Главная / Русский язык и литература / Урок по литературе на тему "Судьба человека и война"(9 класс)

Урок по литературе на тему "Судьба человека и война"(9 класс)

Урок литературы в 9 классе


Тема: Судьба человека и война.



Цели:(2слайд)


-обучающие: дать представление о личности человека, его судьбе в годы ВОвойны, ,показать значение образов литературных героев( рассказа "Судьба человека" Шолохова, «Повесть о настоящем человеке» Полевого),образов реальных героев войны,


-развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать;


-воспитывающие: воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.


Ход занятия:

  1. Беседа.

Учитель начинает урок с чтения стихотворения поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва "Условия задачи" (3слайд) 

                                            

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?


2.Действительно, во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?"


-А как вы понимаете значение слова «СУДЬБА»?

Словарь Ожегова. Словарная статья слова «судьба» (слайд4)


-Чтение высказываний Гельвеция, народной мудрости о личности (слайд5)

«Человек не рождается, а становится тем, кто он есть».

«Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу» (народная мудрость).


-Что такое характер? Какими чертами характера могут обладать люди?

(слайд6)

3.Социально-психологические исследования:

(уч-ся школы под руководством психолога провели опрос. Опрошены были люди от 25 до 45 лет. Вопрос: Что может кардинально повлиять на вашу жизнь?

(слайд 7,слайд 8)

Вывод: И потеря близкого человека ,и болезнь может сломать человека, а может его закалить. От чего это зависит ? (от характера, жизненных целей ).


4.Наверное такими вопросами задавался и известный писатель 20 века М.Шолохов, такую проблему разрешил и в своем произведении «Судьба человека»

Вся жизнь писателя – это великий подвиг. Видит свой писательский и человеческий долг в служении своим пером народу (слайды 9,10). «Я видел и вижу свою задачу…отдать поклон народу-труженику, народу- герою».


Да, действительно, у Шолохова интересная жизнь, интересная судьба. Это выдающийся человек, писатель. И у его героев удивительные судьбы.

5. «Судьба человека» Шолохов.

«У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю, сколько надо было иметь сил, чтобы начать все сызнова», -писал Шолохов. Он и сам воевал не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.


-Давайте обратимся к рассказу.


*Кому посвящен рассказ? (Евгении Левицкой, женщине удивительной судьбы: трудная жизнь, боролась за счастливую жизнь, была сослана с детьми в ссылку).

*Композиция рассказа?


(прослеживается вся жизнь героя, судьба: до войны, во время войны, после войны ).

*Расскажите, какой была жизнь Андрея Соколова на разных жизненных этапах? Черты его характера?

(слайды11,12).


На слайде

"         Довоенная жизнь

"        Уход на фронт и прощание с семьёй.Война.

"        Плен

"        Гибель семьи

"        Встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном


       Довоенная жизнь

- Какой была довоенная жизнь А.Соколова?

- Как Шолохов рисует жизнь  героя до войны? (выделяет наиболее важное в жизни, создаёт обобщённые картины: "Придешь с работы…", "Приходилось выпивать… , такие кренделя выписываешь…" Отобранными штрихами и чёрточками рассказывает об изменениях в жизни героя: "Вскорости у нас дети пошли"; "В двадцать девятом завлекли меня машины. Изучил автодело, сел за баранку на грузовой" и т.д. Глаголы, в основном, прош. времени.

- А почему именно так? (да потому что это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в прошлом.)

       Уход на фронт и прощание с семьёй

- Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот она, война.)

- Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.

- В каких словах скорбная высокая лирическая нота звучит как заклинание? Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!.."

       Плен

-Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.

- Как ведёт себя герой?  (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

-В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

-Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

-Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре. (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа.

- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала?  (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

       Гибель семьи

- Ещё одно испытание - гибель семьи.

- Что помогло пережить, вынести всё это?  (И на войне, и в мирной жизни Соколов руководствуется непреложным для себя принципом поведения: "На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала". Эта фраза - лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение), схватывает одну из важнейших сторон его содержания.

       Встреча с Ванюшкой, ставшим ему сыном (слайд13).


- Автор, предсказывая будущую жизнь Ванюшки, использует слово "терпеть" почти в том же значении, которое придавал ему Соколов: "…около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина

- Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение "Судьба человека", а не "Судьба солдата»?


(Судьба А. Соколова - это судьба обыкновенного русского человека, на чью долю выпала Вов. Таких судеб миллионы).


6.Приведите примеры из других литературных произведений, раскрывающих судьбы удивительных людей.

-Рассказ уч-ся об Алексее Мересьеве, герое произведения Полевого «Повесть о настоящем человеке»(слайды 14-15).

*Какие черты характера из обозначенных на слайде16 вы бы выбрали для характеристик наших героев?


7.И у нас в посёлке есть люди, прошедшие ад войн. Вы знаете их?  Расскажите об их судьбах.

(рассказы уч-ся о ветеранах войн, о людях с удивительной судьбой) (слайд17).               

8.Послушаем отрывок из произведения Алексея Черкасова и Полины Москвитиной «Рыжий конь»(слайд17). Как вы понимаете 1-ую фразу («Судьбы, как тропы в глухолесье , -всегда разные»)?


9.Чтение стихотворения Ю.Левитанского.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает для себя.



Урок по литературе на тему "Судьба человека и война"(9 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

-На уроке ставились следующие цели:

обучающие: дать представление о личности человека, его судьбе в годы ВО войны ,показать значение образов литературных героев( рассказа "Судьба человека" М. Шолохова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого),образов реальных героев войны(краеведческий материал),

-развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать;

-воспитывающие: воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны,своего края.

Входе урока анализировали ключевые сцены произведений"Судьба человека","Повесть о настоящем человеке".Прозвучали стихи о роли человека на войне. " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?"-эти вопросы были основными на уроке.

Далее учащиеся рассказывали о ветеранах войн, о людях с удивительной судьбой.

Автор Волкова Любовь Васильевна
Дата добавления 29.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1512
Номер материала 58642
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