Главная / Музыка / Урок по музыке в 3 классе "Семейные традиции и обряды. Сажание на коня"

Урок по музыке в 3 классе "Семейные традиции и обряды. Сажание на коня"

Документы в архиве:

56.5 КБ 21 урок.doc
2.48 МБ 3кл сажание на коняююю.flp
1.54 МБ 604.Эже тилеги минус.mp3
525.45 КБ 605.Брусиловский Шашу минус.mp3

Название документа 21 урок.doc

Сабақ жоспар - конспектісі

План-конспект урока № 5

Күні. Дата:____________________________

Сабақ тақырыбы. Тема урока: Семейные традиции и обряды. Сажание на коня

Сабақ мақсаты. Цель урока: продолжить знакомство с обрядами и обычаями казахского народа

Сабақ тұрі. Тип урока: урок углубления и расширения темы

ОҚЫТУ МЕН ТӘРБИЕЛЕУДІҢ МІҢДЕТТЕРІ. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Білім алатын. Воспитательная:

1.Воспитывать поликультурную личность.

2.Воспитывать чувство патриотизма.

Тәрбиелік.Образовательная:

1.Рассказать об обычае казахского народа Атқа менгізу (сажание на коня).

2.Послушать и проанализировать музыку.

Нығайтушы.Развивающая:

Развивать умение анализировать музыку, используя рабочую тетрадь.

Исполнять песни на русском и казахском языках разного характера и содержания.

Жәрдемақылар , демонстрация жасайтын материал. Пособия, демонстрационный материал:

1.учебник

2.фонохрестоматия

3.фортепиано

4.портрет Брусиловского

Әдістер. Методы:

1. наблюдения за музыкой.

2.музыкальной импровизации

3.эмоциональной драматургии.

4.забегание вперёд.

5.сравнения.

6.обобщения


САБАҚ ҰСТАУЫ


СОДЕРЖАНИЕ


УРОКА

Музыкалық материал. Музыкальный материал:

Слушание: Е.Брусиловский фортепианная пьеса «Шашу».(Д6,тр.5)

Пение: «Әже тілегі» слова Х. Талгарова, музыка Т. Коныратбаева, поэтический перевод Л. Доможировой(Д6, тр.4); «Наши мамы самые красивые» поэта М. Пляцковского, композитора Ю. Чичкова(Д6,тр.1-3).

Көркем материал. Художественный материал:

стихотворение Султана Калиева «Бабушка» на русском (перевод Ю.Могутина) и казахском языках

САБАҚ КЕЗЕҢДЕРІ. ЭТАПЫ УРОКА:

  1. Организационный момент, приветствиеия малышам. учителя, установление рабочей обстановки. Повторение песни«Если бы» музыка С. Томина, слова М. Раскатова

  2. Повторение темы прошлого урока.

  3. Беседа по теме урока стр.85

  4. Рассказ о народном казахском композиторе Е.Брусиловском.

  5. Слушание: Е.Брусиловский фортепианная пьеса «Шашу» (анализ пьесы «Шашу» в рабочей тетради).

  6. Инсценирование обряда Атқа менгізу

  7. Разучивания песни «Әже тілегі» слова Х. Талгарова, музыка Т. Коныратбаева. Рассмотреть репродукцию картины А.Бахтыгалиева «Утро».

  8. Подготовка к 8 марта, продолжить разучивание песни «Наши мамы самые красивые» поэта М. Пляцковского, композитора Ю. Чичкова

  9. Обобщение. Домашнее задание.

БІЛІМНІҢ ЗНАНИЯ:

1.Знать обряды и обычаи казахской степи- ритуал шашу.

2.Знать значение слова Атқа менгізу (сажание на коня)

ІСКЕРЛІКТІҢ . УМЕНИЯ:

1.Уметь рассказать ранее пройденный материал.

2.Ументь анализировать прослушанные произведения.

ДАҒДЫЛАР .НАВЫКИ:

1. Исполнять песню мягко, душевно, искренне, выразительно.

2. Навык исполнения песни на казахском языке.

