Главная / Русский язык и литература / Урок по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"

Урок по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"


Урок литературы по теме «Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н.Островского «Бесприданница».



Цель урока: создать для решения проблемного вопроса о причине гибели главной героини пьесы А.Н.Островского «Бесприданница».


Задачи урока:

- продолжить совершенствование навыков исследовательской работы;

- развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности;

- совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;

- эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев.

- формировать навыки самообразовательной деятельности;

- способствовать развитию личностной и коммуникативной компетентностей.


Формы организации учебной деятельности:

- работа в группах;

- индивидуальная работа;

- фронтальная работа;

- самостоятельная работа с опорным конспектом;

- викторина;

- КСУ.


Методы и приемы:

- метод проектов;

- частично-поисковый метод.


Оборудование:

- портрет А.Н.Островского

- текст произведения

- DVD-диск с записью фильма Э.Рязанова «Жестокий романс»

- карточки для самостоятельной работы

- CD-диск с записью презентации проектной деятельности













ХОД УРОКА


Разочарованному чужды

Все уверенья прежних дней!

Е.Баратынский


Звучит мелодии романса

І . Слово учителя


Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского драматурга А.Н.Островского. На прошлых уроках мы говорили о «самом решительном произве-дении Островского – пьесе «Гроза». Говорили о хрупкой женщине – Катерине – ко-торая всколыхнула устои «темного царства», бросившись с обрыва в Волгу.

Через все творчество Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики «темного царства», и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, «какая в природе разлита», и красоту «го-рячего сердца», измученного неволей, жаждущего света, воздуха, любви.


В волнах Волги нашла свое единственно возможное освобождение Кате-рина, и почти через два десятилетия на берегу той же сказочно прекрасной реки об-рела смерть Лариса, человек «горячего сердца» , героиня пьесы «Бесприданница», о которой сегодня мы будем говорить на уроке внеклассного чтения.


Вдумайтесь в тему нашего урока: «Трагедия «горячего сердца»…

Трагедия… Это слово предполагает смерть. В конце пьесы действительно гибнет чудесная, одаренная, хрупкая девушка – Лариса Огудалова.


- Случайна ли ее гибель?

- Кто виноват в ее смерти?

- За что Лариса перед смертью благодарит своего убийцу Карандышева?


На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего урока.


Перед прочтением пьесы «Бесприданница» вы получили задание сравнить это произведение с уже изученной вами пьесой «Гроза». Что вы можете сказать по этому поводу?


( Мир диких и кабановых претерпел большие изменения. Кнуров и Вожеватов – купцы нового поколения, дельцы, они более европеизированы. Кнуров даже читает газету на французском языке, он сдержан, немногословен… Трудно представить себе Дикого с газетой в руках. Мы помним его как грубого, пошлого, невежественного купца, который постоянно всех ругает.

Невежественную Кабаниху сменила расчетливая Харитя Игнатьевна, которая ловко торгует красотой дочери.

Здесь блистает барин – Сергей Сергеевич Паратов, судовладелец...

Но за всем этим внешним блеском скрывается то же «темное цар-ство», в котором нет места настоящим чувствам: дружбе любви, состраданию).


- Каковы жанровые особенности данного произведения?


Выступление группы теоретиков литературы


( Род и жанр этого произведения совпадают – драма.

В толковом словаре дается три толкования слова «драма»:

1) драма – род литературных произведений, написанных в форме диалога без авторской речи для постановке на сцене;

2) драма – произведение этого рода литературы серьезного, но не героичес-кого характера;

3) драма – тяжелое событие, несчастье, переживание, являющееся причи-ной глубоких нравственных страданий.

К пьесе «Бесприданница» отчасти имеют отношение все три определе-ния этого слова).


- В основе любого драматического произведения лежит конфликт.

Конфликт – столкновение, противоборство противостоящих друг другу идей, нравственных принципов, характеров, различных социальных сил и исторических тенденций)


- В результате беседы мы должны выяснить, каков характер конфликта в пьесе «Бесприданница».

