Конкретный
смысл действия умножения (2 класс)
Цели урока:
- познакомить
детей с новым действием
- раскрыть смысл
действия умножения
Ход урока.
1. Организационный
момент
2. Сообщение
целей урока
-
Сегодня на уроке мы отправимся в «икс»-педицию к математическому полюсу.
Итак,
идем мы в иск-педицию.
Чтобы
дорогу нам найти,
«Икс»-педицию
надо провести.
В
этой «Икс»-педиции
На
вас я буду полагаться,
На
вашу эрудицию
В
дороге опираться.
Задачи
в «икс»-педиции
Для
вас, для всех, для всех.
От
их решенья быстрого
Зависит
наш успех.
3. Устный
счет.
1)
Найдите сумму трех одинаковых слагаемых,
каждое из которых равно 4.
2)
Прибавляйте к 6 по 6, пока не получите 30.
3)
Вычитайте из 35 по 5, пока не получите 5.
4)
У жука 3 пары лапок. Сколько всего лапок у
жука?
5)
В школьном хоре 40 девочек и 30 мальчиков.
На сколько больше в хоре девочек, чем мальчиков?
6)
Отгадайте ребус.
(Сторона)
Дети,
которые хотят проверить, поднимают руки. Учитель по руке выбирает проверяющего.
Ученик называет правильные ответы, все проверяют. Если ответ правильный, над
ним ставят плюс, если неправильный- минус.
Оценивание
устного счета. Одна ошибка, ставят себе 4, две ошибки 3.
4. А
вы знаете игру Али-баба и 40 разбойников.
Дело
в том, что 40 разбойников тоже отправились в экспедицию, но в другую страну. Но
они не могут идти незамеченными. Поэтому они просили нас помочь сгруппировать
их по 5 человек. Но они не знают, сколько групп получится: если будет больше 9,
то их заметят.
-
У вас на партах лежат листочки в клеточку. На них вы будете делать расчеты.
Видите, точками обозначено количество разбойников. Сосчитайте число групп,
объединяя их по 5.
-
Сколько групп получилось? (Получилось 8 групп. Значит, разбойники пройдут
незамеченными.
-Давайте
сделаем отметку на своём листке. Запишем на математическом языке, что мы
сделали. (Мы объединили по 5)
-
А сколько было разбойников? (Всего было 40 разбойников)
-
Значит, если всё сложить, то получится 40.
Учитель
записывает на доске:
5+5+5+5+5+5+5+5=40
-Сколько
всего групп получилось? (Получилось 8 групп)
-
Смотрите: мы по 5 взяли 8 раз. Ребята, нам надо пройти через ущелье. Сколько у
нас человек в классе? (У нас в классе 26 человек)
-
Чтобы пройти надо построиться парами. Во-первых, так как там узко, а во-вторых,
чтобы никого не потерять.
-
Ниже у вас на листочке отмечены точки. Пересчитайте, сколько их? (26)
-
Теперь сгруппируйте эти точки по 2. Сосчитайте, сколько пар у нас получится.
(Получилось 13 пар)
-Делаем
математическую запись:
2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=26.
-
Мы с вами по 2 взяли 13 раз. Сесть бы на пенек, съесть пирожок, а хотите – по
2? (Да)
-
Тогда надо сделать расчет. Нас 26 человек, каждому по 2 пирожка. Давайте
записывать.
-
Сколько раз по 2 надо будет сложить? (26, так как у нас в классе 26 человек)
Учитель
пишет, сбивается, предлагает еще раз посчитать.
-Как
вы думаете, удобно так записывать? Мы с вами по 2 взяли 26 раз, а пока все
сосчитаем….
-
А я знаю, что есть действие умножения. И можно плюс заменить крестиком или
точкой. Для того чтобы было удобнее вести запись, математики придумали, что при
вычислении суммы можно записать короче.
-
Вот смотрите, мы считаем группы разбойников. Мы по 5 взяли 8 раз, можно
записать так.
Учитель
записывает на доске:
5
∙ 8 =40
-
А читают это так: 5 умножить на 8 или по 5 взять 8 раз. Повторите, кто
запомнил. (Дети повторяют)
-
А как мы запишем, когда строились парами, чтобы пройти через ущелье?
2
∙ 13 = 26
13
∙ 2 = 26
-
Какую запись вы считаете верной? (Почему?)
(Учитель
выслушивает ответы детей)
-
Сколько человек у нас в группе? (Два)
-
Значит, по 2 взяли 13 раз.
-
Теперь осталось отдать сведения в столовую, чтобы заказать пирожки. Как
записать? ( 2 ∙ 26)
-
Почему? (По 2 пирожка 26 ребятам)
-
В каком случае мы можем заменить сложение умножением?
(Если
все слагаемые одинаковые)
-
Итак, какое первое открытие мы сделали? ( Если складываем одинаковые числа, то
можем заменить сложение умножением)
5.
Работа на печатной основе. Рассмотрите футбольную команду. Настоящий вратарь
всегда играет в перчатках. Сколько пальцев на руках 3,4,5 игроков? Работа по
заданию.
6.Закрепление.
Работа по
учебнику.
С.48№1.
Дети объясняют
записи и читают разными способами.
Работа над
задачами.
С.48 № 2.
- Поставь вопрос к
задаче, чтобы она решалась в одно действие.
- А сейчас, чтобы
задача решалась в два действия.
7. Самостоятельная
работа.
С. 48 № 4.
- выполните
действия столбиком и запишите проверку к каждому примеру.
8. Задание на
смекалку.
Рассеянный мальчик
вышел из дома и пошел к своему другу Андрею. Расстояние между их домами 2км.
Когда он прошел половину пути и сел отдохнуть, то вспомнил, что забыл дома
книгу. Мальчик вернулся домой, взял книгу и снова пошел к Андрею. Когда он
подошел к дому Андрея, то вспомнил, что на месте отдыха забыл сумку. Мальчику
пришлось вернуться за сумкой, и снова идти к другу. Когда он пришел к Андрею,
то понял, что вместо 2 км прошел гораздо больше. Сколько километров прошел
мальчик?
9. Итог урока.
- Чему учились на
уроке?
- Какое открытие
сделали во время «икс»-редиции?
10. Домашнее
задание: № 5,6 с. 48.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.