Тема: «В багрец и
золото одетые леса…» Поэтический родник. С.
Козлов. В сентябре. Е. Трутнева. Улетает лето.
Цель:
пробудить интерсе к поэзии - познакомить учащихся со
стихами известных поэтов об осенней поре.
Задачи:
закреплять представления о временах года; уметь доказать свои выводы;
развивать умение ставить проблемные вопросы и отвечать на них; воспитывать
интерес к чтению, умение работать в группах.
Оборудование: интерактивная
доска, слайды с осенними пейзажами, портреты поэтов.
Ход урока:
I.
Орг. момент.
II.
Проверка домашнего задания в группах.
Чтение наизусть стихотворения. Конкурс чтецов.
III.
Актуализация знаний.
1. Работа в
группах. Составление синквейна «Осень».
2. - Какие стихи
об осени знаете? Назовите авторов этих произведений.
3. Просмотр
презентации. Осенние пейзажи.
IV.
Новый материал.
1. Библиографическая
страничка. Слово о поэтах. (Подготовленные учащиеся) .
Сергей Григорьевич Козлов
родился 22 августа 1939 года в Москве. Свои первые стихи он написал, когда
учился в восьмом классе. В юности занимался в литературном объединении
"Магистраль". Окончил Литературный институт имени М. Горького. До
того как стать профессиональным писателем, Сергей Козлов был рабочим в
типографии, работал токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в
геологические экспедиции, был экскурсоводом в пушкинском музее-заповеднике
Михайловское.
В 60-х гг. начал писать
сказки. Сергей Козлов - автор любимых детьми и взрослыми историй про Ежика и
его друзей ("Ежик в тумане", "Ежик и море", "В сладком
морковном лесу", "Как Ежик с Медвежонком протирали звезды",
"Как Ослик шил шубу" и т.д.), а также историй про Львенка и Черепаху,
которые пели песню: "Я на солнышке сижу, я на солнышко гляжу..."
Как автор сценария он
принимал участие в создании таких мультипликационных фильмов для детей:
"Осенняя рыбалка" (1968), "Страшный, серый, лохматый"
(1971). "Как Львенок и Черепаха пели песню" (1974), "В порту"
(1975), "Ежик в тумане" (1975), "Как Ежик и Медвежонок встречали
Новый год" (1975), "Трям! Здравствуй!" (1980), "Поросенок в
колючей шубке" (1981), "Зимняя сказка" (1981) и многих других.
Умер 9 января 2010 года, похоронен
на Троекуровском кладбище в Москве.
Евгения Федоровна Трутнева (1884-1959), писатель, поэт. Известная детская поэтесса.
Воспитывалась приемными родителями - инженером статским советником Ф. П.
Вишневским и его женой Ю. Г. Вишневской.
После окончания в 1902 г. гимназии в г. Перми работала в конторе
Пермской железной дороги, в канцелярии губернского земства, секретарем и
классной наставницей в перм. женской гимназии имени И. С. Тургенева. Затем работала
в педагогическом институте сначала библиотекарем, затем лаборантом. Стихи начала писать еще в гимназические годы. В 1938 г. ее стихи
появились на страницах литературно-художественного альманаха «Уральский
современник», выходившего в Свердловске. В 1940 г. Свердлгиз издал книжку ее
стихов «Подарок». С этого же года она стала постоянной сотрудницей детского
журнала«Мурзилка».
Во время Великой Отечественной войны,
заведуя литературной частью Перм. театра кукол, написала для него пьесы «В тылу
врага» и «Сказка». Создала ряд песен, положенных на музыку ленинградскими
композиторами. При жизни Е. Ф. Трутневой было опубликовано более 40
сборников ее стихов: «Подарок», «Снежный город», «Родина», «Победа»,
«Тропинка», «Грибы», «В родном краю», «Времена года», «У золотого колоса», «Мой
календарь» и др.
2. Освоение
содержания и анализ стихотворений.
А) Слушание в записи стихов об осени (см.
электронный учебник, диск).
Б) Чтение стихотворений учителем,
учащимися.
4. Анализ
стихотворения.
- Какое стихотворение больше понравилось?
Почему? Что их объединяет?
5. Работа в группах.
1
группа.
Сравните
прочитанные стихотворения. Заполните сравнительную таблицу в виде диаграммы
Вена.
- Что общего в стихотворениях?
- Чем они различаются?
2 группа.
- Чем отличается
по изображённым приметам осень в стихотворении С. Козлова и Е. Трутневой?
- Что общего в
изображении осени?
- Какое настроение
передают авторы? Найдите ответ в стихотворении.
3 группа.
- Какие
литературные средства языка использует С. Козлов в своём стихотворении?
Вспомните, что такое эпитет и сравнения.
- Выпишите
сравнения и эпитеты.
4 группа.
- Какие
литературные средства языка использует Е. Трутнева в своём стихотворении?
Вспомните, что такое эпитет и сравнение..
- Выпишите эпитеты
и сравнения.
- Как представлена
осень в стихотворении? Как называется этот приём?
5 группа.
Изобразить осень, описанную поэтами в виде
схемы.
Представление работ.
V.
Рефлексия. Написать в тетради сочинение- эссе.
- Какое стихотворение понравилось
больше и
почему.
VI.
Итог. Домашнее задание: подготовиться к письму стихотворения по памяти. С.17. Подчеркнуть
в стихотворении эпитеты и сравнения.
Подготовиться к
тесту «Проверь себя» с. 18
1 группа.
Сравните прочитанные стихотворения.
Заполните сравнительную таблицу в виде кругов Эйлера.
- Что общего в стихотворениях?
- Чем они различаются?
2 группа.
- Чем отличается по изображённым
приметам осень в стихотворении С. Козлова и Е. Трутневой?
- Что общего в изображении осени?
- Какое настроение передают авторы?
Найдите ответ в стихотворении.
3 группа.
- Какие литературные средства языка
использует С. Козлов в своём стихотворении? Вспомните, что такое эпитет и
сравнения.
- Выпишите сравнения и эпитеты.
4 группа.
- Какие литературные средства языка
использует Е. Трутнева в своём стихотворении? Вспомните, что такое эпитет и
сравнения.
- Выпишите эпитеты и сравнения.
- Как представлена осень в
стихотворении? Как называется этот приём?
5 группа.
Изобразить осень,
описанную поэтами в виде схемы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.