Обычно название пьес Островского – пословицы, поговорки, то есть, фразы со смыслом («Правда хорошо, а счастье лучше», «Сердце не камень», «Бедность не порок», «На всякого мудреца довольно простоты» и т.д.). Даже в «Грозе» есть под-текст. В «Бесприданнице», на первый взгляд, нет подтекста. Ну кто такая беспридан-ница?

Снова обратимся к нашим теоретикам литературы.

Группа литературоведов.

Бесприданница – бедная девушка, не имеющая приданого.


Но во времена Островского бесприданница – это девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.


Разница есть, и по-иному звучит название пьесы, и мы задумываемся:

- Кто же она, Лариса Огудалова?

- Что для нее главное: приданое, деньги? А может быть что-то еще?

- А загадки продолжаются…


Любое драматическое произведение начинается с афиши. Давайте и мы по-знакомимся с афишей драмы «Бесприданница».



ІІ. Защита проекта.


Марчук Яна готовила проект „Создайте афишу к пьесе „Бесприданница”.

(Декорация: берег Волги, свобода, пространство, воля, но… там … вдалеке. А здесь – музыка, вино, цыгане, шум. Лариса пытается вырваться из этого мира, ей здесь душно, темно.

О многом говорит и смысл имен персонажей, здесь Островский продолжает традиции «говорящих» фамилий и имен: Харита – прелестница, кнур – кабан, Лариса – в переводе с греческого – белая чайка. У всех персонажей указаны фамилии, и только Лариса названа по имени. Потому что «огудать» - обмануть, эта фамилия так подходит к ее матери, но только не к ней. Поэтому перед нами просто Лариса - белая чайка, живущая не по законам мира, ее окружающего, а по своим собственным, какие диктует ей сердце. Она парит над миром, как птица, ищет свободы и любви. Поэтому она протянула руки к чайке, парящей в небе.

Почему я изобразила ее на краю обрыва? Потому что она действительно оказалась на краю пропасти, на распутье, как она сама о себе говорит. Но когда человек стоит на распутье, это означает, что перед ним несколько дорог, просто он не может решить, по какой ему идти. А Лариса на какой бы путь ни шагнула – это шаг в пропасть…)



ІІІ. Проверка знания текста ( викторина с элементами КСУ).


- Почему же Лариса оказалась на краю пропасти? Кто же окружал ее? Давайте мы лично познакомимся с этими людьми, с героями пьесы, пригласим их для беседы. А заодно и проверим, как вы усвоили содержание этого произведения.


Героев приглашают для беседы. Группа корреспондентов ( 2 человека ) берут интервью).


1-я группа (Паратов).

- Согласно авторской ремарке, вы – «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30».Мнения различных персонажей о Вас довольно противоречивы. В глазах одних Вы «идеал мужчины», для других Вы всего лишь «промотавшийся ку-тила», «развратный человек». Вы узнали себя? (Сергей Сергеевич Паратов)


- Уважаемый Сергей Сергеевич! Будьте добры, представьтесь сейчас публике так, как представили себя при знакомстве с Карандышевым.

(«Человек с большими усами и малыми способностями»)


- Как называется пароход, владельцем которого Вы являетесь? («Ласточка»)

- Кому Вы его продаете? (Купцу Вожеватову)


- Помните, Кнуров интересуется, не жаль ли Вам продавать свой пароход? Что Вы ему ответили?

(«Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно. А теперь, господа, у меня другие дела и расчеты. Я женюсь на девушке очень богатой, беру в при-даное золотые прииски»)


- Господин Паратов, Вы употребляете в речи много пословиц и поговорок. Хари-та Игнатьевна Огудалова поинтересовалась однажды, откуда Вы столько русских пословиц знаете. Ответьте же, пожалуйста, Огудаловой.

(«С бурлаками водился, тетенька, так русскому языку и выучился»).


2-я группа (Харита Игнатьевна Огудалова).

