Главная / Начальные классы / Урок по литературному чтению 3 класс "Город в табакерке"

Урок по литературному чтению 3 класс "Город в табакерке"

Тема: Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке».

Цель: Познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; помочь понять ее содержание; разбудить у детей любознательность к естественно – научным знаниям, воспитывать бережное отношение к вещам.

Задачи:

  • Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;Закрепить представление у учащихся о литературной сказке;

  • Развитие критического мышления, памяти, формирование навыков по развитию речи;Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;

  • Познакомить с понятием «воспитанность».

  • Уважать мнение товарищей, умение работать в группе.

Оборудование:

  • Учебник литературного чтения 3 класс

  • Презентация «В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»

  • Толковые словари Ожегова

  • Музыкальная шкатулка

  • Тексты с биографией В.Ф. Одоевского

Ход урока:

  1. Организация класса.

- Повернитесь друг к другу, прикоснитесь друг к другу ладошками. Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится. Поддержите друг друга перед нашей сегодняшней предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу. Опустите ладошки.

-Что подарили вы своему соседу?

Улыбнитесь еще раз, чтобы наш сегодняшний день, класс наполнился светом, наполнился счастьем.

  1. Речевая разминка.

Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытания

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожидании

Благополучного конца.

( Прочитайте по указке, медленно, с интонацией удивления, с весёлой интонацией, грустной

-Какова главная мысль стихотворения? (все любят сказки)

- О какой особенности сказки говорится в стихотворении? (благополучный конец)

- Чьи это храбрые сердца бороться будут до конца? (читатели)

-Какие виды сказок вы знаете?

Чем отличается народная сказка от литературной сказки?

3. Повторение изученного.

-Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой, а чтобы узнать, кто ее написал, вы должны мне ответить на вопросы по изученным темам.

В- кто автор стихотворения, в котором рассказывается о мальчике, мечтающем стать путешественником? (Введенский А.)

О – как называется прием в литературе, когда неживые предметы наделяются человеческими качествами? (олицетворение)

Д – как звали девочку из сказки П.Бажова «Серебряное Копытце»? (Дарёнка)

О – кто автор толкового словаря, которым мы пользуемся на уроках? (Ожегов)

Е – кто автор ст-я «Поёт зима, аукает…» ( Есенин С.)

В – как звали кота из рассказа К.Паустовского? (Ворюга)

С – как звали путешественника из арабской сказки? (Синдбад-Мореход)

К – кто написал сказку о жизни мальчика в джунглях? (Киплинг Р.)

И – как назывался город в сказке А. Волкова? (Изумрудный)

-Составьте из первых букв имя и фамилию автора. (Владимир Одоевский) ( Слайд )

  1. Чтение «у стены». Знакомство с творчеством В.Ф. Одоевского

(текст набран на отдельных листах)

Давно, в 1803 г. в Москве родился мальчик Володя. Он рано потерял отца и воспитывался в семье дяди, где получил хорошее домашнее образование. Позже он переехал в г. Санкт-Петербург. Многие считали его чудаком за то, что он носил остроконечный колпак и черный шелковый сюртук до пят. Чудаком его считали и за то, что большую часть времени он проводил за книгами, и вдобавок сам был сочинителем (так тогда называли писателей). В своем костюме Одоевский и вправду смахивал на сказочного чародея, но кроме одежды ничего в нем странного не было. Наоборот, был он человек очень умный и необыкновенно добрый, всегда о ком-то заботился. Но больше всего он заботился о детях и их воспитании. Благодаря его хлопотам и трудам в Петербурге было основано несколько приютов для беспризорных детей и сирот, бесплатная детская больница. Когда ему исполнилось 30 лет в свет вышел сборник для детей «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея». Это была 1-я русская книга для детей.

-Что узнали вы об авторе? (ответы детей)

4. Вызов

«Сбор ассоциаций».

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «город»? (учитель записывает на доске ответы детей)

Толстые и тонкие вопросы.

- Слышали ли вы выражение «музыкальный город»?

-Кто может жить в этом городе?

5. Словарно-лексическая работа

-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Владимира Одоевского “Городок в табакерке”

Сказка была написана очень давно, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

-Вы знаете, что такое табакерка?

Перед тем как познакомиться со сказкой мы найдем значение непонятных нам слов в словаре Ожигова. (каждой группе раздаются слова, дети находят значения слов в словаре, зачитывают)

Табакерка – коробочка для табака

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

Музыкальные табакерки превратились в особый предмет роскоши и престижа. Прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами,  но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки.

Шатер -покрытие в виде высокой многогранной пирамиды

Флюгер - прибор для определения силы и движения воздуха

Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.

Горка - стеклянный шкаф, где хранится посуда.