Үй тапсырма. Домашнее задание: У-86

Следующим обрядом с которым знакомятся школьники является обряд Атқа менгізу (сажание на коня). Он проводится, когда малышу исполняется 4-5 лет. Ребенка нарядно одевают, сажают на жеребенка-трехлетку в специальное детское седло. Уважаемый гость не спеша водит коня с маленьким наездником вокруг аула. Аксакалы и гости дарят юному джигиту камчу, лук, копье и желают ему прямой, открытой дороги. В это же время проводится ритуал шашу: раскидываются сладости, символизирующие богатство и достаток. Дети и молодежь устраивают состязания, проводят игры. Рассмотреть репродукцию картины А.Бахтыгалиева «Утро». Каменное изваяние – менгир является образным символом мудрости предков, которые передают свои знания, умения молодому поколению. Найти связь между содержанием картины и изученным обычаями казахского народа. Эта связь выражается в уважении предков, следовании традициям своего народа.

Тема «Традиции и обряды» волновала многих композиторов. Свое отношение к ним они передавали в музыке, изображая картины народных праздников. В этом ряду особое место занимает казахстанский композитор Е.Брусиловский и его фортепианная пьеса «Шашу». Музыка пьесы звонкая, веселая, танцевальная, игривая. Мелодия, построенная на многократном повторении символизирует повторяющиеся действия участников обряда. Мы представляем, как женщины весело подкидывают сладости и как они рассыпаются среди гостей. Ощущается, что все участники праздника охвачены радостными чувствами и не могут скрыть свое отношение к происходящему: танцуют, поют.

Инсценирование обряда Атқа менгізу проводится после разучивания песни «Әже тілегі» слова Х. Талгарова, музыка Т. Коныратбаева, поэтический перевод Л. Доможировой и анализа пьесы «Шашу» в рабочей тетради. Использовать в инсценировании традиционные игры и состязания казахского народа. Обратить внимание на то, что это композиторская песня в отличие от народной «Қаз, қаз болам». Эпиграфом к песне может стать стихотворение Султана Калиева «Бабушка» на русском (перевод Ю.Могутина) и казахском языках. Обсудите его с учащимися.

Бабушка

Мы – сыновья твоих сынов,

Твои внучата, бабушка.

И нам дороже всяких слов

Простое слово – бабушка.

Кто научил нас говорить?

Кто в жизнь нас вывел?

Бабушка!

Ну как тебя благодарить,

Родная наша бабушка!

Ты даришь нам добро и свет,

Седая наша бабушка.

Как дружный хоровод планет,

Вокруг тебя мы, бабушка.


Әже

Ұл-қызыңа ерген

Немерең - біз, әже.

Немереңнен өрген

Шөберең – біз әже.


Үйреткен сөз мәнін

Тілімізсің, әже.

Жарқыраған дәйім

Күнімізсің, әже.


Шуағынды сеуіп,

Жайна, анамыз - әже.

Жұлдыздарың сені

Айналамыз, әже.



Урок по музыке в 3 классе "Семейные традиции и обряды. Сажание на коня"
  • Музыка
Описание:

Сабақ мақсаты. Цель урока: продолжить знакомство с обрядами и обычаями казахского народа

Сабақ тұрі. Тип урока:урок углубления и расширения темы

ОҚЫТУ МЕН ТӘРБИЕЛЕУДІҢ МІҢДЕТТЕРІ. УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

Білім алатын. Воспитательная:

1.Воспитывать поликультурную личность.

2.Воспитывать чувство патриотизма.

Тәрбиелік.Образовательная:

1.Рассказать об обычае казахского народа Атқа менгізу (сажание на коня).

2.Послушать и проанализировать музыку.

Нығайтушы.Развивающая:

Развивать умение анализировать музыку, используя рабочую тетрадь.

Исполнять песни на русском и казахском языках разного характера и содержания.

Автор Рубан Александра Михайловна
Дата добавления 16.08.2015
Раздел Музыка
Подраздел Конспекты
Просмотров 498
Номер материала MA-060404
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