- Вы вдова средних лет, принадлежите к «порядочной фамилии», одеваетесь «изя-щно, но смело и не по летам». Женщина Вы «бойкая и проворная», достаточно демо-кратичная в общении. Дом у Вас всегда полон гостей, хотя Вы не совсем разборчивы в выборе тех, кого приглашаете к себе. Будьте любезны, сударыня, представьтесь.

(Харита Игнатьевна Огудалова)


- Харита Игнатьевна, про Вас в городе говорят, что Вы живете не по средствам: открыто всех принимаете, дочери подарки дорогие дарите. Откуда у Вас деньги на это?

(Кнуров и Вожеватов дают деньги на подарки. Вожеватов: «Женихи платят-ся. Как кому понравилась дочка, тот и раскошеливайся. Потом на приданое возь-мет с жениха, а приданого не спрашивай»).

- Сколько у Вас дочерей? Какова их судьба?

( Три дочери. Старшую увез какой-то горец, кавказский князек… Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа-то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого-то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер. А Лариса – младшая)


- Вожеватов преподнес Вашей дочери Ларисе в подарок ко дню рождения дорогое украшение, а Вы заставляете ее благодарить за это не только Вожеватова, но и Кну-рова.

«А Кнурова-то за что?»- спрашивает Лариса.

Может быть, Вы раскроете секрет Ваших хитростей: почему Лариса должна бла-годарить за подарок двоих?

( Огудалова показала подарок Вожеватова Кнурову, сказав, что желала бы подарить дочери это украшение, да денег нет, видно, придется отказаться от приглянувшейся вещички. Попавшийся на хитрость Кнуров дал деньги на «покупку»).


3-я группа (Вожеватов)

- Согласно авторской ремарке, Вы «очень молодой человек», «один из представи-телей богатой торговой фирмы». Судя по всему, Вы занимаетесь перевозкой грузов по Волге, владеете баржами, собираетесь купить еще один пароход. Кто же Вы?

( Купец Василий Данилович Вожеватов)


- Василий Данилыч! Однажды Вы посоветовали Кнурову оригинальное средство борьбы с насморком. Будьте добры, расскажите, как эффективно и быстро избавить-ся от насморка?

(Вожеватов: «Мне один англичанин говорил, что от насморка хорошо шампанское натощак пить»)


- Василий Данилыч! Что за чай подавал Вам в кофейне слуга и почему Вы за него так дорого платили? (Это было вино, разлитое в чайники)


4-я группа (Лариса)

- Вы являетесь предметом преклонения и восхищения в своем кругу. «Эта женщи-на создана для роскоши», «дорогой бриллиант дорогой и оправы требует»,- так гово-рят о Вас персонажи пьесы. Ваше имя в переводе с греческого означает «чайка». Кто же Вы, милая барышня? (Лариса Дмитриевна Огудалова).


- Вы приводите в восторг всех слушателей своим пением. На каком инструменте Вы играете, какой романс Вы исполняете в пьесе?

(Играет на гитаре. Исполняет романс «Не искушай меня без нужды…»)


- Вы, конечно, помните имя своего жениха?

(Юлий Капитоныч Карандышев)


- Паратов удивляется тому, что Ваш выбор пал на человека мелкого и ничтожного, и спрашивает, какие достоинства имеет Ваш жених. Что Вы ответили Паратову?

(Он обладает одним, но самым дорогим достоинством – «Он любит меня»)


- Лариса Дмитриевна, Ваш жених возмущен тем, что Вы Вожеватова фамильярно называете Васей. Вот и Кнуров отмечает, что Вожеватов к Вам гораздо ближе, чем другие. В чем же состоит эта особенная близость? И чем ее объяснить?

( Вожеватов: «Да в чем моя близость? Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери иногда налью, песенку выучу, романы вожу, которые девушкам читать не дают».

Лариса: «Мы с малолетства знакомы, еще маленькими играли вместе – ну, я и привыкла).


- Лариса Дмитриевна, всем известна необычайная смелость и даже дерзость Паратова. Вы, как помнится, восхищались этими качествами Сергея Сергеича. Расскажите, как он однажды продемонстрировал эти свои качества.

