Главная / Начальные классы / Урок по литературному чтению на тему В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович" 3 класс

Урок по литературному чтению на тему В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович" 3 класс

Урок литературного чтения на тему В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»


Цель: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме4 совершенствовать умение выборочно читать и пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки.

Ожидаемые предметные результаты: научаться называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.

УУД:

-познавательные: осознавать сущность и значение литературных сказок как части русской национальной культуры;

-регулятивные: выбирать в паре форму оценивания результатов, вырабатывать совместно критерии оценки результатов; анализировать причины успеха или неудачи с помощью оценочных шкал и знаковой системы;

-коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы


Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель. – Улыбнемся друг другу, дети. Сядьте тихо, удобно, закройте глаза, опустите голову на грудь.

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке.

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание мое растет.

- Я как разведчик все замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Работаю!

У. – По дороге в школу я нашла рукавичку. Как вы думаете, чья она?

Д. – Деда Мороза.

У. – Ой, сколько снега набилось! (Снежинки высыпаются из рукавички). – Не простые снежинки, а снежинки-задания.

У. – Какие сказки о Морозе вы читали?

Д. – «Два Мороза», «Мороз Иванович», «Морозко», Некрасов «Мороз, Красный нос», Маршак «Двенадцать месяцев».

У. – Каким рисует Мороза в своих сказках народ?

Д. – Мудрым, умным, богатым, добрым, доброжелательным, благородным, большим, в красном кафтане, с посохом в руке, в санях, запряженные тройкой лошадей.

У.- Кто написал сказку «Мороз Иванович»?

Д. – В.Ф. Одоевский

У. – Сюжет какой русской народной сказки явился основой литературной сказки «Мороз Иванович»?

Д. – «Морозко».

-Сегодня мы продолжим работу над произведением , которое читали на прошлом уроке.

2.Подготовительный этап.

- Подготовимся немного, чтобы настроиться хорошо, выразительно читать на уроке.

 На доске написан текст.

- Найдите ошибки, исправьте и прочитайте правильно. Работа в паре.

Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошшла она на колодец за вадой, оппустила ведро на веревке,а верёвка-то и оборвиссь; упало ведро в колодец.

-Что сказал Мороз Иванович Рукодельнице?

Бинарное чтение ( чтение вдвоём, остальные следят )

  • Стр.200, 2 абзац.

-Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? Почему?

Чтение «птичьим базаром» .

  • Стр. 202 (2 – 3 абзацы)

-Какую работу успела выполнить Рукодельница?

3.Постановка цели урока. Повторение изученного материала.

-На прошлом уроке мы познакомились со сказкой. Какая это сказка? Кто автор этой сказки? Что вы о нём знаете? (высказывания учащихся).

- Да, это сказка «Мороз Иванович», которую написал В.Ф. Одоевский - Сегодня на уроке мы продолжим работать над содержанием этой сказки.

- Но сначала вспомните, какие бывают сказки? (народные, авторские).

-Чем они отличаются?

-С какой русской народной сказкой близка сказка В.Ф. Одоевского? («Морозко»)

-Чем они отличаются? Чем похожи? (Высказывания учащихся) – 

-Прочитайте начало сказки автора – 

-Как понимаете смысл этой пословицы? (Высказывания детей)

4.Словарная работа .

Какие главные герои у нашей сказки?

Д. – Рукодельница и Ленивица.

У. – Разобьемся на две рабочие группы.

1 группа – собирает материал о Ленивице, а 2 группа – о Рукодельнице.

5.Работа над содержанием сказки.

-Как вы думаете, почему автор именно так назвал девочек? (Автор хотел показать, что девочки были разные по характеру)

-Могут ли их имена сказать, какими они были?

-Найдём и прочитаем отрывок о Рукодельнице. ( стр.196-197)

-Слово учителя: Рукодельница без дела не сидела. Когда она шила и штопала, в доме часто звучала песня. Очень часто люди, когда работают, поют. Сейчас нам Алина и Алёна исполнят песню, которая часто сопровождала людей в работе.

-Теперь прочитаем о Ленивице. ( стр.196 - 197)

-Чем занималась Ленивица?

