Главная / Начальные классы / Урок по окружающему миру на тему " Россия на карте"

Урок по окружающему миру на тему " Россия на карте"

Урок по окружающему миру во 2 классе


Тема: «Россия на карте»


Тип урока: урок открытия новых знаний.


Технология урока: ТРКМ («корзина идей», «инсерт»)


Цели: - познакомить с понятием «карта», с видами карт;

- учить «читать» карту и правильно показывать объекты на ней;

- воспитывать чувство патриотизма.


В результате изучения темы:

обучающиеся должны знать:

- понятие «карта»;

- виды различных карт.

обучающиеся должны уметь:

- «читать» карту, показывать на ней объекты.


Оборудование: учебник «Окружающий мир 2 класс», автор А.А.Плешаков; электронная презентация; индивидуальные карточки; листы самооценки; музыкальная запись песни И.Шаферана «Красно солнышко»; физическая карта РФ; картинки «Незнайка и Знайка».


Этап занятия

Ход урока

УУД

1.Актуализация новых знаний

- Здравствуйте. Ребята, сегодня у нас в классе гости. Давайте их поприветствуем.


Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Куда мы с вами попадём –
Узнаете вы скоро.
В известном мультике найдём
Помощников весёлых.


Просмотр фрагмента мультфильма «Незнайка и его друзья».


- Кто же нам сегодня будет помогать на уроке?

- Молодцы!

- А теперь отгадайте мою загадку:

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

(Карта)

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

- Откройте учебник на с. 90 и прочитайте тему нашего урока.

- Кто из вас уже работал с картой? Что можете рассказать?

- Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

- Прочитайте учебные задачи в учебнике.

- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие и узнаем, что такое карта, будем учиться «читать карту». А помогать нам будет Незнайка. - Но сначала он хочет узнать, а всё ли вы помните из уже изученного на предыдущих уроках. Ведь, по его словам, это вам сегодня ох как пригодится. Перед вами лежат карточки. Незнайка просит вас их заполнить.


Выполнение заданий


- А вот и Знайка к нам присоединился и очень интересуется вашими результатами.


Проверка выполнения заданий.


- Кто не допустил ни одной ошибки? Кто допустил одну ошибку?

- Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

Познавательные УУД

1.Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.Проедставлять информацию в виде схемы.

3.Выявлять сущность, особенности объектов.

4.На основе анализа объектов делать выводы.

5.Обобщать и классифицировать по признакам.

6.Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

2. Совместное открытие знаний

- Давайте вспомним, с помощью чего Незнайка будет вместе с нами путешествовать?

- Как вы думаете, а что же такое карта?


«Корзина идей»


- Как вы видите, у нас нет однозначного ответа на этот вопрос.

- Давайте проверим наши предположения. Откройте учебник на странице 94-95, найдите и прочитайте ответ на этот вопрос.


«Корзина идей». Подведение итогов.


- Оказывается существует несколько видов карт. А какие, вы узнаете выполнив следующее задание.


«Инсерт» по статье «Виды карт».


- Что для вас было знакомым из прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

- Молодцы. Вы хорошо справились и с этим заданием.

- Итак, мы с вами выяснили с кем и с помощью чего мы будем путешествовать. Осталось выяснить – куда же мы отправимся в путешествие.

- Сейчас послушайте слова из песни «Красно солнышко» и ответьте мне на этот вопрос.


Песня «Красно солнышко»

Умывает красно солнышко
Руки тёплые в росе
И Россия, как Алёнушка,
Предстаёт во всей красе.
Припев:
Ни в близи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила:
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берёз Россия.
У неё коса пшеничная,
Родниковые глаза.
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.


- Куда же мы отправляемся в путешествие?

- Молодцы.

- Сейчас мы с вами поработаем в парах.

- Откройте учебник на странице 92-93. Рассмотрите фотографии, найдите эти места на карте. Обозначьте их фишками с соответствующими номерами.


Работа в парах по карте.


Проверка выполненного задания.


- Молодцы.

- Но вот беда, ребята. Незнайка никак не может понять, как по таким картам можно что-то разобрать? Ведь на них всё в беспорядке раскрашено разными цветами, какие-то чёрточки, линии. Как же нам быть? Что-то ведь надо делать?