( Стрелял в монету, которую держала в руке Лариса).


5-я группа (Робинзон)

- Вы провинциальный актер. Несмотря на то, что Ваш псевдоним Аркадий Счастливцев, нельзя сказать, чтобы судьба была к Вам особенно благосклонна. Ваша артистическая карьера не удалась. Да и в жизни Вы далеко не на первых ролях, чаще всего окружающие играют с Вами. Как Вас именуют по пьесе и почему?

(Робинзон. Он ехал на каком-то пароходе с купеческим сыном; оба пьяные до последней возможности. Творили они что им только в голову придет, публика все терпела. Наконец, в довершение безобразия придумали драматическое представление: разделись, разрезали подушку, вывалялись в пуху и начали изображать диких. Тут уж капитан, по требованию пассажиров, и высадил их на пустой остров. Мимо плыл на своем пароходе Паратов. Он подобрал Счастливцева, а купеческого сына не взял, оставил на острове).


- Вожеватов обещал Вас взять в «Париж». Как Вы думаете, возникнут ли у Вас проблемы языка, ведь вы не говорите по-французски?

( Нет. «Париж» - это трактир на площади в городе Бряхимове, так что французский язык там не нужен).


- Вас пригласили вместе с Вожеватовым, Куровым и Паратовым на обед к Карандышеву. Какое задание Вы получили от Паратова?

( Споить жениха – Карандышева)


6-я группа (Карандышев)

- Вы небогатый чиновник, жених самой красивой девушки провинциального городка. Информация исчерпывающая, чтобы угадать имя Вашего персонажа.

( Юлий Капитонович Карандышев)


- Позвольте узнать, Юлий Капитоныч, не сочтите за бестактность, долго ли Вы добивались руки Ларисы Дмитриевны?

( Вожеватов: «Он давно у них дома вертится, года три».

Карандышев: «Я три года терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от Ваших знакомых; надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними»).


- Юлий Капитоныч, вы говорите, что любите Ларису. Но почему Вы оказываете ей в просьбе поскорее поскорее уехать в деревню?

(Карандышев: «Дайте мне почувствовать всю приятность моего положе-ния… Теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться…)


- Господин Карандышев, как Вы отомстили своей невесте за измену, всем извест-но. А вот где Вы взяли пистолет?

( «В кабинете ковер громовой на стенку прибил, кинжалов, пистолетов тульских навешал»).


- Будут ли Вас судить за убийство невесты?

( Скорее всего, нет, так как Лариса в финале говорит: «Это я сама… Никто не виноват, никто… Это я сама» А свидетелей убийства не было).



ІV.Фронтальная беседа с элементами исследования.


- Как происходит наше знакомство с героиней. Какие слова она произносит при первом своем появлении)?

(Сначала мы знакомимся с ней заочно. Другие персонажи характеризуют ее, а именно Кнуров и Вожеватов. Лариса, главная героиня произведения, появляется только в третьем явлении, и то в конце его. Когда все говорят о ней, она сидит на скамейке, молчит и смотрит в бинокль на Волгу. Но самое неожиданное – ее первые слова. Когда человек приходит, логично сказать «здравствуйте», а первыми словами Ларисы в пьесе являются слова «до свидания..!». Т.е., вместо приветствия она произносит слова прощания. И мы приходим к выводу, что героиня стоит на пороге жизни, она уходит, но куда? С кем она прощается? )


- Мы знаем, что происходит в жизни Ларисы. Она выходит замуж.

А что же происходит в ее душе?

Обратимся к тексту.

( Чтение отрывка из текста ( І действие, 4 явление )


- Итак, в разговоре с Карандышевым Лариса произносит: «Вы видите, я стою на распутьи…». Какое страшное слово…«распутье». Что же оно обозначает?


Обратимся к литературоведам. Объясните значение слова «распутье».


( 1. Перекресток двух или нескольких дорог.

2. Перен.: в раздумье о том, что решить, что делать дальше).