Бюро - стол для письменных занятий и хранения бумаг.

-Много в сказке устаревших слов. Как вы думаете, что могут обозначать слова:

  • Свод – в архитектуре тип перекрытия

  • Табакерка – коробочка для ароматной пыли

  • Пестренькая -

  • Одинакие – одинаковые

  • Опамятоваться – опомниться.

  • Счесть нельзя – сосчитать нельзя

  • С сими словами – с этими словами

  • Учтиво – очень вежливо

  • Досадно – обидно

  • Индо – даже

-По названию сказки вы уже догадались, что речь в ней пойдет о табакерке, но табакерка эта не простая, она музыкальная.

Музыкальная шкатулка - механический заводной инструмент, воспроизводящий какую - либо мелодию

"Город в табакерке" - самая известная сказка В.Ф.Одоевского.

Мы вместе с маленьким героем совершим невероятное путешествие в музыкальную шкатулку. Встретим царевну Пружинку и добрых мальчиков-колокольчиков.

6. Первичное восприятие текста сказки

(Просмотр отрывка мультфильма до места, где Миша попадает в шкатулку)

- Хотите узнать, что произошло с мальчиком дальше?

7. ЖИГСО-1 (работа в группах)

-Те из вас, кто был внимателен на уроке, смогут без труда ответить на вопросы Мальчика-колокольчика.

«Метод незаконченных предложений»

Табакерка была сделана из … (из черепахи)

Листики на деревьях были из … (из серебра)

Городок назывался …(Динь-Динь)

Мишу поманил за собой, когда в табакерке открылась дверь … (мальчик с золотой головкой и в стальной юбочке)

Папа предупреждал Мишу, дабы не сломать табакерку, чтобы он не трогал ….(пружинку)

В табакерке надзиратель … (валик)

Надзиратель постоянно повторяет …(шуры-муры)

Автор сравнивает царевну-Пружинку с …(змейкой)

По словам папеньки, чтобы понять, как устроена табакерка нужно учиться …(механике)

Голос колокольчика зависит от его размера, чем … (чем больше колокольчик, тем голос у него толще)

9.Физминутка.

-Как вы думаете, красивая была бы музыка, если бы все колокольчики были одинаковы?

-Сейчас мы с вами побываем в роли колокольчиков, молоточков. Вспомните какие слова говорили колокольчики?(динь-динь) Молоточки?(тук-тук) Надзиратель? (шуры-муры) Царевна? (зиц-зиц) (песня «Шкатулка)

10. Работа в группах.

1 центр «Единомышленники» (Объяснение незнакомых слов)

2 центр «Цепочка» (Составить правильную логическую цепь).

3 центр «Рекламисты» (Создать рекламу для сказки в виде «Синквейна»)

4 центр «Словесники» (составить характеристику главному герою в виде «Кластера»)

5 центр «Доказчики» (Доказать, что это сказка .Ответить чему учит сказка?)

11. Рефлексия.

-Сейчас оценим работу групп.

порядок ответов: 1. «Словесники»

2. «Единомышленники»

3. «Рекламисты»

4. «Доказчики»

5. «Цепочка»

-Составьте из первых букв названий центров слово, добавьте букву Е. (СЕРДЦЕ)

Храброе сердце закончило путь,

Скоро мы сможем уже отдохнуть.

Молодцы, поработали дружно,

Что ж, оценить себя нужно.

-У вас на столах сердечки, если вам понравился урок, то прикрепите сердечко к доске. Если нет, то оставьте у себя.

-В подарок о нашей встрече я принесла вам необыкновенную вещь. Сейчас произойдет чудо, чудо на ваших глазах. Это не просто музыка, это музыка ваших сердец, добрых, искренних, настоящих. Я благодарю вас за эмоции, я благодарю вас за те слова, которые вы подарили сегодня на уроке, за те ответы, которые заслужили аплодисментов.

(демонстрируется музыкальная шкатулка)

12. Домашнее задание.

Эссе «Чему научила меня сказка В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».



Урок по литературному чтению 3 класс "Город в табакерке"
  • Начальные классы
Описание:

Цель: Познакомить детей с творчеством В.Ф. Одоевского и научно-познавательной сказкой “Городок в Табакерке”; помочь понять ее содержание; разбудить у детей любознательность к естественно – научным знаниям, воспитывать бережное отношение к вещам.

Задачи:

Формирование интереса у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;Закрепить представление у учащихся о литературной сказке;

Развитие критического мышления, памяти, формирование навыков по развитию речи;Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;

Познакомить с понятием «воспитанность».

Уважать мнение товарищей, умение работать в группе.

Автор Рубенкова Татьяна Владимировна
Дата добавления 16.08.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1766
Номер материала MA-060401
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