- Вот Знайка мне подсказывает, что не зря мы сегодня вспоминали стороны горизонта. Оказывается, очень важно знать их расположение на карте. Помогите мне на карте обозначить стороны горизонта.


Работа по карте на слайде.


- А теперь давайте подумаем, что указано на карте разными цветами?..

-Какие цвета вы видите на карте?

Итак, голубым цветом обозначена вода, коричневым – горы, зелёным и жёлтым – равнина.

- Ребята, Незнайка интересуется, а почему же равнины обозначены двумя цветами?

Мы с вами знаем, что на равнине есть низкие места – низменности, и более высокие – возвышенности. Зелёным цветом обозначены низменности, а жёлтым – возвышенности.

-Давайте посмотрим, как вы запомнили, что обозначают на карте разные цвета. Откройте учебник на странице 90-91. на карте найдите и назовите:

- моря, омывающие нашу страну с востока;

- равнину на западе нашей страны;

- плоскогорье.


Проверка по слайду.




Регулятивные УУД

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей.

3.Прогнозировать предстоящую работу.

4.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


















Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Умение работать в паре.












Личностные результаты

1.Развиваем умения высказывать своё мнение, выражать свои эмоции.

2.Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3.Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3. Самостоя-тельное применение знаний

- Молодцы, ребята! Знайка очень рад за вас, но он приготовил для вас новое задание. У каждого из вас на парте лежит текст, но в нём есть пропущенные слова, которые обозначены прямоугольниками. Задание: закрасьте прямоугольники нужным цветом.


Вначале Никитин плыл на корабле по реке. Она называется Волга. Путь её пролегал по равнине. Она называется Восточно-Европейской. Затем Афанасий Никитин плыл на корабле по морю. В наше время оно называется Каспийским морем. После этого он пересёк горы. Они называются Иранское нагорье. Затем он снова сел на корабль и поплыл по морю, которое называется Аравийским. Наконец он пришёл в Индию.



Самостоятельная работа.


Коллективная проверка и показ объектов на карте.


- Молодцы! Незнайка и Знайка очень довольны вами!























4. Итог урока


Рефлексия

- Наше путешествие на сегодня заканчивается. А возвращаемся мы с багажом знаний.

- Возьмите, пожалуйста, листы самооценки и оцените свою работу.

- Ну что ж, Незнайка и Знайка прощаются с нами до новых встреч и просят показать ваше настроение.

Смайлики

Регулятивные УУД.

- оценивание своей работы и ее результата

5.Домашнее задание

- Дома ещё раз всё повторите в учебнике на стр.90 – 91, стр.94-95

Вот и кончился урок.

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.





Приложение


Различные карты

Земля имеет форму шара. Уменьшенной моделью Земли является глобус. Работать с глобусом не всегда удобно, так как размеры Земли на нём сильно уменьшены. Поэтому учёные придумали другой способ изображения земной поверхности, уже на плоскости - карты.

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Об условных знаках вам расскажет другой ученик, а мы поговорим о картах.

Карты бывают разными. Есть физические карты, на них изображены моря, реки, озёра, горы, города т.д. А бывают физические карты, на них показаны разные государства, каждое имеет свой цвет (ученики рассматривают карту и находят Россию). Россия- самое большое по площади государство.
Существует множество других карт: климатически- на них показана средняя температура воздуха в разное время года; геологические карты – показывают месторождение полезных ископаемых (уголь, гранит, золото и т.д.); карты растительного и животного мира- на них показано где какие животные обитают и где растут разные растения. (Рассматривают разные виды карт )



Лист самооценки
Ф.И.________________________________________________

Отметь знаком «+» нужное утверждение

Я знаю, что такое карта


Я знаю, что обозначают разные цвета на карте


Я могу показать свою страну на карте


Я умею находить объекты на карте


Я умею показывать реки, моря и горы на карте



Урок по окружающему миру на тему " Россия на карте"
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока по окружающему миру на тему "Россия на карте" 2 класс.

В результате изучения темы:

- понятие «карта»;

- виды различных карт.

- «читать» карту, показывать на ней объекты.



Автор Садыкова Оксана Владимировна
Дата добавления 10.05.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 498
Номер материала 59118
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