- Итак, какие же пути есть у Ларисы?

( 1-й путь, несомненно, путь к Паратову. Его любит Лариса, он является для нее идеалом.

2-й путь – к Карандышеву, которого она не любит, а только хочет полю-бить.

3-й путь – к Кнурову, ведь ему выпала счастливая монета, теперь он хозяин Ларисы.



V. Коммуникативно-ситуативные упражнения.


1). Для Ларисы Паратов – это идол, идеал настоящего мужчины, что-то типа «прекрасного принца на белом скакуне». Вы – ее близкая подруга. Помогите ей увидеть настоящую сущность Паратова.

( Модель «Снежный ком» )


( Сергей Сергеевич Паратов – действительно, своеобразный, яркий, неординарный человек. Он молод, красив, одевается с шиком, всегда аккуратен. Паратов – достаточно щедрый человек (когда Иван бросился обметать его веничком, тот заплатил ему рубль). Сергей Сергеевич – человек широкой души, отдающийся искренним увлечениям, чем-то ведь он привлекает цыган, ямщиков, трактирных слуг. Он очень отчаянный, готовый поставить на карту не только свою, но и чужую жизнь. Вспомним, например, случай с кавказским офицером, знакомым Сергея Сергеевича. Хотя тот и отличный стрелок, но не каждый бы решился на отчаянный шаг: поставить себе на голову стакан и позволить выстрелить в этот стакан. А потом он сам решается на более отчаянный поступок: стреляет в монету, которую держала ты, Лариса. Он умеет красиво ухаживать, говорить комплементы и слова любви. Замечательно это передал Эльдар Рязанов в своем фильме «Жестокий романс»: он поднял карету и поднес ее к твоим ногам. Трудно такого не полюбить, тебя, Лариса, можно понять…


Но Паратов – жестокий человек. Люди для него – лишь игрушки, хотя он и ведет себя с ними довольно хорошо. Тем не мене, он бессердечен, и это проявляется в том, что, когда он проплывал мимо острова и решил взять человека, который там оказался, он взял его, как игрушку, не стал брать обоих людей, потому что ему нужен был актер, который развлекал бы его в дальнейшем путешествии. Такой же игрушкой стала для него и ты, Лариса.


Но самая большая беда в том, что ты, Лариса, его идеализировала. Слепо доверяя ему, ты не смогла увидеть его подлинных мотивов: расчета и корыстолюбия. Перед другими он их не скрывает: «У меня…ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И действительно доказывает это делом: продает «Ласточку», отказывается от тебя. Он не задумываясь оставляет тебя ради женитьбы на владелице золотых приисков. Свое увлечение тобой в прошлом он расценивает как глупость: если бы он на тебе женился – «вот бы людей насмешил!» При встрече он театрально упрекает тебя а заодно и всех женщин в коварстве и непостоянстве, цитируя Шекспира: «О, женщины! Ничтожество вам имя!» Ему важно убедиться в своей власти над тобою, в том, что ты его еще любишь. И требование его к тебе бросить жениха во время званого обеда и уехать с холостой компанией за Волгу – это тоже следствие его самолюбия. Блестящий Паратов оказывается заурядным соблазнителем, который губит тебя ради мимолетного удовольствия. Всеми действииями Паратова движет стремление к богатству, к выгоде. Вот его истинная сущность.

2). На вопрос Паратова «Позвольте узнать: ваш будущий супруг, конечно, обладает многими достоинствами?» Лариса отвечает: «Нет, одним только… Зато дорогим … Он любит меня». Значит, Лариса может быть с ним счастлива?

( Модель «Альтернатива» )


( - Я считаю, может. Карандышев – честный человек. Сам о себе он сказал, что взяток не берет, а значит, деньги для него не главное. Он согласен жениться на Ларисе, хотя она бесприданница. К тому же он три года ухаживал за Ларисой, терпел унижения, три года сносил насмешки прямо в лицо от знакомых и гостей Ларисы. Наверное, это говорит о силе его чувства. Да , Лариса сейчас не любит его. Согласие ее на брак с Карандышевым – вынужденное, он просто вовремя подвернулся. Не умея притворяться, Лариса признается жениху, что только хочет полюбить его, потому что ее манит скромная семейная жизнь, что ждет от него сочув-ствия, нежности и ласки. Она хочет верить в то, что такое отношение будущего мужа вызовет со временем ответное чувство. Может, так и случилось бы...


