и в музыкальных произведениях. То она бурная и радостная, то вдруг грустная и озабоченная….

А то, что мы услышали это отрывок из музыкального альбома П.И. Чайковского «Времена года. Вот как увидел зиму П.И.Чайковский.

Сегодня на уроке мы познакомимся с этюдом как видом словесного творчества.

Наша цель – живое впечатление от объекта, служащего предметом наблюдения, оформить словесно, т.е. написать сочинение-этюд. Объект наблюдения – фотографии нашего любимого города зимой, потому как этюд пишется с натуры и стихотворения поэтов, которые описывали свои зимние впечатления от увиденного. Первой известной попыткой использования сочинения-этюда в практике обучения, можно считать случай из жизни А.С.Пушкина.

Однажды преподаватель изящной словесности Царскосельского лицея Н.Ф.Кошанский принёс на занятие розу и предложил лицеистам описать её в стихах. Успешнее всех это сделал А.С.Пушкин.

       Я буду читать стихотворения о зиме разных поэтов. Выпишите на слух слова, словосочетания, метафоры, эпитеты и т.п. Читаю 1 раз. (Учитель читает стихотворения. Дети выписывают.)

    А теперь я разрешаю вам подсмотреть в листочек к соседу и найти слово, образ, который вы не заметили, и спишите его.

   Теперь обведите 3 слова, которые вам нравятся больше всего.

      Из этих 3 слов составьте предложение или словосочетание. Оно и станет заголовком вашего текста, этюда.

(Релакс-пауза. Закройте глаза и представьте то, о чем будете писать. Играет тихая музыка –подборка зимних композиций известных композиторов).

 

  1. Написание этюда.

 Теперь напишите небольшой текст – этюд, который должен соответствовать заголовку. По мере необходимости используйте слова и словосочетания с вашего листочка. А помогу вам написаь этюд фотографии нашего зимнего города.

Идет подборка фотографий на фоне музыки

  1. Чтение этюдов. Вспомним, что такое этюд. Получились ли у вас этюды?

  1. Рефлексия.

Давайте обратимся к творчеству замечательного писателя-пейзажиста М.Пришвина, который умел «схватить в слове проходящее мгновенье», мастерски передавал жизнь природы, замечал мельчайшие детали окружающего мира. Вел дневник и в нем отражал свое отношение к природе и человеку.

У М. Пришвина есть замечательные строки.

Благодарность.

Точно, как вчера, погожий день вышел из тумана, а ночь была лунная. Погода и благодарность – родные: одна родилась в природе, другая – в душе человека. И чувство гармонии в душе человека вышло из благодарности. И вот в это чудесное утро благодарю за чудесные темнеющие стручки акации с ее маленькими птичками и нагруженные подарками для белок еловые вершины, и за всякую вещь, переданную человеку от человека: за стол, за табуретку, за пузырек с чернилами и бумагу, на которой пишу.

       Давайте выразим благодарность прежде всего природе, которая дала нам возможность творить, фантазировать. Поблагодарим соседа по парте за помощь. И сами себя поблагодарим за сегодняшнее занятие. И я вас благодарю! И дарю Вам календари с пожелания ми на этот учебный год, а пейзажи на них помогут Ва закончить этюды.

 

VII.Д/з. закончить этюд вставив сложно-подчиненные предложения, разобрать по плану 2 предложения



























Приложение

Стихотворения о зиме

Скрип шагов вдоль улиц белых... 

Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.

От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.

Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.

А. Фет

***

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Ф. Тютчев

Евгений Онегин
(отрывок)

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняло пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы...
.......................................
 
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь тяжёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег,
Звездaми падая на брег.

А.С. Пушкин

Зима

Сергей Есенин

Вот уж осень улетела,
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали
И сковали все пруды.
И мальчишки закричали
Ей спасибо за труды.

Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится велой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

Урок по развитию речи
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок по развитию речи " Сочинение "Этюд в зимних тонах" . Может использоваться на уроках русского языка и литературы, как знакомство с одним из видов сочинений: сочинение-этюд.Задачи урока:

активизировать ассоциативное мышление;

выявить творческие способности учащихся;

мотивировать учащихся на прослушивание произведений мировой музыкальной культуры.

Автор Добровольская Елена Александровна
Дата добавления 27.02.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 302
Номер материала MA-065237
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