-Что можно сказать о девочках? (В.Ф. Одоевский противопоставляет имена, поведение и даже голос девочек)

-Какая беда приключилась с Рукодельницей?

-Как на это отреагировала нянюшка Прасковья? Прочитайте (стр.197-198)

-Как вы думаете, почему нянюшка никогда не ставила в пример Рукодельницу, не поучала Ленивицу? ( Да, она не любила девочек, они ей были не родные, сама она была злая)

-Как добиралась до дома Мороза Ивановича Рукодельница?

-Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Рукодельница (стр.198, со 2 абзаца)

-А как Ленивица добиралась по этой же дороге?

-Прочитаем по ролям: автор, пирожки, яблочки, Мороз Иванович, Ленивица (стр.203, 3 абзац)

-Увидели ли разницу в том, как дошли девочки до дома Мороза Ивановича? В чём? (Высказывания детей)

-Как это говорит о них, об их характере? ( Высказывания детей)

-Как вы думаете, почему автор два раза заставляет нас с вами преодолеть один и тот же путь?

-Как он встретил девочек? Прочитайте (Рукодельницу – стр.199, Ленивицу – стр. 204,1-2 абзац)

-Сколько дней провели девочки у Мороза Ивановича? (3 дня)

Физкультминутка «Не утони в сугробах».



-Сейчас выполним задания по вариантам.

- КИМ Литературное чтение (3 класс)

-Какие три вопроса задала Рукодельница старику? Прочитайте. Как характеризуют эти вопросы Рукодельницу? (стр.200-201).

-Какие подарки получила каждая девочка от Мороза Ивановича за свою работу ? (Ответы детей)

-Выборочное чтение ( подарки Рукодельницы – стр.202, 4 абзац «…Так прожила…»; подарки Ленивицы – стр.206,3 абзац «…На третий день…»)

-Почему Мороз Иванович их так отблагодарил? ( По работе и награда!)

-Как вы думаете, каким вспоминала Мороза Ивановича Рукодельница? А Ленивица?

Рукодельница Ленивица

добродушный злющий

приветливый подозрительный

справедливый

- Как вы думаете, почему? (Внутренний мир девочек, душа разная)

-А девочки какие были? Сравните, дайте им характеристику (Высказывания детей)

-Слово учителя: Рукодельница: трудолюбива, добра, скромна, почтительна. Ленивица: ленива, зла, неуважительна, груба, высокомерна. Автор противопоставил характеры и поведение двух девочек, используя приём контраста. В этой борьбе добра и зла побеждает добро. Труд красит человека, а лень портит. 

-Какими вы представляете героев сказки?

6.Итог урока.

-Как вы думаете, какова главная мысль сказки? 

-Кто сказал это в сказке? (Мороз Иванович)

-Как вы думаете, пословица только к этой сказке подходит?

-Кому ещё можно её сказать и когда?

-Раз эта пословица подходит ко всем, давайте запишем в тетрадях ( Какова твоя работа, такова будет тебе и награда)

-Какие ещё знаете пословицы о труде? ( Примеры детей) .

-Найдите и прочитайте последний абзац сказки (стр.207). Как понимаете.

-Ответы детей

7.Домашнее задание. Подумайте, как можно проиллюстрировать нашу сказку, нарисуйте и подробно расскажите. Кому это трудно – вам такое задание: подготовить пересказ сказки.

8.Рефлексия.

У. - Мы сегодня хорошо поработали, а за работу что получаем?

Д. - Оценки.

У. - Кто хочет побыть Морозом Ивановичем и одарить работающих оценками?

У.- Подумайте, какую пользу принесет сказка тому, кто посмотрит ее?

У.- Найдите в сказке пословицу и объясните ее смысл.

У. - Какие еще пословицы подходят к нашей сказке?

Ребята спасибо вам за сотрудничество!

Оценки за работу на уроке.



Урок по литературному чтению на тему В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович" 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Цель: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме4 совершенствовать умение выборочно читать и пересказывать текст для доказательства своих мыслей; способствовать раскрытию нравственного смысла сказки.


Автор Рижко Анна Олеговна
Дата добавления 12.01.2016
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1296
Номер материала MA-063731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