- А я считаю, что Лариса никогда не была бы счастлива с Карандышевым.

И в доказательство своих слов я закончу фразу Карандышева: «Три года я терпел унижения, три года я сносил насмешки прямо в лицо от ваших знакомых, надо же и мне, в свою очередь, посмеяться над ними» - вот что движет поведением Карандышева. Многие бестактные реплики Карандышева, его поведение убеждают нас в том, что это не тот человек с доброй и чуткой душой, который сможет сделать Ларису счастливой. Он бестактен по отношению к Ларисе, попрекает ее прошлым, «цыганским табором»,любовью к Паратову, и ревниво придирается к свободному разговору с Васей Вожеватовым, и злобно завидует преуспевающим дель-цам. Сама нелепая идея званого обеда – результат болезненного уязвленного само-любия, зависти, ревности и тщеславия, которые, в общем-то и составляют основу его характера. Карандышеву недостает чуткости, любви к невесте. Ни он, ни Харита Игнатьевна не обращают внимания на настойчивые просьбы Ларисы о скром-ной и простой свадьбе. Их одолевают тщеславные мысли о великолепном торжестве, где будет блистать красотой и богатым нарядом невеста. Лариса мечтает об отъезде в деревню, о тихой скромной семейной жизни. Но Карандышев так горд своей победой, так хочет «погордиться и повеличаться», что совершенно равнодушен к чувствам девушки. Он, конечно, не тот человек, который мог бы дать Ларисе счастье, - он слишком тщеславен и самолюбив ).




3). Кнуров. Я все думал о Ларисе Дмитриевне. Мне кажется, она теперь находится в таком положении, что нам, близким людям, не только позволительно, но мы даже обязаны принять участие в ее судьбе.

Действительно ли «близкие люди» (Кнуров и Вожеватов) переживают за Ларису и искренне хотят ей помочь? Путь к Кнурову – это спасение для Ларисы?

( Модель «Спикер»)


Или: На вопрос, кто из героев «Бесприданницы» вызвал наибольшие симпатии, десятиклассница уверенно заявила: Кнуров. И с ней тут же согласились другие. Их аргументы: Кнуров – человек основательный, надежный, в жизни с таким не пропадешь. Значит, путь к Кнурову – спасение для Ларисы?


( Кнуров – типичный представитель купеческого сословия. Им руководит холодный расчет. И главное в его жизни – деньги. Кнуров осознает свою несокрушимую силу, открыто презирает всех окружающих. Но Лариса его поражает: он вдруг увидел человека, для которого деньги ничего не значат. С удивлением и даже восхищением он говорит, что в Ларисе «земного, этого житейского, нет». Лариса ему действительно нравится. Вряд ли он лукавит, когда признается Ларисе, что готов был бы жениться на ней, если бы был свободен. Однако же слова «любовь» в его речах нет. Он говорит о женитьбе, о деньгах, но не о любви. Мокий Пар-меныч отличается целеустремленностью, добиваясь Ларисы. По его мнению, Лариса – это «дорогой бриллиант», требующей дорогой оправы, поэтому Кнуров и предлагает девушке унизительное положение содержанки. Ее, как вещь, уже разыграли в «орлянку», и ее нынешний хозяин, Кнуров, успокаивает, чтобы она не боялась стыда: «громадное содержание», которое он может предложить, заставит замолчать всех сплетников. Предлагая Ларисе свое покровительство, он проводит оче-редную сделку, как будто речь заводит о каком-то коммерческом предприятии и старается уговорить будущего компаньона: «Не угодно ли со мной в Париж, на выставку?» Ни слова о чувствах, только четкое деловое предложение. Этого Лариса не может принять. Материальные соблазны Ларисой отвергаются. Никому не нужна любовь одинокой чайки.

