Урок
по литературному чтению Л.Н. Толстой «Муравей и голубка».
Цель:
1) Способствовать полноценному восприятию басни;
2) Формировать первоначальное представление о жанре басни: поучительность,
наличие иносказания, обусловленность выбора героев. Наблюдать за близостью идеи
произведений при разных сюжетах, формировать начальное представление о
пословице как изречении, содержащем народную мудрость.
3) Формировать систему читательских умений;
4) Обучать выразительности чтения: познакомить с паузой как выразительным
средством, учить передавать в чтении одобрение или неодобрение персонажей.
Ход урока.
1.
Любите ли вы слушать, когда вам читают книги? А
сами читать? Правда, это очень увлекательное занятие –чтение?
Басню,
которую я вам прочитаю, придумал больше двух с половиной тысяч лет назад
человек по имени Эзоп. Лев Николаевич Толстой, величайший русский писатель,
написал эту басню для детей. Послушайте её.
2.
Первичное восприятие. Чтение учителем басни
«Муравей и голубка»
Муравей
спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила.
Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей.
Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел
захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и
уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
3.
Выявление первичного восприятия.
Понравились
ли вам герои басни? Почему?
4.
Постановка учебной задачи.
Сегодня
на уроке мы будем учиться выразительно читать. Что значит – читать
выразительно? Чьи чувства мы будем выражать? (Чувства автора). А как автор
относится к своим героям? Для чего он рассказывает эту басню? Чтобы ответить на
эти вопросы, давайте еще раз перечитаем басню.
5.
Вторичное восприятие. Чтение учащихся.
6.
Анализ басни.
7.
Как же автор относится к муравью и голубке?
(Вероятнее всего, дети ответят: «Хорошо».) Достаточно ли одного слова, чтобы
определить это отношение? Прочтите первое предложение. Можно ли сказать
что-либо об отношении автора к муравью? (Нет). С какой интонацией надо читать это
предложение? (Спокойно. В нём только дается информация.) В первом предложении
только стоит двоеточие. Перечитайте это предложение про себя и подумайте, о
какой интонации предупреждает этот знак? (Вторая часть предложения – «захотел
напиться» объясняет, почему муравей спустился к ручью). Прочитайте выразительно
первое предложение.
Прочитайте
второе предложение. Чувствуется ли, как автор относится к муравью? (Да. Автор
сочувствует муравью). Прочитайте выразительно это предложение, покажите
голосом, что вы переживаете за муравья.
Прочитайте
3 и 4 предложения. Чьи чувства нужно передать при чтении третьего предложения?
(Голубки. Она увидела, что муравей тонет, и испугалась за него. И чувства
автора. Он одобрительно относится к голубке.) В этом предложении стоит тире.
Этот знак предупреждает, что нужно сделать паузу при чтении, он подчеркивает,
что события быстро сменяют друг друга
Прочитайте
третье предложение выразительно: передайте беспокойство голубки и одобрение
автора.
Прочитайте
четвертое предложение. Сохраняется ли интонация обеспокоенности? (Нет. Муравей
спасся. Прочесть нужно радостно, с облегчением).
8.
Обобщение.
Знаете
ли вы, что такое пословица? Это короткое (обычно всего одно предложение)
народное изречение, которое хранится в народной памяти, передается от отца к
сыну. В этих изречениях запечатлен народный опыт, представление о жизни.
Прочитайте
пословицы, написанные на доске. Как аукнется, так и откликнется. Долг платежом
красен. Делай другим добро – будешь сам без беды.
Л.Н.Толстой
рассказал о муравье и голубке, а в чем он хотел убедить людей?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.