Но в конце пьесы, когда Лариса уже осознала себя вещью, она готова принять циничное предложение Кнурова. «Уж теперь у меня перед глазами заблестело золото, - говорит она, - засверкали бриллианты». В финале Лариса не щадит ни Карандышева, ни саму себя: «…я любви искала и не нашла… ее нет на свете…нечего и ис-кать. Я не нашла любви, так буду искать золота». Может быть, она сама не дает себе отчета в том, что говорит, что ей несет этот выбор, что ожидает ее в будущем. А ожидает ее нравственная смерть. А для Ларисы это страшнее физической гибели. «Позовите Кнурова» - ведь это все равно, что в петлю, что в омут.

Поэтому путь к Кнурову – это не выход, это медленная мучительная казнь своего сознания, это мучительная нравственная смерть.


VІ. Работа с текстом. Инсценирование эпизода. Выразительное чтение наизусть.


- Но есть и 4-й путь. Лариса поняла, что никому не нужна ее любовь, любовь одинокой чайки. Допета ее печальная песня, прерван ее грустный романс и звучит в ее устах монолог о смерти).

( чтение монолога наизусть)


- Как видите, у Ларисы нет решительности и воли Катерины, силы и цельности ее характера. Ей недостает сил расстаться с жизнью. И она находит другой выход – бросить болезненный вызов миру корысти и наживы, приняв предложение Кнурова. Но это, как мы уже сказали, нравственная смерть Ларисы, от которой спасает ее выстрел Карандышева.


VІІ. Фронтальная беседа.


А теперь давайте ответим на вопросы, которые были поставлены в начале урока?


  1. Можно ли считать случайностью смерть героини?

( - Да, ведь Карандышев не хотел ее убивать, он просто хотел вернуть ее…

- Нет, это неизбежный финал. Так как все нити с жизнью у Ларисы порваны, нет ценностей, которые удержали бы ее на земле. Расчет, цинизм погубили тонкую чувствительную душу героини, ей не выжить в мире, где все продается и покупается. Финал неизбежен).


  1. Кто виноват в смерти Ларисы?

( Мать, Паратов, Карандышев… все виноваты).


  1. За что же благодарит Лариса перед смертью Карандышева?

( За то, что избавил Ларису от страданий, от позора, от унижения и окончательного падения, от разочарования в людях ).


- Обращаемся к литературоведам. Объясните значение слова разочарование.


( Разочарование – чувство неудовлетворенности по поводу чего-либо несбывшегося, неудавшегося, не оправдавшего себя, то же, что и разуверение, т.е., потеря веры во что-то).


Не случайно кульминационной сценой пьесы является исполнение Ларисой романса на стихи Е.Баратынского «Разуверение». Слова этого романса взяты эпиграфом к уроку:

Разочарованному чужды

Все уверенья прежних дней.


VІІІ. Защита проекта.


«Роль романса в раскрытии психологического состояния героя».


ІХ. Домашнее задание.


  1. Закончить таблицу до конца.

  2. Дрянное оружие собрал в свою коллекцию Карандышев. Его пистолет дал осечку...














Урок по пьесе А.Н.Островского "Бесприданница"
  • Русский язык и литература
Описание:

Дружба, любовь... Чувства, возвышенные, нежные... Но часто случается, что если где-то заблестит золото, то эти прекрасные чувства отходят на второй план. Лариса Огудалова, главная героиня пьесы А. Н. Островского "Бесприданница", была умной, талантливой, красивой девушкой, как и все, мечтала о счастье. Но её жизненные принципы вступили в противоречие с ценностями буржуазного мира, где все — на продажу.

Данный конспект урока раскрывает именно эту тему, может быть использован на уроке и во внеклассном мероприятии

Автор Шамбулина Татьяна Александровна
Дата добавления 08.03.2016
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1487
Номер материала MA-065440
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